Эти три имени стали очень популярны в начале ХХ века благодаря писателям Исаакяну, Шанту и Агаяну. Что интересно: имя Седа в наши дни уже встречается редко. Неудивительно, ведь произведение, которое его прославило, уже при СССР публиковали очень редко. Но обо всем по порядку.
«Лилит» Аветик Исаакян 1923, Венеция. "Лилит" всего лишь один рассказ из цикла мифов народа мира, изложенных Исаакяном. Полное название «Лилит (Еврейская легенда)». Была там легенда про Будду, про Саади, Хайама. Но именно история первой жены Адама стала очень популярной. Почему? Да все просто, это история несчастной любви, в которой хорошо описаны эмоции, измена. Имя Лилит очень прижилось в Армении, и никто даже не думал о том, что до 1923 года так никого не называли.
«Анаит» Газарос Агаян 1881, Тифлис. Агаян обработал огромную массу этнографического материала, чтобы сделать литературными сказочные сюжеты. "Анаит" сложное произведение, с множеством "пасхалок" и вписанных в эпизоды ребусов. Так что читают ее не только дети, но и взрослые. Крестьянка, покорившая князя и заставившая его научиться простому ремеслу, спасла тем самым все его царство. Имя Анаит и до публикации было в ходу среди армян, но после 1881 стало на порядок популярнее.
«Старые боги» 1909 Левон Шант, Тифлис. Имя Седа из мистической драмы "Старые боги" теперь уже почти забыто. А в моем детстве очень многих взрослых дам, тех, что были старше мамы, но младше бабушки, еще звали Седами. И вообще-то странно что называли, потому что Седой в пьесе зовут не живую девушку, а три дэ привидение.
Что важно знать: «Старые боги» входит в число главных пьес армянского театра. Шанта долго не публиковали в СССР, потому что он был член правительства Первой Республики и после советизации был вынужден эмигрировать в Ливан. Армянская школа в Бейруте, кстати, носит его имя.