Средневековые купели северной Европы.

Sep 18, 2012 09:49



Думаю, многие видели изображение вот этой старинной купели из церкви в городке Альтенкирхен на Рюгене. Как в немецкоязычной, так и в рускоязычной и даже польской среде её нередко приводят как пример славянских языческих пережитков. И вроде бы всё сходится: и церковь построена как раз после разрушения Арконы, неподалёку от неё, и четыре головы смотрящие в разные стороны, как описывал Саксон Грамматик, да и сама практика встройки языческих каменных изваяний в первые христианские церкви была широко распространена на Рюгене, как и на прочих землях балтийских славян. Да только дело, оказывается, сложнее.

В поисках других подобных языческих артефактов в ранних христианских церквях пришлось немного углубиться в тему. И по началу мне даже казалось, что нашёл ещё не мало подтверждений славянских корней этих артефактов.
Вот к примеру ещё одна ранняя церковь в деревне Triepkendorf неподалёку от Нойштрелица, на юге Мекленбурга.




И три гранитных купели этой церкви.










Особенно интересна последняя, с ликами и растениями. Но ещё занимательнее старинная легенда, объясняющая и возникновение. Оказывается, первый священник этой церкви одолел в споре трёх языческих жрецов, что и символизируют эти три капели с "масками, призванными оберегать святую воду от злых духов" и "загадочными орнаментами".
Казалось бы - вот она разгадка! Священник попросту поставил языческие изваяния в церковь, одолев жрецов, скорее всего отнюдь не проповедью, а попросту разрушив храмы. Но так ли это?
Дело в том, что подобные гранитные купели, с человеческими головами и орнаментами очень широко распространены в том же Мекленбурге.
Вот к примеру очень похожая гранитная купель из местечка Rühlow, 13 век.






Схожие лики, тот же орнамент, теже растения. Только с одной стороны ещё добавляется и христианское распятие.




Получается, многоголовые купели всёже дело рук христиан. Схожий мотив видим и на ещё одной купели из южного Мекленбурга,из местечка Neetzka, также недалеко от Нойштрелица.




Многоголовые купели не были в средневековье чем то необычным. Иногда головы были расположены в нижней части купели, у её основания, как у этой, из ранней церкви на озере Дёпе, недалеко от Шверина.




Не менее интересна и гранитная купель из местечка Carlow, недалеко от Ратцебурга, также 13 века.


Головы тут опять четыре, причём все разные. Одна молодого мужчины с кудрями, 2 других - в возрасте с усами и ещё одна в - в шлеме.
Ещё 4 лика в основании купели в ранней церкви в Паркенте, также недалеко от Шверина.




Человеческие фигуры, ростки и странный рисунок на купеле из местечка Dahlen, восточный Мекленбург, между Нойбранденбургом и Анкламом.




На более поздних мекленбугских купелях также былистранноватые изображения. Как например на этой, из Липена, 14 век. Особенно интересно избражение змееногой Богини - вроде тоже не самый популярный христианский символ.



Все приведённые выше примеры были из одного только Мекленбурга. Однако чисто мекленбургской, или даже северо-германской традицией это не явяется. Скандинавские страны так же не остают в плане многоглавых средневековых купелей.

Купель в Aakirkeby, остров Готтланд, Швеция.



Причём на скандинавских купелях кроме загадочных голов и традиционных орнаментов и диковенных зверей порой бывали нанесены и руны.

Купель из Burseryd, Швеция.


.
Средневековая купель 1100 г. с прекрасными традиционными скандинавскими орнаментами и животными из Ytterselö, Швеция.



Купель в Ringkøbing-Skjern, Дания. Головы выполнены иначе, но общий сюжет такой же  как и у мекленбургских - головы и растения или деревья. Интересен зверь, выполненный в традиционном скандинавском стиле снизу.



И ещё одна идентичная датская купель в Skanderborg



Встречается подобное и в Бельгии - купель из Hoeselt.



Ещё одна бельгийская купель, из Xhignesse.



Также и западная Германия - купель в Euskirchen.



Дюссельдорф, западная Германия, 12 век.



Купель в церкви св. Павла и Петра, Straelen, Западная Германия.



Таким образом ареал распространения четырёхголовых купелей - от Бельгии на западе, через западную Германию, охватывает как минимум всю западную акваторию Балтийского моря - Мекленбург, Ютландию, Швецию, Готтланд - о славянских корнях этого мотива говорить не позволяет. Традиция эта действительно восходит к язычеству, но не к славянскому, а к италийскому, и через рисмский стиль в католическом исскустве распространяется по северной Европе. Другое дело, что как это наглядно показывают особенно скандинавские купели, в ранних церквях времени начала христианизации, зачастую на римскую форму и правда накладываются местные традиционные дохристианские мотивы. Фактически, некоторые из них по сути вообще не связаны с христианством, являясь смесью южно- и северноевропейских традиционных форм и орнаментов.
Интересно также, что в настоящее время церковники не в состоянии объяснить многие из изображённых на купелях сюжетов. Чаще всего можно прочесть что-то маловразумительное про "римский стиль", "загадочные головы", "причудливые орнаменты" а то и воовсе неубедительные аналогии из библейской мифологии, явно придуманные уже в новое время. Наверное, ответ нужно искать в самом миропонимании новообращенных христиан ( какими были и сами многие священники и уж тем более ремесленники). Такие, на первый взгляд "христианские" вещи как колокола или "святая вода" не были для язычников чем то новым, потому наверное и особенно полюбились "народному" христианству. Многие, к примеру мекленбургские средневековые купели приобретают, восходя к римским формам, и некоторые, характерные только для этого региона черты, истоки которых вполне могут восходить и к славянским традициям этих мест.

Орнамент, язычество, христианство, мифология, церкви

Previous post Next post
Up