Мастер?

Sep 24, 2006 09:24

Посмотрела второй раз нашу экранизацию Булгакова «Мастер и Маргарита», на этот раз с DVD, без назойливой рекламы, и пришли в голову кое-какие мысли. Раньше как-то не задумывалась, а ведь Мастер, в сущности, трусливый и слабый человек. Маргарита его все время жалеет «бедный мой, как тебя измучили», а на самом деле его никто и не мучил. Мастер - ( Read more... )

Leave a comment

Comments 8

skalozub_sz September 24 2006, 05:49:25 UTC
Очень верное замечание. Не мешает добавить к Мастеру-трусу еще и Маргариту-дуру. Я понимаю, что бесовская мазь, которую ей подарил Азазелло, на то и бесовская, чтобы проявлять черную сторону человеческой натуры, но как легко с нее слетела шелуха мнимой цивилизованности! Она тут же принялась мстить своим недругам, нападавшим на Мастера, причем мстить так мелко и гадко, что опустила себя ниже их... Думаю, тут еще режиссер не дотянул. До этой самой мази Маргарита в своих поступках и разговорах не блещет умом. Но как только она попадает к Воланду на прием, откуда что берется! Прямо блеск интеллекта! Явное несоотвествие.
Вот еще. Маргарита не любила Мастера. Она любила свою любовь к нему, прошу прощения за тавтологию. Лично у нее в жизни не было никаких трудностей, она не знала, что такое лишения. Жила под крылышком обеспеченного человека - мужа, и ни в чем не нуждалась. И отчаянно, как я подозреваю, скучала. Ей легко было приходить к Мастеру и играть в игру под названием "я тебя люблю" -- все ж какое-то развлечение.

Reply


talsy September 24 2006, 06:08:55 UTC
Тут есть ещё один момент, который у меня обозначился с самого первого прочтения романа. Булгаков как бы подводит к мысли о том, что по-настоящему гениальные произведения фактически отделены от своих творцов. Создатель в жизни может быть каким угодно - неинтересным, слабым, трусом... И это неважно. Важно - то, что он сделал. Не знаю, но мне показалось, что в этом есть какое-то самооправдание.
Меня вот больше всего, помнится, удручало иное - каково будет Маргарите в этом, дарованным именно Мастеру вечном покое? По сути, её ведь обрекли служить ему. Обрекли на любовь.

Reply

naoby September 24 2006, 11:37:44 UTC
Да, это правда. Нам долгое время внушали, что главное талант или гений человека, а не его характер. И школьная программа тому пример. Ну, скажите, как посмели застрелить Пушкина? Надежду и светоч русской литературы? Но ведь уж давно известно, что Пушкин точно так же, как и Мастер был слаб, волочился за женщинами, в особенности любил приволокнуться за чужими женами, поскольку это не вело к браку. И при этом в открытую писал эпиграммы на несчастных, обманутых мужей. Мелко? Конечно. Правда, надо отдать ему должное, писал он произведения действительно гениальные. Но вообще-то не мешало бы при этом еще и человеком хорошим быть. А то получается, что талантом и гением оправдывают все, даже моральное уродство. Мол, он же гений, он не вписывается ни в какие рамки общества. А Маргариту действительно чисто по человечески жаль, ей в самом деле будет тяжело и уныло в этом "раю". Первые пару лет она еще будет его жалеть, а потом возненавидит.

Reply

talsy September 24 2006, 12:48:27 UTC
А я, наверное, все-таки на первое место ставлю одаренность. Для меня всегда была величайшей загадкой то, что неидеальные, слабые и порой неприятные в личностном ощущении люди могли создать такое, от чего души миллионов людей замирают. Иногда даже кажется, что именно это несовершенство добавляло ту самую искру...

Reply

naoby September 25 2006, 05:00:30 UTC
Да, для меня тоже ум человека немаловажно, однако если при своем уме он совершенный гад и сволоч, то для меня такой человек в первую очередь будет сволочью. И никаким умом его я не стану восхищаться. Мне в жизни встречались люди, которые умом не блистали, зато с ними приятно было дело иметь. Милые, отзывчивые, замечательные во всех отношениях, и не только со мной, со всеми. Другой разговор, что для расы людей такие личности делают мало, талантов не хватает. Но вклад в мировую науку или искусство - это отдельный разговор. Это от качества характера напрямую не зависит. Но ближнему окружению с такими людьми жить очень тяжело. Поэтому-то их и оценить могут только те, кто лично их не знал. Проще, поскольку оценивают по заслугам, а не по личным качествам. С другой стороны, каждый человек имеет тень. Потому мы и не ангелы небесные. У всех хватает своих недостатков. Просто выдающиеся люди - на виду, привлекают внимание. А простой человек - нет. И только.

Reply


Leave a comment

Up