Аю Кхандро Дордже Пелдрон (Ayu Khandro Dorje Peldron)(1839-1953) родилась в месте под названием Такцзик в Кхаме (восточный Тибет). При рождении местный йог Тогден Рандрик (...-1865) дал ей имя Дечен Кхандро. Ее отца звали Тамдрин Гон, ее мать звали Цокьи. У нее было три брата и три сестры.
В возрасте семи лет Аю Кхандро переехала к своей тёте Дронкьи (...-1865) - практикующей, которая жила в пещере неподалеку от того места, где жил Тогден Рандрик. В 13 лет Аю Кхандро обручилась с парнем из состоятельней семьи по имени Апо Вангдо (...-1897), но несмотря на это, до 1856 года, пока ей не исполнилось 18 лет, она оставалась со своей тётей. Все это время, она помогала тёте с повседневными делами, а также училась читать и писать с помощью одного из учеников Тогдена. В 13 лет она получила свои первые посвящения и учения Ригдзина Лонгсал Ньингпо (1625-1692) - терма Лонгсал Дордже Ньингпо.
В возрасте 14 лет Аю Кхандро, вместе со своей тетей и Тогденом Рангрик отправились посетить великого Джамьянга Кхьенце Вангпо (1820-1892) и Джамгона Контрула (1813-1899) в Дзонгсар - монастырь Кхьенце Вангпо, где в это время также, вероятно, находился Чогьюр Лингпа (1829-1870). Во время этого путешествия Аю Кхандро получила множество наставлений от этих и других учителей и, после возвращения домой, начала выполнять предварительные практики Лонгчен Ньингтиг.
Когда ей исполнилось 16 лет, она вновь посетила Джамьянга Кхьенце Вангпо . От него она получила свое имя Цеванг Пелдрон (Tsewang Peldron), а также множество учений и посвящений, включая его собственное недавно открытое терма Белой Тары - “Сердечняя сущность Всевышней матери бессмертия” ('chi med 'phags ma'i snying thig). По возвращению домой, Аю Кхандро начала ретрит, чтобы немедленно применить на практике полученные учения.
Летом, когда ей было 19 лет, Аю Кхандро вышла замуж за Апо Вангдо. Вопреки своему собственному желанию и желанию своей тёти, ей пришлось переехать к семье своего мужа. В течении трех последующих лет Аю Кхандро сильно болела и только когда ее муж сказал, что она может вернуться в свою пещеру, чтобы продолжить свою религиозную жизнь, ее здоровье улучшилось. Она продолжала практиковать под руководством Тогдена и своей тёти до 1865 года - пока оба наставника не покинули этот мир. Глубоко опечалившись их смертью, она начала трехлетний ретрит.
В 30 лет Аю Кхандро решила начать путешествовать и практиковать Чод. Вместе с несколькими спутниками она отправилась в путь, чтобы получить учения от таких мастеров, как Ньяла Пема Дудул (1816-1872) и Адзом Другпа Дродул Паво Дордже (1842-1924). От них она получила учения Дзогчен Дупа и множество важных наставлений по Дзогчен.
От Джамьянга Кхьенце Вангпо Аю Кхандро вместе со своими спутниками на протяжении нескольких месяцев получала такие учения традиций Ньингма и Сарма, как Кхандро Сангва Кунду, а также сущностные наставления по Дзогчен - инструкции по Ньингтиг Ябджи. Она также получала наставления по практикам чудлен и туммо от Лхаванга Гонпо - практика Чод, с которым она путешествовала длительный период времени.
В возрасте 32 лет она получила от Ньяла Пема Дудула учение Лонгсал Дордже Ньингпо - наставления по практике Янгти Накпо, темного ретрита, а также имя Дордже Пелдрон. Ньяла Пема Дудул также посоветовал ей продолжать путешествовать и выполнять практику Чод, который она практиковала вместе со своей подругой, монахиней по имени Пема Янгкьи (1837-1911). Всё последующее десятилетие Аю Кхандро перемещалась между Кхамом, Уй-Цангом, Непалом и Нгари. Она также была на горе Кайлаш и практиковала Чод повсюду, посещая святые места и получая наставления и посвящения. Ее спутники менялись на протяжении путешествия. Лишь в возрасте 42 лет она решила вернуться домой.
На следующий год, после ее возвращения, бывший муж Аю Кхандро и ее знакомые начали строить для нее хижину для медитаций. Кроме того, она вновь встретилась с Адзомом Другпа, Джамьянгом Кхьенце Вангпо и Джамгоном Конгтрулом, чтобы получить учения от них. В 1885 хижина для медитаций была готова и Аю Кханро начала семилетний ретрит, сосредоточившись на практике темного ретрита. В 1891 году, за семь месяцев до завершения ретрита, она сказала, что пережила видение, в котором несколько проявившихся в тигле дакини перенесли Джамьянга Кхьенце Вангпо в центр другого тигле. Она сочла это предзнаменованием скорой смерти своего учителя.
По этой причине, она прервала своей ретрит и отправилась навестить ламу, который прояснил все имеющееся у Аю Кхандро вопросы и сомнения по поводу ее практики, а также сказал ей снова возвращаться в темный ретрит. В 1892 год она получила извещение о смерти своего учителя и решила провести в ретрите весь остаток своей жизни. К концу своих дней, она в общей сложности провела более 50 лет в темном ретрите, находя при этом время для того, чтобы давать учения своим многочисленным ученикам.
В 1894 умерла ее мать, а еще через три года умер ее бывший муж. Пема Янгкьи - спутница Аю Кхандро в ее путешествиях, приехала к ней в 1900 году и рассказала удивительную историю одного из бывших участников их совместных странствий, который достиг радужного тела практикуя на горе Кайлаш. Пема Янгкьи оставалась с Аю Кхандро год, а затем отправилась на гору Кхава Карпо, где стала знаменитым учителем, а позже достигла там радужного тела. Аю Кхандро также навещали ученики Пема Янгкьи и другие бывшие ее спутники, которым она старалась дать как можно больше учений и советов по практике.
В 1951 году Намкай Норбу (р. 1938) посетил Аю Кхандро и провел два месяца получая от нее такие учения, как Кхандро Сангва Кунда Джамьянга Кхьенце, Чод Дзинпа Рангдрол, Лонгчен Ньингтик и Янгти, Цедруб Гонгду и другие. Он также попросил и получил от Аю Кхандро посвящение и комментарии Сакья Важджрайогини Наро Кечари, воплощением которой она считалась.
Во время своего визита, Намкай Норбу записал историю жизни Аю Кхандро, которую она рассказала ему. Позже, на основе этих записей он составил биографию, без которой, у нас бы было крайне мало документальных сведений о существовании этой великой йогини - также как и о других женщинах-практиках тибетского буддизма.
В 1954 году, в возрасте 115 лет, Аю Кхандро покинула этот мир. Несколько недель до своей смерти она провела в общении с теми, кто хотел поговорить с ней. Она также раздала многие свои ценные вещи - например, сыну Адзома Другпа Адзому Гьелце Гюрме Дордже (1895-1959) она подарила драгоценную статуэтку Падмасамбхавы, а Намкаю Норбу она оставила в подарок небольшую статую Джамьянга Кхьенце.
После смерти, она оставалась в медитации на протяжении двух недель, по завершению которых ее тело очень сильно уменьшилось, что считается знаком успешного завершения практик Дзогчен.