Как задумывалась игра "Время вишен"

Mar 05, 2017 12:45

Немного личного. Честно говоря, я на сюжет натолкнулась случайно - в поисках историй старых песен для рубрики "История одной песни" вышла на известную французскую "Время вишен" и почитала про ее историю. История так меня заинтересовала, что я стала читать дальше и дальше и в какой-то момент осознала, что передо мной прекрасный ролевой сюжет - яркий, конфликтный, трагический, актуальный. И вот я предложила Нине nina_tian, с которой у нас довольно близкие (хотя неодинаковые) взгляды на исторические процессы, сделать такую игру. Конечно, я что-то помнила про Парижскую коммуну с советских времен и даже какие-то яркие картинки, вроде старого Шарля Делеклюза, который пошел складываться на баррикаду. Спустя четверть века я прочитала сюжет совершенно по-другому. С него потребовалось снять советские зубодробительные идеологические штампы типа "первой в мире диктатуры пролетариата" (на практике и не диктатура, и не пролетариата...), "мелкобуржуазных предателей" и тому подобной птичьей лексики. С него нужно было также снять модные в наше время охранительные штампы про "кровавых злодеев-революционеров, восставших против законной власти". Ни тот, ни другой тренд меня, по понятным причинам, не устраивали. Я вполне отдавала себе отчет в том, что эту игру не получится сделать жесткой исторической реконструкцией, так как сюжет для большинства новый и малознакомый (и для меня самой тоже новый и малознакомый, я на ходу изучала материалы и насколько могла, вовлекала игроков), поэтому пришлось в значительной степени ослабить "планку" исторических реалий - зато я вполне сознательно заострила актуализацию. Я прочитала сюжет в первую очередь как притчу про гражданскую ответственность. Когда меня игроки спрашивали (я обычно сама не навязываю свое видение, но когда меня спрашивают, отвечаю), о чем будет игра, я отвечала - это игра про становление гражданского общества


... У нас в городе внезапно случился Майдан. Он уже случился (поэтому здесь не будет, как на 1905 годе, мы берем точку, когда все уже произошло), причем он случился стихийно - война, разруха, одновременный всплеск патриотизма и нарастание социального кризиса. Не было никакого организованного переворота, никакой организованной партии, которая готовила бы переворот. Революцию не делали - она сама пришла.
И вот эта стихия выносит к власти совершенно новых людей, которые к этому никак не готовились. Как сказали бы сегодня, 80 несистемных кандидатов внезапно пришли к власти (вот правда совсем-совсем несистемных, а не "миллиардер, назначенный несистемным кандидатом"). Это не социальные низы, это скорее низший средний класс, очень пестрые люди - рабочие активисты, журналисты оппозиционных газет, служащие, мелкие предприниматели. Такие вот... сегодня это были бы менеджеры среднего звена, наверное :)
Обычные люди. Неглупые, со средним по тем временам уровнем образования. В основном очень честные и порядочные (за парой исключений) и в общем искренне желающие перемен. И вот они внезапно и совершенно помимо своей воли и желания оказываются у власти в огромном мегаполисе - и совершенно искренне не знают и не понимают, что с этой властью надо делать. У них нет опыта. Они, конечно, в основном были в оппозиции к системе в годы Второй империи - кто-то активно, а кто-то пассивно - но почти никто не мечтал лично сесть в управленческое кресло. Они не представляют собой никаких организованных партий. Они не согласны друг с другом почти ни в чем. Они ничего не знают, не умеют, они охвачены одновременно эйфорией, надеждой и растерянностью. И вот они пытаются этим как-то рулить и учиться на ходу.

Меня зацепила эта история на каком-то очень личностном уровне, потому что это такая история... про нас. Вот про меня, про моих друзей, про каких-то обычных средних людей. Вот этот низший средний класс - люди, которые не умирают от голода, которые имеют в основном какую-то профессию и стабильный кусок хлеба (иногда и с маслом), но которые всю жизнь живут под дамокловым мечом обстоятельств. Когда ты в сущности не имеешь никаких рычагов влияния на происходящее в твоем районе, городе, стране, и только крутишься, как белка в колесе, желая не выпасть из обоймы. Есть какая-то власть - нечто совершенно от тебя отдельное и сакральное, равнодушное к тебе и твоим проблемам, и есть ты со своей отдельной жизнью. И это вот совсем обычные люди - в меру неглупые, в меру образованные, порядочные, не герои, не фанатики, не гении, не подлецы. Это школьный учитель, который долгие годы говорил шепотом и на кухне, а теперь внезапно получил возможность заговорить вслух. Это квалифицированный рабочий, который всю жизнь живет под дамокловым мечом увольнения и которого в экономический кризис выставляют за ворота. Это служащий, который пытался заниматься частной благотворительностью и в какой-то момент осознал, что невозможно ложкой вычерпать море. Вот эти вот люди, которые внезапно обретают право голоса. Внезапно осознают, что они не только могут, но и должны. Что они ответственны не только за себя - но и за судьбу своего района, своего города, своей страны.
Это оттепель, это весна, эйфория, время надежд. Это наша молодость.

А вокруг них бушует разлившееся половодье. ...Пробуждение гражданского самосознания - еще незрелого, наивного, неопытного, неумелого, с трудом нащупывающего свои границы. Первые ростки формирующегося гражданского общества. Это незрелое общество шарахается из стороны в сторону, от нелепейшего радикализма ("давайте побросаем всех попов в Сену, ура!") до нелепейшего либерализма ("давайте пойдем прямо сейчас все помиримся и побратаемся"). Бардак невероятный. (очень удобно для ролевой игры - любой игровой бардак является аутентичной частью игрового мира, "бардак отыгрывается бардаком"). И это все очень живое, очень настоящее - и поэтому прекрасное. Смешное, нелепое, суетливое, пестрое, трагичное. Совершенно невероятно прекрасные живые люди, без эпического пафоса и лакированного глянца. И вот очень хорошо представляется почему-то, что посади сегодня 80 ролевиков... ну, например, в Мосгордуму - вот примерно такой же бардак будет. Стопроцентное точное попадание - "это мы, Господи".

... Но при этом они учатся! Они действуют и учатся. Возможно, если бы им дали годика четыре спокойного времени, то они бы многому научились и показали как минимум неплохие результаты. В общем можно проследить, что там, где у них была реальная возможность что-то сделать, они оказались не самыми плохими управленцами. В условиях войны и разрухи они не довели мегаполис до голода, инфляции, эпидемий, у них не случилось ни крупных коммунальных аварий, ни всплеска уголовной преступности, ни массовых народных волнений. Вообще говоря, с учетом обстоятельств, это не просто круто, это мега-круто. Им не хватает опыта, но еще больше им не хватает времени и действовать приходится в экстремальной обстановке. (а войну начали не они)

... и когда они идут сражаться и умирать в конце - все вместе, преодолев все эти нелепые разногласия, внезапно осознав себя единой силой - то они не герои и не фанатики, они проходят некую точку, после которой уже нельзя отказаться от этой ответственности, которая стала частью тебя, и нельзя, почувствовав однажды воздух свободы и ответственности, снова перестать дышать. (но на самом деле, конечно, многие выживут, и переживут, и будут жить потом очень разной жизнью - кто-то просто частной, кто-то политической, и многие успеют сделать много хорошего и полезного - но вот этот кусок весны и надежд, он навсегда останется)

... Я не знаю, что получилось в итоге, потому что я никому старалась не навязывать свои смыслы, и конечно каждый игрок вложил в игру какое-то свое собственное видение, потому что игра - это всегда совместное творчество и общий смысл рассказанной истории состоит из множества вложенных в нее смыслов. Но играли люди по факту прекрасно - насколько я могла это видеть.

(В ходе подготовки материалов к игре я осознала собственное мировоззрение - оказывается, я и есть тот самый классический-анархист-по-Прудону, в общем мне очень близко это мировоззрение - с той, конечно, поправкой, что никакие идеи девятнадцатого века - хоть Маркса, хоть Прудона, хоть Адама Смита - нельзя механически перетащить в двадцать первый век, все-таки общество слишком сильно изменилось. Но очень многое отзывается, тип мышления. Жаль, что сейчас такой идеологической ниши практически не существует в сколько-нибудь организованном виде)

Франция, параллели и меридианы, размышление, РИ, Парижская коммуна

Previous post Next post
Up