Лесной окулист - Тихонов камень (2008)

Apr 11, 2012 16:04

С древних времен камни для человека были своего рода неразгаданными загадками, объектами для поклонения. Издавна человек наделял огромные валуны различными легендами, суевериями и преданиями. Примеров этому по всей России можно насчитать сотни и тысячи штук. Это и Синь-камень у Плещеева озера, и Конь-камень на острове Коневец и мн. др. Все они являлись в свое время, некоторые и по сей день являются, объектами поклонения, частями неких святилищ. Отдельной группой среди этого многообразия можно выделить камни как предмет поклонения христианского культа, их доля не так уж и велика в основной массе. Одним из ярких таких представителей является Тихонов камень( Ярославская область Большесельский район).


Говоря о Тихоновом камне, нельзя не упомянуть о Большесельском районе Ярославской области, который итак имеет богатое историческое прошлое. Площадь 1353 км² (14-е место среди районов). Район граничит на севере с Рыбинским, на востоке - с Тутаевским, на юго-востоке - с Ярославским, на юге - с Борисоглебским, на западе - с Угличским и Мышкинским районами Ярославской области. Основные реки - Юхоть, Черёмуха.

Некогда местность, расположенная на берегах реки Юхоти, по всему её течению, до самой Волги, образовывала обширный Юхотский край. Ныне значительную часть этой территории занимает Большесельский район со своим районным центром - поселком Большое Село и множеством других населенных пунктов. В древности эту местность населяли финские племена - меря, а в IX веке сюда стали проникать и славяне.

Славится Большесельская земля не только красотой природы и богатством истории, но и людьми, которые жили и живут здесь. В деревне Березино( близ которой находится Тихонов камень) родилась и жила знаменитая крепостная актриса Прасковья (Ковалева) Жемчугова-Шереметева. Рассказывать о достопримечательностях этого района можно бесконечно, но этот рассказ вряд ли уложится в формат небольшой статьи, по этому вернемся к Тихонову камню.

Первые упоминания об этом месте дошли до нас с конца XVII века, именно тогда «благочестивый крестьянин одной из приходских деревень обнаружил на этом камне большую икону с изображением святых, среди которых главное место занимал Тихон Амафунтский. По решению епархиальной власти, святое изображение было помещено в храм, прихожанином которого являлся крестьянин. С того времени совершался многолюдный ежегодный (15 и 16 июня) крестный ход к камню - месту обретения иконы. В 1795 г. в честь этого события в приходском храме был построен придел во имя Тихона Амафунтского. Позднее на территории «Пустыни» была сооружена часовня, в которой находилась небольшая икона этого святого. В первой трети XIX в. в часовне «для подвигов молитвы» поселился приходской крестьянин Киприан Семенов Бовин, следивший и за состоянием «Тихоновой пустыни» Рассказывали, что некий пастух пытался сжечь часовню «Тихоновой пустыни», однако «выгорела» лишь небольшая часть здания. Обобщая представленные сведения, можно говорить, что «Пустынь» представляла собой пространство, включавшее почитаемые объекты: камень, часовню и, вероятно, колодец.» [1]

Чем же так привлекал людское внимание этот объект? Что заставляло людей приезжать к нему за несколько десятков, а то и сотни километров?

По рассказам местных жителей, собранных директором Большесельского Шереметевцентра Л.М. Кармаковой: «Камень большой, серый, есть в нём углубление, где даже в самую сильную жару водичка стоит. Вода эта целебная, если ею вымыть глаза, то они не будут болеть, а видеть станут, как молодые.»[2]

По её же инициативе 16 июня 1998 года отделом культуры Большесельского МО была организована экспедиция на поиски Тихонова камня. «Путь участников экспедиции начинался в деревне Березино, которая знаменита тем, что является родиной известной крепостной актрисы П.И. Ковалёвой-Жемчуговой, ставшей в конце жизни графиней Шереметьевой. Сейчас здесь постоянно живёт единственная семья - супруги Лысаковы. Глава семьи, Александр Николаевич Лысаков, и стал проводником экспедиции. Нашли камень не очень далеко от деревни, примерно в 3 км от неё, но последние метры были трудными, пришлось проводнику прорубать дорогу через непролазную еловую чащу. Наконец, камень предстал перед участниками экспедиции. Был он покрыт толстым слоем мха, листьев и земли, значительно врос в землю.

Участники экспедиции очистили камень, по языческому( прим. автора - Не совсем понятно при чем здесь языческие обычаи, ведь святыня стопроцентно христианская?) обычаю украсили нижние ветки ели, растущей рядом, цветными ленточками, как бы принося жертву. Запечатлели всё это на фотографиях. Так, дорога к Тихонову камню была вновь открыта...»[2]

Прошло восемь лет и пришел черед и нашей группы попытаться проторить давно забытые тропы. 21 сентября 2008 года группой в составе пятерых человек мы отправились на поиски Тихонова камня. Что руководило нами сказать сложно. Вера в чудо? Возможно и так, но скорее всего природное любопытство, свойственное любому человеку, желание прикоснуться к вековой тайне.

До деревни Березино мы добрались без особых проблем, тем более, что она отмечена на любой карте Ярославской области. Местные ландшафты так и веяли своей исторической стариной и ни с чем не сравнимой красотой русской провинции. Дремучесть местных лесов, широта полей - всё это не может не радовать глаз.

Если обратить внимание на топонимику данной местности можно отметить все названия преимущественно славянского происхождения.

Например, в основе ойконима «Березино» лежит славянское название дерева, в данном случае - береза. Образование топонимов такого рода - явление довольно распространенное. Берёзе же отводится первое место. Береза - слово, где основа «бер» обозначает «светлый, ясный».[3] Деревня со всех сторон окружена лесами с преобладанием березы.

Говоря, оо окрестностях просто необходимо упомянуть речку Молокша. Молокша - приток реки Юхоть. Протекает на территории Большесельского района. Длина приблизительно 40 километров. По словам местных жителей «речка не отличается большой шириной русла, но при этом довольно глубокая». Река получила свое название за мутноватый цвет воды. [4]

Реальность современных дней оказалась более жестока, из местных жителей, которые еще что-то помнят о камне в живых остался один человек - это жена Алексадра Николаевича Лысакова - Маргарита Константиновна - женщина довольно преклонного возраста, уроженка д.Матвеево( ныне урочище Матвеево), испытывающая постоянные проблемы со здоровьем, по этому выступить нашим проводником она не смогла да мы и не просили.

По её рассказам, камень она знает с детства, еще «дядя относил меня маленькой, верхом на плечах и оставлял у камня, а сам шел собирать малину. Я забиралась вверх по ступеньках и сидела на камне, ожидая дядю», - говорит она.

В целом, женщина оказалась довольно таки добродушная и любезно поделилась с нами всей информацией, которой она владела по данному камню. По её словам, раньше, еще при жизни мужа, на Тихонову пустынь постоянно приезжали страждущие из разных уголков нашей страны(!). «Ведь камень то целебный, лечит зрение. Придешь бывало к нему и сразу легче становится. А люди приезжали: и из области, и даже из Москвы приезжали. Приедут, трогают его, разговаривают с ним, крестики с себя снимают и на камень кладут.» Описывает она и ситуации, когда приезжали люди почти потерявшие зрения и благодаря целебным свойствам камня вновь его обретавшие.

Она же и объяснила нам, как пройти к камню, хотя её ориентиры показались нам крайне туманны на первый взгляд. В качестве них выступили сосна( это в лесу, представляете?), столб неизвестно с каким номером и некая «магистраль», которой впоследствии оказалась обычная лесная дорога.



Рассказывать как и где мы искали камень особенного смысла нет, скажу лишь, что поиски его оказались не таким легким занятием как казалось изначально, но под конец нашего пути, когда мы возвращались домой, они увенчались успехом...камень был найден. Первым чувством охватившем нас, естественно, была радость, после некоего осмысления ситуации мы принялись за замеры и описания, с которыми вы можете ознакомится далее по тексту.



Огромный валун серого цвета, вероятно ледникового происхождения. Поверхность шершавая, наблюдаются небольшие выбоины. Правая часть более правильной прямоугольной формы, левая значительно возвышается над правой. С центральной( фасадной) стороны имеются следы предположительных зарубок антропогенного характера. Металловкрапления отсутствуют. По структуре в местах сколов напоминает гранит. По утверждениям очевидцев камень «уходит» постепенно в землю, т.к. по словам всё той же М.К. Лысаковой в период её детства камень насчитывал порядка семи ступеней, сейчас же мы можем наблюдать только одну. размеры надземной части камня следующие: длина - 3 метра, высота( в самой верхней точке) - 1,77 метра, ширина - 2,2 метра. Рисунки и надписи на поверхности отсутствуют. Точные координаты камня: 380 50' 13,9'' восточной долготы и 570 35' 17,3''
северной широты.

Список использованной литературы:
1. Киселев А.В. «Деревенские святыни южных регионов Ярославского Поволжья в XIX-XX вв.»
2. Земцева Т. «Культовые камни как памятники природы и культуры»
3. Кучин Н.П. «Костромской край: города и веси». Кострома, 1999.

Ну и немного оригинальных фото с выезда:

















выезды, краеведение, история, культовые камни, поездки, 2008

Previous post Next post
Up