Пишет Ян Горский, польский историк и интеллектуал
Существуют разные стили пития. Совсем по разному люди пьют для того, чтобы забыться, залить горе или для создания обстановки приятного расслабления и хорошей кампании. Можно выделить несколько стилей пития - неврастеничный, контактный, дионисийский, героический и самоубийственный.
Неврастенический стиль основывается на том, что пьют небольшими дозами, но часто, когда человек устал или чем-то раздражен, то есть при основных проявлениях неврастического синдрома. Хватает одной-двух рюмок, чтобы поправить настроение и уже в нем продолжать обычное существование.
Контактный стиль пития формируется у тех, у кого обычные контакты с людьми по каким-либо причинам затруднены. Уже после малых доз человек становится гораздо более уверенным в себе, уменьшается субьективное ощущение дистанции по отношению к "значимым другим", он легче вступает в соглашения. Молчащее общество уже после первого круга оживляется, люди кажутся более симпатичными и более интересными, возрастает ощущение принадлежности к одному социальному кругу - " мы связаны". Это стиль пития, принятый практически во всех культурах. Здесь пьют немного, хватает самых малых доз алкоголя.
От контактного стиля легко перейти к следующему - дионисийскому. "Дионисийцы" пьют много, так как ищут состояния отключения, в котором можно оторваться от повседневной реальности. Согласно Ницше "...аполлонистическое отношение к миру прежде всего ценит то, что ясно, очищено, замкнуто, уравновешено, гармонично. Дионисийское отношение к реальности прежде всего ценит полноту и полнокровность жизни, ее напряжение, которое уничтожает все границы, отрицает все законы, разрушает всякую гармонию, динамика жизни становится более важной, чем ее содержание".
Выделенные Ницше отношения к миру соответствуют "темным и ясным пространствам жизни", связанным с основным биологическим ритмом - ритмом дня и ночи. День - это господство рассудка и реальности, ночь - господство таинственных сил, диких стремлений, экстаза, сна и панического страха. Человек не может жить только днем, ему нужна и ночь. Отсюда потребность в психозе, в ином видении мира, отличном от дневного. Алкоголь удовлетворяет эту потребность.
Героический стиль пития требует употребления больших доз алкоголя. Только тогда возникает ощущение своей силы и готовности к великим свершениям, которое в наших условиях кончается, как правило, бесчинством. В этом случае алкоголь освобождает таящуюся в каждом человеке героическую потенцию, в наших условиях задавленную реальностью обыденной жизни. Героические стремления - одна из прекрасных черт молодости, которую народные вожди с древнейших времен используют для достижения не всегда благородных целей.
Питие для того, чтобы залить горе, - известное явление. Надо упиться "в стельку" для того, чтобы забыть о том, что болит, чтобы покончить хоть на время с собой и своим горем. Агрессия по отношению к окружению, как правило, связывается с аутоагрессией. Героический стиль пития переплетается с самоубийственным. Со временем наступает алкогольная деградация, а за ней приходит и социальная смерть.