Попалась тут любопытная история. Любопытным показалось не столько с точки зрения очередных полицейских действий Северо-Западной администрации (это уж не новость), сколь заинтересовали фигуранты - участники конфликта.
Для ролевой игры - превосходный, можно сказать, правильно игротехнически развитый сюжет: власти, духовенство двух конфессий, майор-ренегат, мудрый крестьянин...
Объективность мемуаров и других данных, разумеется, проверить невозможно.
(Взято из книги "Канфecii на Беларусi", так что цитаты, там где они есть, приводятся в "обратном переводе"...)
После Январского восстания на территории Северо-Западного края массово закрывались костелы и католические монастыри. Закрытые костелы часто переделывались в православные церкви. Преобразования костелов в церкви в разных местах происходили по-разному: иногда тихо и незаметно, а иногда столкновения принимали достаточно острый характер и прекращались только после вмешательства генерал-губернатора. Бурная история случилась, например, при закрытии костела в м.Юравичи Минской губернии.
Еще в 1864 году православный епископ довел до сведения Муравьева, что духовенство этого костела постоянно вмешивается в дела православных. Были затребованы сведения о костеле и позиции его священнослужителей в восстании 1863 года, которые были представлены военным начальником уезда. Изложив историю костела ("основан иезуитами в 1746 году и, согласно с легендой, переделан из православной церкви, в которой осталась чудотворная икона Божьей Матери...") и сообщив тот факт, что костел был закрыт за участие в восстании 1831 года, однако впоследствии возвращен верующим, далее военный начальник сообщал: «...юридических фактов об участии ксендзов в мятеже хотя и нет, однако заставляют сомневаться в их политической благонадежности…»
Муравьеву этих известий было достаточно, чтобы распорядиться о скорейшем закрытии костела. Правда, он подтвердил, что все должно быть проведено тихо и благопристойно; чудотворная икона Божьей Матери должна была остаться в православной церкви, которую должны были открыть в переделанном здании костела. О дальнейших событиях сохранились воспоминания викарного ксендза Сенчыковского (впоследствии ярого сторонника «располячивания» костела): «В Юравичах я встретил роту солдат, которые в течение четырех часов рубили в костеле алтари, статути 12 апостолов и орган, который стоил 6 тыс. руб… Это потрясло меня до глубины души. Рота солдат была под командованием военного начальника повета майора Стефановича, ярого фанатика-поляка. Но для того, чтобы показать свою преданность России, он взялся рубить алтари.
… После такого вандализма и неуважения Бога в присутствии моем и католиков Стефанович обернулся к католикам со словами: «Глядите, Ваш костел уже православный, «Матка Боска» (чудотворная икона Божьей Матери) уже приняла православие. Потому и вы принимайте православие, а правительство каждому принявшему православие даст награду - по 30 руб.» Однако тут вышел вперед 80-летний старик, поклонился и сказал: «Не хотим менять лучшую веру на худшую». - «Как на худшую?» - крикнул майор Стефанович. Старец, нисколько не обескураженный, сказал: «А как же, пан, не худшая, коли вы за отказ от нашей веры еще 30 руб. впридачу даете! Я, если меняю коня, то всегда даю впридачу, если мой конь худший. И все так делают».
Однако на этом дело не закончилось. Католическое духовенство не желало терять приход в хорошем месте. Минский римско-католический епископ Войткевич предписал декану покинуть приход, а прихожан (в число которых входили в том числе жители м.Юравичи и других окрестных сел и фольварков - всего 484 человека) приписать к часовне, которая находилась тут же в Юравичах. Распоряжение римско-католического епископа вызвало недовольство местных властей и православного духовенства. В мае 1866 года на имя минского губернатора поступил рапорт военного начальника, в котором указывалось, что «основание прихода в Юравичах будет иметь плохое влияние на распространение православия в этом крае. Местечко Юравичи является настолько важным пунктом в деле латинской пропаганды, что ее представители всеми силами кинутся удерживать его. Отобрать его у них необходимо…»
Минский губернатор обратился к генерал-губернатору, которым в это время стал К.П.Кауфман. Подробно рассказав обо всей это истории, губернатор сообщал, что несмотря на закрытие костела, приход остался. Ксендзы ведут пропаганду, утверждая, что чудотворная икона (в первоначальном списке) явилась у часовни и что это означает, что сама Божественная сила поддерживает тут приход. Чтобы подтвердить свои слова, ксендзы хотят поставить у часовни копию чудотворной иконы и распространить слухи в народе, что икона, которую забрали у верующих, снова вернулась.
Ответ Кауфмана был коротким: римско-католическому епархиальному начальству предписывалось как можно быстрей перевести ксендза в другое место, прихожан распределить по другим костелах, имущество часовни передать в ближайший костел.