![](http://pics.livejournal.com/nap1000/pic/0015d6q4/s640x480)
«Когда у них умирает кто-либо из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним кладут в ту же могилу его одежды и золотые браслеты, которые он носил. Затем опускают туда же множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец, в могилу кладут живую любимую жену покойника. После этого отверстие могилы закладывают, и жена умирает в заточении»
Ибн Русте о русах.
Ещё одна статья навеяная
публикациями ortnit.
К и без того сложным и крайне разнообразным погребальным обрядам балтийских славян можно добавить и ещё один - камерные захоронения. Достоверно их известно как минимум 3 ( хотя немецкие исследователи приводят и ещё одно, несколько спорное ), удостаивались такого обряда погребения, по всей видимости, только знатные люди. Кроме того, такой ритуал полностью совпадает с описанием ибн Русте.
Наиболее впечатляющим является камерное захоронение с острова Узедом, реконструкцию которого можно увидеть на верхней иллюстрации. Покойник был похоронен в просторной деревянной камере, вложенные в могилу вещи говорят о высоком статусе покойника.
.
![](http://pics.livejournal.com/nap1000/pic/0015e5qy/s640x480)
общий вид погребения.
![](http://pics.livejournal.com/nap1000/pic/0015f6r8/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/nap1000/pic/0015g8d9/s640x480)
Вложенные в могилу вещи: гвозди (видимо бывшие частью камеры), меч (рукоятка была покрыта кожей), чаша из цветного метала, ведро, посеребрянные железные шпоры, нож, точильные камни, осколки керамики, 2 половинки монеты, железный наконечник от посоха, пинцет из цветного металла ( остатки кожи возможно говорят о том, что точилные камни и пинцет изначально находились в кожанном чехле). От самого скелета сохранился только один зуб.
Ещё раз общая реконструкция:
![](http://pics.livejournal.com/nap1000/pic/0015d6q4/s640x480)
Схожее захоронение из местечка Цедыня на Одре (принадлежит Польше). Камера была сделана по технике сруба, покойник находился в ней в неком подобии гроба. Оснащение могилы заметно скромнее - один только меч. Но ведь и сам по себе меч был в то время признаком высокого статуса!
![](http://pics.livejournal.com/nap1000/pic/0015hk7a/s640x480)
Третий пример камерных захоронений был найден в местечке Узадель, на берегу озера Липс, в землях редариев и доленцев.
![](http://pics.livejournal.com/nap1000/pic/0015k5hh/s640x480)
В могилу был вложен хорошо сохранившийся меч, складной нож, кожанный чехол и огниво.
Схожим с камерными было и другое,
уже упоминавшееся, захоронение с того же истрова Узадель, где вместе были захоронены два покойника - один с трепанацией, другой с мечом.
![](http://pics.livejournal.com/nap1000/pic/0015pgdf/s640x480)
Кроме меча, в могиле были так же шпоры, остатки плётки, рукоятка ножа, керамический сосуд, и гвозди от щита.
Каменный фундамент, которым было обнесено это необычное захоронение позволяет предположить, что над захоронениями также возвышалась деревянная конструкция, возможно, нечто вроде склепа. Последнее захоронение интересно ещё и тем, что если принять версию о том, что Ретра находилась на озере Липс, то это захоронение может быть - ни много ни мало - захоронением жреца и князя Ретры. Хотя, разумеется, доказательств у такой гипотезы нет.
В любом случае, камерные захоронения интересны уже тем, что подтверждают существование у балтийских славян обычая, описанного ибн Русте. На Рюгене достоверных свидетельств о камерных захоронениях пока нет ( кроме одного сообщения о такой находке в середине 19 века на поле захоронений в Ральсвике могилы в деревянной камере, с трупоположением, точильным камнем и конём. Однако какие либо подробности о далнейшей судьбе находки и документации неизвестны). Но надо помнить, что на Рюгене известно всего одно крупное поле захоронений, остальные или не уцелели или ещё не найдены. В любом случае, при сходности культуры руян и других балтийских славян в общем и похоронного обряда в частности, можно предположить что и на Рюгене подобные обычаи должны были быть.
Интересно, что несмотря на схожесть славянских камерных захоронений со скандинавскими, немецкие археологи пришли к выводу о самобытности этого ритуала у славян. Дело в том, что у балтийских славян камерные захоронения известны только с 11-12вв, а у скандинавов они перестают практиковаться уже с 10 века. То есть археологических оснований предполагать заимствование нет. Да и в землях редариев в южном Мекленбурге крайне сложно предположить скандинавское влияние. Зато, немецкие историки по традиции увязывают трупоположения, включая и камерные захоронения, с немецким христианским влиянием. Мысль, конечно, потрясающая! Даже закрыв глаза на то, что брать с собой в другой мир меч, коня и еду - мало увязывается с христианским миропониманием, так ведь ещё опять славяне каким то образом умудрились перенять у немцем вообще неизвестный им обычай.