Две недели интенсивной подготовки ушло на планирование трансголанского велоброска, денно и нощно штудировались карты и форумы, закупалось снаряжение. За неделю до урочного дня мы с Кулером заболели (мыслим положительно: взяв больничный не пришлось брать отгул), а синоптики начали всё чаще упоминать осадки в прогнозах на выходные. Единогласно решив, что дважды нам не заболеть (помянув исконный клин клином), мы двинулись в путь.
Благополучно доехав до самого северного еврейского поселения, расположенного у подножия Хермона, на высоте 1000 м. над уровнем моря (оказывается, Неве Атив -это акроним), мы выгрузили всё в одну кучу и потом ещё долго стояли и размышляли, как мы со всем этим хламом поедем (честно говоря, мы даже не знали, можно ли эту кучу загрузить на два велосипеда)...
Не успели мы всё повесить, как небо заволокли тучи, опустился тяжёлый туман и пошёл обещанный дождь. Забегая вперёд, могу признаться, что самым тяжёлым за все эти три дня было отогнать машину на стоянку и убрать ключи подальше в сумку, осознавая, что ближайшие 50 часов мы проведём в автономном режиме: всё лишнее придётся тащить до конца, что забыли - того не будет! Трёхцветная разметка трансголанского трека должна была сопровождать нас все эти три дня, ан не срослось...
Прежде, чем я продолжу, рекомендую это незамысловатое слайд-шоу, сделанное Кулером, под незабвенную и очень актуальную "Riders on the Storm".
Click to view
Издалека поглазев на крепость Нимрод, мы с трудом поднялись к мошаву Нимрод, откуда пред нами предстал шикарный вид на Масаде и Биркет Рам. По утоптанным джиповкам, да под горку, ехать можно; пересечённая местность для нас стала временно недоступной (двум горным байкерам констатация сего факта была неприятна и несла за собой изменения в маршруте).
В первый день нас повсюду сопровождали яблоневые сады, но этим благом мы не воспользовались по двум причинам: во-первых, были свои яблоки, отягощающие наши и так неподъёмные велы; и во-вторых, все они опрысканы...
Пасмурный осенний день, темнеет рано и уже спустя два часа мы начали подумывать о ночлеге. Ближайшим еврейским населённым пунктом был киббуц Эль Ром, проехав Букату, мы навпростець отправились искать кровлю (всё остальное у нас было с собой). Оказывается, в этом киббуце есть кемпинг и велосипедный гараж, но оба были закрыты...
На первый праздничный ужин у нас были припасены домашние заготовки: варёные картошка и яйца, столь удачно разогретые в кружке. В следующий раз мы решили обязательно взять бензин, а пока довольствовались малым...
Спать мы отправились около восьми, решив, что встанем в пять! Несмотря на крышу и брезентовый тент, которым мы заблаговременно накрылись, с утра палатка была вся мокрая от конденсата. Спал я отлично, чем не может похвастаться Кулер: "Ночью спал ужасно, так как Рыжий мирным спокойным храпом сотрясал всю палатку, кибуц Эль Ром, а также пару близлежащих друзских деревень".
Раз шесть нажимая на "snooze", всё надеясь на "луч солнца золотого" и проклиная правильных синоптиков (в это время Кулер анафемил меня почём зря и зарекался со мной больше не спать в одной палатке).
Так начался второй день нашего путешествия.
Часам к девяти мы, оставшись незамеченными, покинули сухое логово, и направились на восток, к Долине Слёз. Слушая электронного гида на высоте Оз-77, мне представился Авигдор Кахалани, декламирующий Лермонтова:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Каждый раз, когда слушаю или читаю о боях за Израиль, ловлю себя на мысли: "Чем лучше быт - тем хуже воин". Как бы не развивалась наша военная технология и не улучшались условия несения службы, победить босяков, которым нечего терять, ой как будет сложно...
Следующим нашим пунктом была гора Бенталь, возвышающаяся на 1170 метров. Дождь продолжал моросить, чем выше мы поднимались, тем ниже становился туман... Шли мы почти час, вызывая жалость у редких проезжающих машин, в которые не попадает мерзкий дождь и печка нежно греет ноги. Долго мы сидели в "Коффи Анан", согрелись, расслабились, а вещи не высохли. В какой-то момент мелькнула мысль, пока не поздно, вернуться, но вслух её никто не посмел озвучить...
Благополучно спустившись, заехали на заброшенную армейскую базу и присмотрели себе комнату, которая не протекает и не продувается всеми ветрами (к сожалению или к счастью, но мы сюда не вернулись). Поблуждав в сотне метров от сирийской границы, намесив голанского чернозёма, решили двигаться назад, и вернуться к машине через западные склоны Голан, по "нефтяной дороге".
Первые сутки прошли без поломок и увечий; постепенно принимая форму седла, привыкнув к дождю и холоду, вторая половина нашего голанского марафона прошла значительно легче. Ещё раз убедившись, что велосипед - не танк, и грязи он побаивается, на восток мы отправились по 959 трассе. Захотели мы воочию поглазеть на чудо-камни, да узнать, что за зверь энтот палеомагнетизм.
Через несколько минут, доехав до дворца бедуинского эмира, мы аки дети радовались солнцу!
Лет 200 тому назад перекочевало из Саудовской Аравии в наши края бедуинское племя Эль-Фадель. Уважаемые и богатые, от турков получили много земель и фактически правили на севере Голан... В 1880 году, в одной из постоянных схваток с черкесами, был убит Хасан Фаур, эмир племени. Власть перешла к его сыну, Махмуду, который и построил себе этот летний дворец (главный чертог его находится на территории киббуца Гошрим, отреставрирован и служит гостиницей). Махмуд Фаур правил до преклонного возраста (он умер в 1926 году, в 70 лет), был очень благосклонен к первым еврейским поселенцам (чего нельзя сказать о его наследнике, Шимоне). В память о хорошем эмире сегодня этот перекрёсток и называется не Вассет (название сирийской деревушки), а пер-ок Эмир.
Здесь же расположен парк Орвим, который периодически обновляется новыми каменными скульптурами. Будете в этих краях, не преминете посетить: порадуются и стар, и млад.
О подробностях второго ночлега я тактично умолчу, ибо хозяев дома мы не застали...
Как приятно было проснуться не от влаги спальника, а от будильника... с шестого раза.
Так начался третий день нашего путешествия.
Через Кела-Алон мы выехали на нефтяную дорогу!
60 лет назад здесь была тропа, позже грунтовка, а проложила её арабо-американская нефтяная компания Aramco, которая строила Транс-Аравийский нефтепровод Tapline из Саудовской Аравии до Средиземноморского побережья Ливана протяженностью 1214 км. Первоначально Хайфа была выбрана для строительства терминала на западном конце нефтепровода, однако война за Независимость и образование гос-ва Израиль привели к тому, что Tapline был направлен через Голанские Высоты в Сидон (Ливан).
Во время шестидневной войны, именно по этой "козьей тропе", прорвались бойцы спецназа "Голани" к Тель-Фахер. В бою за Тель-Фахер, 9 июня 1967 года, рядовой Давид Ширази прыгнул на "спираль Бруно", и по его телу солдаты проникли в УР.
В 73-м "Нефтяная дорога" имела важнейшее стратегическое значение: от места сирийского прорыва израильских укреплений она вела к Нафаху - там находилось не только командование израильской дивизии, но и перекрёсток стратегически важных дорог.
Не экономьте на КЛМН... Или учитесь делать две миски из одной бутылки!
Итак, почти 50 часов, и лишь 85 км, подошли к концу. Прилагается список шести мест, достойных внимания:
1.
Биркет Рам2.
Долина слёз (עמק הבכא - "Оз-77")
3.
Бенталь4.
Палеомагнетизм (шуточная статья, имейте ввиду)
5.
Дворец эмира6.
Тель-Фахер