"Городок": лица и судьбы. "С кем вы, мастера культуры?"

Nov 24, 2007 22:11

Побывав на концерте у ребенка в музыкальной школе :), решила сделать этот пост...


Любители классической музыки, конечно, знают это имя - Генрик (Генрих) Венявский, скрипач-виртуоз и композитор, произведения которого и по сей день входят в обязательный репертуар современных скрипичных виртуозов.
Между тем биография Венявского (которую я подробно здесь пересказывать все же не буду, хотя желающих могу дать ссылки) в контексте событий 1863 года представляет определенный интерес.

Венявский, родившийся в Люблине, выехавший для учебы в Парижскую консерваторию и делавший блистательную карьеру виртуоза в Париже, в 1858 году познакомился с Антоном Рубинштейном. Музыканты выступали с совместными концертами в Париже и Лондоне. В Лондоне же через Рубинштейна Венявский познакомился с Изабеллой Хэмптон, дочерью английского аристократа и родственницей английского пианиста и композитора Осборна. Вскоре последовало предложение руки и сердца, однако отец Изабеллы, английский аристократ, отказался выдать свою дочь за артиста, не имеющего постоянной работы, финансовых средств и положения в высшем обществе. В эти дни было написано одно из наиболее проникновенных, поэтичных сочинений Венявского - «Легенда». Исполнение нового сочинения в концерте так растрогало семью, что отец вышел на сцену и, обняв Генрика, сказал: «Только великая любовь могла вдохновить Вас на такое великое произведение»! Однако, согласившись на брак дочери, он потребовал, чтобы Венявский нашел себе постоянное место работы перед женитьбой, а также застраховал свою жизнь на крупную сумму, которая должна была обеспечить его семью в случае какого-либо несчастья.
Помощь вновь пришла со стороны Рубинштейна: по его ходатайству Венявскому было предложено место придворного солиста в Петербурге, при этом глава Театральной дирекции начертал в докладной записке следующую резолюцию: «При составе наших театров нам необходимо иметь артиста с европейской известностью как Венявский, тем более что Венявский - русский подданный». 18 апреля 1860 года был подписан контракт с Дирекцией императорских театров. По условиям контракта Венявский был обязан играть все соло в операх и балетах, участвовать в концертах при дворе, а также вести скрипичный класс в Училище императорских театров. Однако влюбленный Венявский не сомневался в необходимости этого шага: Изабелла ждала его в Париже, где в августе 1860 года, в присутствии многих друзей, состоялось бракосочетание.
В сентябре супруги Венявские вернулись в Россию, и Генрик приступил к службе. Помимо выполнения своих обязанностей, с первых же месяцев он начал преподавать в классах Русского музыкального общества (РМО), послуживших основой для создания Петербургской консерватории. Когда весной 1862 года состоялось открытие Петербургской консерватории, в состав ее первых профессоров вошел и Генрик Венявский. За 6 лет преподавания в консерватории по классам скрипки и камерного ансамбля он выпустил ряд известных впоследствии русских скрипачей.
В России Венявский выступал как дирижер; также в 1860-62 г.г. он возглавляет лучший профессиональный квартет РМО, а позднее часто играл в квартете, в состав которого входил знаменитый русский виолончелист К.Ю. Давыдов. Многие композиторы в эти годы включали в свои партитуры развернутые скрипичные соло в надежде на исполнение Венявского. Восторженные отзывы о бесчисленных концертах в России (очень часто благотворительных), можно найти в мемуарах и письмах Берлиоза, Тургенева, Бородина, Чайковского, Кюи.

Между тем подошло время восстания, в котором принимает активное участие один из родных братьев Венявского - Юлиан. Благодаря протекции великого князя Константина Николаевича (бывшему наместнику Царства Польского) Венявскому удается добиться амнистии для брата, однако никаких других изменений в его жизни в связи с восстанием, по-видимому, не произошло: в марте 1863 го в Москве впервые был исполнен его 2 й скрипичный концерт ре минор (соч.22) (премьерой дирижировал сам Рихард Вагнер), а в апреле 1864 года, когда по лесам вылавливались последние банды повстанцев, виртуоз получил в подарок от восторженных московских меломанов скрипку Страдивари.
Несмотря на это его, видимо, тяготило звание «солиста Его Величества», вызывало негодование отношение чиновников и тайные доплаты к жалованию. Причина, однако, была, видимо не столько в патриотических чувствах, сколько в отношении к нему, как к музыканту. Еще в 1864 году он с горечью говорит одному из своих друзей: «Разница между любителем и профессиональным музыкантом заключается в том, что первый играет ради собственного удовольствия, тогда как последний обязан играть ради удовольствия других». Плохое здоровье и скверный характер артиста вызывали многочисленные скандалы с руководством Дирекции, не раз ставившей вопрос об увольнении.
Однако лишь в 1872 году Венявский все-таки ухитрился окончательно разругаться с царским двором (поводом послужил конфликт с варшавским наместником Бергом во время гастролей скрипача в Варшаве), и вновь перешел на неопределенное положение странствующего артиста.
Несколько лет непрерывных изматывающих гастролей по Европе и Америке окончательно подорвали его здоровье. Он умер, вернувшись в Россию, в 1880 году.



Записи для тех, у кого много трафика:

Скерцо-Тарантеллу Венявского играет знаменитый Иегуди Менухин:

image Click to view



Полонез ре-мажор в исполнении не менее знаменитого Яши Хейфеца:

image Click to view



(желающим нарою еще ссылок)

А это - анекдоты из жизни Венявского:

Когда польский скрипач Генрих Венявский был в Петербурге, один из "покровителей искусств" пригласил его на чашку чая. Как бы мимоходом, он сказал: "Кстати, прихватите с собой и скрипку".
Венявский ответил:
"Благодарю вас от имени моей скрипки, но она чая не пьет".

* * *

Однажды Генрик Венявский, в то время начинающий скрипач, пришел вместе с товарищем к одному довольно известному музыканту с просьбой подарить им свою визитную карточку.
Знаменитый маэстро встретил молодых людей довольно чванливо и неприветливо.
- А карточка Листа у вас есть? - поинтересовался он.
- Нет, - ответил Венявский.
- А Рубинштейна?
- Тоже нет.
- Тогда и я не дам вам никакой карточки, - отрезал суровый хозяин и хотел было выйти из комнаты.
- Если бы у нас были карточки Листа и Рубинштейна, многоуважаемый, - сказал вслед ему Венявский, - то мы не стали бы, .надо полагать, обращаться к вам...

* * *

Как-то после концерта к Венявскому обратилась восторженная поклонница:
- Посоветуйте, маэстро, что я должна сделать, чтобы ваша божественная музыка всегда была со мной?
- Станьте скрипкой Страдивари, - ответил музыкант.

* * *

Один пианист похвастался, что на его концертах публика толпится даже в коридорах. Услышавший это заявление Венявский сказал:
- Это что, мой милый! На моих концертах зал настолько переполнен, что мне приходится выступать стоя...


Примерно в те же годы еще один знаменитый композитор - Станислав Монюшко (уже прославленный и уже не очень молодой) получил пост дирижера Варшавского оперного театра. Для Монюшко, обременного большой семьей (у него было семеро детей), недавно перебравшегося в Варшаву из Вильно, где он служил всего лишь органистом в костеле, новая должность была не только возможностью творческой реализации, но и реальным материальным подспорьем. В 1862-1863 годах в городе, находящемся на военном положении, погруженном в траур, продолжал работать Оперный театр. Дирижер Оперного подвергся обструкции со стороны собственных земляков - патриотическая молодежь била в доме музыканта окна, освистывала его премьеры, устраивала у него под домом "кошачью музыку". Его называли предателем, коллаборационистом. Все это время композитор писал новую оперу под названием "Страшный двор" (известна также как "Зачарованный замок"), посвященную национальной истории. В тот момент, однако, постановка оперы не была пропущена цензурой. Премьера стала возможна только в 1865 году - и по некоторой иронии судьбы превратилась в национальную патриотическую демонстрацию.



(вообще про Монюшко надо бы рассказывать много - потому что по всем данным, он был не только хороший композитор, но и очень хороший человек... что, вообще говоря, не столько часто встречается среди крупных деятелей культуры...) :)

Также в новом коммьюнити gorodok1863 выложено некоторое количество полезных тематических ссылок...

эпоха великих реформ, история

Previous post Next post
Up