Oct 15, 2016 22:28
я тут недавно несколько раз написала о том, что идеи Прудона мне в целом нравятся. Между тем, в его идеях и высказываниях есть моменты, которые с сегодняшней точки зрения могут казаться не только странными и непонятными, но и прямо-таки отсталыми и реакционными. И это, в общем, к вопросу о том, что в любом случае нельзя тупо и механически тащить в двадцать первый век идеи середины девятнадцатого века, и многие вещи нельзя понять вне исторического контекста.
Ну это примерно как "почему Пестель в своей программе по польскому вопросу не учел мнение белорусского народа".
Так вот, любопытно, что Прудон и прудонисты выступают против женского труда. Женщине место дома, в семье, у домашнего очага, она должна заниматься воспитанием детей, в то время как для ее мужа будут созданы условия для пристойного заработка, способного обеспечить целую семью. Три "к", короче говоря. Ну разве что "кирхе", то есть церковь, из этой триады исключается, поскольку эпоха в целом в основном материалистическая (хотя сам Прудон - не атеист). Наемный труд, по их мнению, развращает и убивает женщину.
Как же так - спросят многие - вот так прогрессивный философ и общественный деятель? Ведь как раз примерно в это время начинается движение феминисток и суфражисток за женские права, за право женщины на труд и образование. А тут вдруг - сиди, баба, дома и не рыпайся никуда. Странное несоответствие. Из-за этого, кстати, на каком-то из конгрессов Интернационала марксисты поругались с прудонистами.
А ведь тут все совсем просто и понятно. Речь идет о разных женщинах. Первое поколение феминисток - это в основном образованные женщины средних классов (ну как в России Мария Трубникова, например - дочка декабриста Ивашева и Камиллы Ле-Дантю). Они мечтают о том, чтобы освободиться от семейной опеки, иметь финансовую независимость от мужа и семьи, право на высшее образование, возможность зарабатывать себе на жизнь интеллигентной профессией (стать, например, врачом, адвокатом, переводчиком). Это их такая прекрасная картина мира - из лона семьи к независимой профессии.
А прудонисты из рабочих секций Интернационала имеют дело прежде всего с совершенно другим кругом женщин. Они видят фабричную работницу, которая стоит в каком-нибудь красильном цеху по 14 часов в сутки, вдыхая ядовитые пары и убивая остатки женского здоровья, оставив при этом дома четверых некормленых и неухоженных детей, и в довершение являясь легкой добычей любого хозяина или цехового мастера. Вот поэтому они - против.
А как примирить эти две разные картины мира, люди еще не знают.
И это на тот момент практически едва-едва пересекающиеся круги. Ну из серии советских баб со шпалами на железных дорогах - почему-то советские женщины не были рады в массе своей такой форме равноправия.
Франция,
параллели и меридианы,
размышление,
Парижская коммуна