1. Что такое школа?
Куда Вы отдаете ребенка? Ответ прост - это место, где ребенок получает знания. А еще ребенка там воспитывают, чтобы он стал достойным гражданином, членом общества. Школа - это определенная структура, довольно авторитарная, где дисциплина и повиновение очень важный компонент в процессе обучения. Поэтому не следует ожидать от школы большего. А именно, что там ребенка полюбят, будут заботиться, что там ему будет хорошо и весело, что там разовьются всевозможные способности ребенка, его творческий потенциал. Система часто нивелирует непосредственность и нестандартность. Многие творчески одаренные люди были неважными учениками. У школы задачи другие - не создавать ребенку условия, где бы ему было комфортно, а дать знания и сделать его способным жить в обществе, где есть определенные законы и ограничения, где люди - разные и по-разному могут относиться друг к другу.
Так как же объяснить ребенку, что такое школа? Это как работа для взрослых, только ребенок получает не деньги за свой труд, а знания.
2. Трудности привыкания к школе неизбежны...
Вне зависимости от того, когда ребенок идет в школу: в 6 или в 7 лет, он не сразу привыкает к переменам в своей жизни. Для этого необходимо время. Его называют периодом адаптации. Привыкание к новым условиям происходит и у детей, и у взрослых. Любой человек, оказавшись в непривычных условиях, ведет себя не естественно, привыкает, приспосабливается. Тоже происходит и с ребенком, поэтому в сентябре-октябре в его поведении могут появиться изменения. Вдруг ребенок может стать капризным, плаксивым, как будто снова стал маленьким и хочет, чтобы к нему относились как малышу. Или может стать скрытным, молчаливым, а может - вялым и все время жалующимся на боли и т.д. Это разные реакции на приспособление к новым условиям. Когда адаптация завершается, то поведение и самочувствие ребенка нормализуются. Как правило, это происходит к ноябрю-декабрю.
3. Учиться, играя легче и интересней.
Игра - это деятельность, в которой ребенок чувствует себя «профи». Здесь он достиг всех высот, уверен и благополучен. Поэтому именно в игре ребенок может всесторонне проявить себя - все что умеет, что может, чего уже достиг. Учеба - сфера, где ребенок - новичок. Он чувствует неуверенность, не знает еще, на что способен, поэтому не может воспользоваться тем, чем с легкостью пользуется в игре - своим вниманием, сосредоточенностью, выносливостью, памятью, мышлением. Вот почему так важно сочетать игру и учебу. Это дает возможность «подключить» достижения ребенка к новому делу. Учиться, играя - намного легче, ведь играть ребенок умеет очень хорошо. «Это касается учителей, ведь они учат», - скажете Вы. Нет, не только учителей. Ведь дети учатся и дома. И вы можете сочетать учебу с какой-то интересной игрой, в которой учебные занятия являются ее частью. Примером может быть фильм «Жизнь прекрасна», где отец и 5-6-летний сын попадают в концлагерь. Отец сумел жизнь концлагеря ввести в игру, победитель в которой получает танк. Это и позволило ребенку пережить ужасы концлагеря, играя.
4. Ошибки неизбежны в новом деле.
Осенью ребенку предстоит заняться новым для него делом - учебой. Не все сразу будет получаться хорошо. Ошибки и неудачи - это естественные вехи на пути обучения. Почему же мы, взрослые, часто относятся к ошибкам как к чему-то противоестественному, чего быть не должно. А ошибки лишь указывают на слабые места, которые требуют дополнительного внимания и все! Это рабочие моменты. И то, как мы относитесь к ошибкам своих маленьких школьников во многом связано с нашими личностными особенностями. Критикуя за ошибки, мы как бы не позволяем быть естественным вещам, относимся к ребенку так, как будто он уже должен все уметь, а не только учиться.
5. Оценивать результаты, а не личность ребенка.
Оценки в жизни первоклассника зачастую болезненный вопрос. Ребенок через отношение к своим поступкам, результатам в учебе формирует отношение к себе. А мы, взрослые, часто не подозреваем, как наши слова могут быть восприняты ребенком, как они могут повлиять на самооценку, даже хвалебные: «Как хорошо написал, какой хороший мальчик!». Казалось бы, что здесь плохого? А если завтра напишет хуже, значит уже плохой? Конечно, нет, но ребенок рассудит именно так. Важно, чтобы в словах взрослых не смешивалось отношение к личности ребенка с отношением к его результатам в учебе.
Вас беспокоят предстоящие трудности первоклассника? Вы хотите помочь ребенку справиться с ними, но не знаете как? Об этом и о многом другом на моем бесплатном тренинге. Записывайтесь сейчас, бесплатно беру только первых 20 человек.
Подробности тут.