Некоторые исторические хроники представляют собой род произведений, созданных просто на основе устных родовых преданий. Однако отличительный признак, по которому можно судить о начале истории того или иного народа в определённый момент времени, заключается в создании письменности и в постепенном появлении литературных памятников, что в конце концов становится новой формой цивилизации. Это явление универсально и применимо не только к истории древнего Шанг-Шунга, но также к истории и развитию цивилизации всего человечества.
Намкай Норбу Ринпоче
Основополагающая точка зрения многих традиционных исторических источников - земля, впоследствие ставшая царством Шанг-Шунг, очень долгое время управлялась существами, не принадлежащими к человеческому роду. Например, в "Гьялпо кэй тан-йиг" мы читаем, что в Тибете последовательно правили ноджин (санскр. - якши), дуд (санскр. - мары), сринпо (ракшасы), лу (наги), цен (рукши) и масанги (класс полубожеств):
"Вначале этой страной правил Чёрный Ноджин, и страна называлась Страна Девятиглавого Коричневоустого Мары. Затем страной правили мары и ракшасыи она называлась Страна лха и срин - в качестве знака появились Красноликие плотоядные. Потом страной правили Наги и Цен - её называли Бо и Девять областей, а в качестве знака проявился обычай питаться молоком и другими белыми продуктами. После этого правили братья Девять масангов, и страна называлась Тибет Шести Сланцевых гор - в качестве знака явились стрелы, копья и другое оружие".
В "Деу гья бодкьи чойжунг" говорится, что оружие - лук и стрелы - появились ещё при первом правителе - Чёрном Якше. При марах появились топоры и секиры. При ракшасах появились катапульты и "сапоги сринпо" (это железные башмаки с пикой на носу, из которой выходит три шипа). Четвёртыми были лха - при них в обиход вошли кхатванги (трезубцы). Пятыми были Наги - стали употреблять в бою копья. Шестыми были Дре и стали использовать булаву. И седьмыми были 9 братьев Масанг - появились мечи и кинжалы с ножнами их шкур тигра и леопарда, а также колчаны для стрел и маленькие круглые щиты. Далее опять были наги и проч.
Во многих источниках говорится, что, поскольку масанги описываются как похожие на людей, потому возможно, что их правление совпало с возникновением человечества. На это наводит также и одно из имён 9 братьев масанг - Ми Ма-санг Гьяцо-кье ("ми" значит "человек").
Масанги - в тибетской мифологии существа, совмещающие функции духов-предков и горного бога. Представляются антропоморфными (старуха в бирюзовой шапке; герой, вооружённый луком, - в чехле из тигровой шкуры и стрелами - в колчане из леопардовой; всадник-богатырь в серебряном, медном и железном вооружении, в плаще из птичьих перьев) и зооантропоморфными (быкоголовый человек, сын коровы и человека). Возможно, «семь братьев М.» и «девять братьев М.» олицетворяют первоначальные человеческие существа в Тибете, затем побеждённые жаза; с этими группами связываются представления о появлении разнообразного оружия. М. входит в свиту горного бога Одегунгьел в качестве духа-предка. М., как горный бог, - божество мужчин и почитается теми, кто хочет приобрести большую физическую силу, его местом обитания считается пик Масанг - гора на границе Сиккима, Бутана и Тибета.
Существует миф о том, как М. в облике старухи пытался остановить буддийского проповедника Падмасамбхаву на его пути в Тибет. Группа «семь братьев М.» считается легендарными предками иерархов буддийской школы сакья.
В эпосе и фольклоре М.- быкоголовое существо, сын коровы и человека, «Пегий бычок», который попадает к лха и помогает им в войне с демонами, убивая демона в облике чёрного яка; в награду на земле появляется царь, божество - правитель. В фольклоре М., спасаясь от демоницы, бросает вверх пять ячменных зёрен, дарованных лха, появляется железная цепь, но демоница бросает ядро, оно разрывает М. на семь частей, которые становятся Большой Медведицей. В этом качестве данный персонаж (как Басанг) вошёл в мифологию монгольских народов (см. Долом Эбуген). В бурятской мифологии М. (Паханг) - первый человек. (Е. Д. Огнева)
Тибетские предания говорят, что масанги обладали чрезвычайно высокой культурой, наукой и искусством. Когда-то люди обладали способностью непосредственно общаться с масангами и даже вступать с ними в брак. Некоторые тибетские семьи ведут свой род от детей, родившихся в таких союзах.
Что до истории самих масангов, то встречаются сюжеты (в тибето-монгольских редакциях сборника "Волшебный мертвец" и восходящих к ним устных рассказах), связывающие происхождение Большой Медведицы с мифом о человеке с коровьей головой, именуемом "Беломордый бычок" или "Белый бычок", а также Басанг (в тибетской мифологии - Масанг, быкоголовый персонаж). Он был раздроблен железной колотушкой ведьмы-шулмаса на семь частей, которые и составили созвездие; был взят на небо Хормустой за то, что победил чёрного пороза (быка), боровшегося с белым, являвшимся, по некоторым вариантам, воплощением самого верховного божества (солярная тема смены дня и ночи, ср. миф о Буха-нойон бабае).
"В древней традиции бонпо часто упоминается о существах теуранг. Теуранги похожи на людей, но это не люди. Они принадлежит к классу ньен. К этому классу принадлежит большинство местных охранителей, в том числе существа, которых называют масанг и теуранг. Считается, что эти существа сродни людям. Я уже сказал, что между людьми и теурангами бывали сексуальные контакты, от которых пошло потомство. Есть еще одна книга - жизнеописание первого тибетского царя. Он был выходцем из области Восточного Тибета, называемой Пуво. В этой истории, записанной в XI столетии одним из учителей Дзогчена, говорится о женщине, которая общалась с теурангом и родила от него детей. Одного из них звали Убера. Когда он стал подрастать, бонские жрецы прибегли к гаданиям и астрологическим расчетам, чтобы выяснить, что это за ребенок, поскольку он обладал чудесными силами. Эти силы внушали им страх. Поэтому они сказали, что это, скорее всего, сын теуранга и нужно от него избавиться, чтобы он не причинил им вреда. После этого они провели ритуалы изгнания теуранга и выслали его из Пуво. После долгих странствий он попал в Центральный Тибет. В то время в Центральном Тибете не было царя. Когда люди узнали, что мальчик обладает чудесными силами, они сразу сделали его царем Тибета. Его назвали Пугьял. Гьял означает "царь", а Пу - местность, откуда он прибыл. Его имя широко известно как имя первого тибетского царя, но большинство людей не знает происхождения этого имени. В исторической книге, которую я упоминал, приводятся и этот рассказ, и другие примеры связи теурангов и людей."
http://www.theosophy.ru/lib/yoga-sna.htm Чогьял Намкай Норбу, ЙОГА СНОВИДЕНИЙ и практика естественного света)
Если же рассматривать начало живых существ вообще, то непременно придётся окунуться в дрейнейшую космологию элементов. Если это интересно, черканите...