"Городок": строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения...

Sep 17, 2008 20:07

А мы тем временем потихоньку возвращаемся в 1860-е годы.

Для начала простенькая историческая загадка :)

Я уже несколько раз писала о том, что примерно с 1860 года, с началом так называемого "манифестационного движения", сначала в Царстве Польском, потом в Северо-Западном крае экзальтированные польские дамы и барышни начали массово носить траурные платья - "в знак памяти погибшей Отчизны". Мода из Варшавы распространилась в Вильно, а затем по всем городам и местечкам западных провинций. Патриотки носили черные платья, различные патриотические эмблемы, портреты Костюшко и других национальных героев и проч. Дамы в светлых платьях на улицах подвергались обструкциях: их одежда обливалась кислотой, резалась ножичками...
В течение нескольких лет правительство безуспешно пыталось бороться с "траурной модой". И так, и эдак, и арестуют, и оштрафуют... ничего не помогает. Тут началось восстание, и поначалу решили, что важнее бороться с вооруженными партизанами, а не с траурными барышнями. А затем в Вильно приехал Муравьев. И решил, как всегда, во всем навести порядок. В трауре в том числе.
Вскоре был издан приказ нижеследующего содержания (воспроизвожу почти дословно):

"Принять надлежащие меры к прекращению преступных манифестаций, в каком бы роде, для показания сочувствия революционному движению, оне не проявлялись. На этом основании: а) Объявить по городам и уездам, что троуръ и вообще ношение лицами женскаго пола черных платьев и революционных знаков не допускается. б) Тех чиновников, в семействе которых женщины будут появляться публично в черных платьях и других троурных нарядах, а также носить революционные знаки, исключать из службы в) Лиц женскаго пола, без различия звания, состояния и национальности, появившихся публично в троурном наряде или с условными революционными принадлежностями туалета подвергать штрафу: в первый раз 25 руб., во второй 50, а в третий арестовать, для поступления с ними, как с соучастницами в мятеже. г) В случае не взноса виновными установленного штрафа будет приступлено немедленно к продаже их движимости для пополнения штрафной суммы д) Деньги собранныя от штрафов за нарушение этого распоряжения представлять для обращения в пользу семейств сельскаго населения потерпевших раззорение и насилия от мятежников е) Лица носящия троур по самым близким своим родным, должны предъявить полиции законныя доказательства о действительной смерти этих родных. Только в таком случае может быть им дозволяемо ношение троура, до истечения срока установленнаго на это местным обычаем.

Все вышеизложенное относится и к тем из лиц мужескаго пола, которые будут появляться публично с знаками троура в одежде, обще принятыми для мужескаго наряда, а также носить чамарки, конфедератки, длинные сапоги сверх нижней одежды и другие условные знаки мятежнической парии; поручаю приказать кому следует иметь строгое наблюдение за точным и непременным исполнением всего вышесказаннаго, не взирая ни на какия лица и без малейшаго для кого либо послабления".

А через несколько дней после объявления приказа... что, вы думаете, количество траурных барышень на улицах уменьшилось?
Отнюдь. Их количество увеличилось в несколько раз противу прежнего.
Я думаю, вам будет нетрудно догадаться, как это получилось :)
Итак, правильный ответ...

эпоха великих реформ, документы, история

Previous post Next post
Up