На момент убийства 28 декабря 1925 года, имя Сергея Есенина фигурировало в 13 сфабрикованных уголовных делах, его разыскивало ОГПУ. Он был не пьян, при вскрытии в желудке Есенина с пищей обнаружили менее, чем половину бокала вина. Так называемое "последнее стихотворение": «До свиданья, друг мой, до свиданья…» написано задолго до последней поездки в Ленинград и могло быть посвящено другу Алексею Ганину, расстрелянному ещё в марте. Есенин физически не мог повеситься из-за низкого роста в 168 сантиметров, тогда как высота потолка в гостинице «Англетер» достигала почти 4 метров, до которой нужно было не только дотянуться, но ещё и вязать. Верёвка оказалась привязанной к вертикальной трубе, не имевшей изгиба (который удерживал бы её от сползания), под потолком. Когда в номер вошли, шторы были задёрнуты, свет выключен. То есть, он должен был в полной темноте всё проделать? Притом, что сам темноты боялся. Есенин приехал в Ленинград работать, вёл себя обыкновенно, вешаться не собирался. Елизавета Устинова вспомнила, что поэт ходил к портье и приказал в ближайшее время никого к нему не впускать, потому что опасался кого-то из Москвы.
Откуда взялась верёвка подходящей длины, вы в отелях такие часто находите? На теле Есенина есть повреждения, которые Есенин никак не мог сам себе нанести. Нет высунутого языка, как всегда бывает у повесившихся, зато у рта Есенина имеются следы от удавки, чтобы жертва не издавала звуков. Ноги, якобы висевшие свободно, оказались скрещенными с раздвинутыми носками.
Научный сотрудник Эрмитажа по фамилии Головко упоминал случай, рассказанный его преподавателем Шиловым. Оказывается, за день до своей смерти поэт назначил Шилову встречу в гостинице «Англетер». Но когда Шилов пришёл на место, дверь ему никто не открыл. Он остался ждать в коридоре отеля и увидел, как из комнаты Есенина вышли двое подозрительных мужчин, закрыли на ключ дверь, а потом сели в ожидавший их автомобиль. А на следующий день все узнали о смерти Сергея Есенина.
Следователь МУРа Эдуард Александрович Хлысталов, который занимался расследованием убийства Есенина 13 лет, писал: «Я тогда работал старшим следователем на знаменитой Петровке, 38, и расследовал сложные преступления. На моё имя поступало много писем… Я заглянул в конверт, но письма в нём не оказалось. В конверте лежали две фотографии. На первой фотографии мёртвый Есенин лежит на диване или кушетке, обитой дорогим бархатом или шёлком. Видимо, его тело только что вынули из петли. Волосы взлохмачены, верхняя губа опухшая, правая рука неестественно в трупном окоченении повисла в воздухе. На ней ясно видны следы глубоких порезов. И сколько я ни всматривался в фотокарточку, признаков наступления смерти от удушения петлёй не видел. Не было характерно высунутого изо рта языка, придающего лицу висельника страшное выражение. Удивлял факт, что труп положили на диван, ведь у повешенных ослабевают мышцы мочевого пузыря и другие мышцы… На другой фотографии поэт изображён в гробу… На лбу трупа, чуть выше переносицы, отчетливо видна прижизненная травма. Про такое телесное повреждение судебно-медицинские эксперты заключают, что оно причинено тупым твёрдым предметом и относится к опасным для жизни и здоровья человека. Что-то было не так. Захотелось сразу же взяться за изучение материалов о смерти Есенина…»
Художник Василий Сварог, который рисовал мёртвого Есенина ещё без грима, сказал в 1927 году: «Сначала была «удавка» - правой рукой Есенин пытался ослабить её, так рука и закоченела в судороге. Голова была на подлокотнике дивана, когда Есенина ударили выше переносицы рукояткой нагана. Потом его закатали в ковёр и хотели спустить с балкона, за углом ждала машина. Легче было похитить. Но балконная дверь не открывалась достаточно широко, оставили труп у балкона, на холоде. Пили, курили, вся эта грязь осталась… Вешали второпях, уже глубокой ночью, и это было непросто на вертикальном стояке. Когда разбежались, остался Эрлих, чтобы что-то проверить и подготовить для версии о самоубийстве…».
Аргументы в пользу убийства:
1. Неестественно согнутая рука поэта. «Живой поэт мог держаться за трубу, но когда наступает смерть, мышцы ослабевают, руки должны быть опущены вдоль туловища. Почему правая рука была поднята вверх? А не могло быть, что трупное окоченение наступило в другой позе, а потом труп повесили?» - пишет Хлысталов.
2. У трупа Есенина имелась странгуляционная борозда только на половине шеи. Подобная борозда образуется, если преступник верёвкой душит сзади свою жертву. Кроме того, если человек вешается (или повешен), то полоса эта от подбородка тянется к затылку, непременно снизу вверх, а здесь она перпендикулярна относительно позвоночника.
3. Зафиксировано, что верёвка, на которой якобы повесился Есенин, не имела мёртвой петли, а была просто намотана на шее как шарф. Значит, на шее висельника должна быть не одна, а несколько странгуляционных борозд. Но их не было. Поэт и переводчик Николай Браун писал: «Я знал поэтессу Иду Наппельбаум… Так вот. Её брат Лев помогал отцу - фотографу во время съёмок. Он рассказал сестре, как помогал милиционеру, стоявшему на стремянке, снимать тело поэта с трубы отопления. Он был свидетелем того факта, что Есенин висел не в петле, как это бывает у самоубийц, а верёвка была несколько раз намотана вокруг шеи. Потому-то его тело и пришлось снять до прихода писателей - повешен он был уж очень неправдоподобно».
4. Судмедэксперты зафиксировали глубокие порезы на правой руке поэта. Принятое объяснение - будто бы поэт порезал вены, чтобы написать кровью последнее стихотворение «До свидания…», которое в прессе окрестили предсмертным. Хлысталов усомнился, мог ли человек сам себе нанести столь глубокие порезы. Есенин был правшой, зачем же он порезал себе правую руку? Научно не доказано, что "последнее стихотворение" (не приобщённое к делу) написано кровью, как о том сказал поэт Эрлих, который последним видел Есенина живым. По версии Хлысталова, Эрлих сам может быть причастен к убийству поэта. Возможно, его подлинная роль в расправе над поэтом прояснится, когда откроются архивы - Эрлих был агентом НКВД. В.И. Эрлих своей рукой написал доверенность на получение денег поэта, с поддельной подписью С.А. Есенина:
5. «Кто-то из современников выдвинул предположение, что лицо мёртвого Есенина было обожжено трубой отопления, - пишет Хлысталов. - Но Эрлих писал, что вечером поэт сидел за столом в меховом пальто. Утром милиционер не снимал шинель, потому что в номере было холодно; в «Англетере» всегда плохо работало отопление».
6. Следствие упустило из виду многочисленные раны на теле убитого поэта (они хорошо видны на фотографии) и не стало выяснять их происхождение. Не выяснили, при каких обстоятельствах у Есенина появился синяк под глазом. Видевшие поэта вечером Устиновы, Ушаков сообщили, что у поэта вечером синяка не было. Быть может, перед смертью поэта избивали? На месте происшествия был художник Сварог, который сделал моментальный рисунок тела поэта на полу гостиничного номера. На рисунке отчетливо видно, что Есенин подвергался насилию, его одежда в беспорядке висела на частях тела. Перед фотографированием одежду привели в порядок. Номер, где умер Есенин, не был должным образом осмотрен и описан. В протокол не попало, было ли что-то украдено у Есенина (из номера пропал пиджак поэта и его лакированные ботинки), как лежали вещи, не отмечено, что на полу имелись пятна крови, не осмотрена труба отопления, на которой якобы повесился поэт и т.д.
7. Фотография номера, сделанная после трагедии, была развернута, чтобы как-то объяснить неудобные следствию факты. Эксперт по судебной фотографии сказал, что снимок является зеркальным перевертышем реального положения в номере, то есть трубы находятся не в правом углу, а в левом. Но это не просто трубы и не просто углы - направление раны на лбу Сергея Александровича таково, что оно могло быть получено только в правом углу. То есть мы получаем полную несостоятельность официальной версии.
8. Очевидцы указывали на бледный цвет лица вынутого из петли. «Мне приходилось видеть сотни висельников, но ни разу не видел трупа с таким цветом лица. Оно, как правило, имело багрово-синюшный цвет, с признаками, прямо свидетельствующими о наступлении смерти от асфиксии. Ни на рисунке художника В.С. Сварога, ни на посмертных фотографиях этих признаков (высунутый язык и т.п.) не видно, - пишет Хлысталов. - Кстати, А.Г. Гиляревский (судмедэксперт) также не констатировал самоубийство. Он написал, что «смерть Есенина последовала от асфиксии, произведенной сдавливанием дыхательных путей через повешение». «На эти и другие вопросы ответ можно будет дать, когда для исследователей откроются архивы ЦК КПСС и КГБ СССР, где, несомненно, имеются тысячи документов, проливающих свет на заговор против Есенина», - пишет Хлысталов. Многое указывает на имитацию суицида. В ходе расследования смерти Есенина «случайно» исчез ряд ключевых документов. По понятным причинам, нет ни одной фотографии трупа в петле и ни одной посмертной фотографии Сергея Есенина в полный рост.
Click to view
* * *
Сергей Александрович Есенин,
драматическая поэма «Страна негодяев».