Здравствуйте!
Многие знают, что я увлекаюсь макрофотосъемкой, и на протяжении четырех лет я обзавелась несколькими макрообъективами, о которых как раз и пойдет речь сегодня.
Так как я снимаю на Никон и на Фуджифильм, то и объективы у меня есть для обоих этих систем.
Первый мой макрушник - Micro Nikkor 60 мм с диафрагмой 2.8. Это был мой первый автофокусный макрообъектив Nikkor для Nikon D3200. При выборе этого объектива я предполагала переход на полнокадровый фотоаппарат в далеком будущем, поэтому и взяла именно 60 мм, а не "кропнутый" 40 мм.
Второе макростекло - это micro nikkor 105 mm VR. Проснимав более трех лет на 60ку, я решилась все-таки на приобретение более дорогого стекла, со стабом и золотой каемочкой.
И третьей покупкой стал макрообъектив Fujifilm 60 mm. К сожалению, после покупки я нашла в нем некоторую поломку. Некоторые значения диафрагмы (2.4, 11 и далее) не устанавливались, вместо режима А объектив переключался в режим Р. Поэтому стеклышко отправилось в ремонт, и тесты были проведены в спешке на еще не корректно работающем объективе. Кстати, починить его удалось довольно быстро, и он теперь работает прекрасно!
Вот все три красавца вместе.
Сразу хочу сказать, что макрообъектив на системе фуджи куда компактнее, чем на никоне:
И еще хочу отдельно рассказать про бленду 60ки фуджинон, она вот с такими отверстиями! Первый раз такое встречаю :)
Как объясняет мой хороший друг Александр Туманов:
Бленда с дырками называется "вентилируемая" и нужна чтобы на дальномерных камерах не так сильно перекрывать угол обзора оптического ДАЛЬНОМЕРНОГО видоискателя, например как на X-Pro1, для которой и делалась 60ка изначально :) Пошло это еще с пленочных дальномерных Леек :) На других камерах плюс только в том что распотевает быстрее внутри :)
Ну чтож, а теперь начнем сам обзор!
Тест резкости.
Для теста резкости я снимала книгу, с одной и той же точки (примерно), при этом макро 105 мм давал большее приближение книги за счет своего фокусного расстояния, поэтому так же был проведен тест, в ходе которого масштаб книги на 105ке был приведен к масштабу кадров, снятых на 60 мм. Грубо говоря, я отходила дальше на 1,75 раза. Желающие могут рассмотреть изображения поближе, но в конце есть сводная табличка.
Изображения проявлялись из равок без подавления шума и без увеличения резкости.
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/190998/190998_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/191434/191434_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/191642/191642_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/191800/191800_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/192166/192166_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/192325/192325_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/192611/192611_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/192982/192982_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/193026/193026_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/193400/193400_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/193741/193741_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/193860/193860_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/194075/194075_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/194540/194540_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/194679/194679_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/194817/194817_600.jpg)
Сразу может возникнуть вопрос, почему 105 мм установлен не на диафрагму 2,8, а на 3? Дело в том, что значение 2.8 доступно только на бесконечности, и на ближних дистанциях получить его не представляется возможным. Такой же эффект есть и у 60 мм никкор. А вот 60 мм фуджинон ВСЕГДА дает 2.4! И это не удивительно, потому как этот объектив, по предположению компании фуджифильм, относится не совсем к макро сегменту. Он обозначается как портретное стекло, с шансом снять что-то в масштабе 1:2! То есть он не дает привычное мне макро 1 к 1. Но, не будем отвлекаться, вот и таблица, о которой я говорила:
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/195167/195167_600.jpg)
У меня сложилось впечатление, что фуджинон резче всех стекол начиная уже с открытой диафрагмы. Вторым за ним подтягивается макро 60 мм. А вот Стопятка сильно хроматит, и в жизни это кстати тоже заметно. Открытые диафрагмы - не конек этого стекла, к сожалению. Но, впрочем, для макро как раз-таки важнее не терять резкость при закрытии диафрагмы выше 11-18 и тд, и вот с этим оптическая схема стопятки справляется на ура!
Тест МДФ.
Как я уже писала выше, МДФ фуджинона 60 мм не дает ему снимать в масштабе 1 к 1. Давайте посмотрим, что на практике могут эти стекла на своих минимальных дистанциях.
Для этого теста МДФ был установлен вручную на каждом объективе, манипуляции с резкостью и шумами так же не производились.
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/195399/195399_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/195795/195795_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/195927/195927_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/196169/196169_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/196554/196554_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/196784/196784_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/197017/197017_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/197136/197136_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/197486/197486_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/197694/197694_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/198060/198060_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/198324/198324_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/198578/198578_600.jpg)
Что можно заметить из этих фотографий? Во-первых, диафрагма микро никкоров закрывается еще сильнее на макродистанции, в то время как фуджинон выдерживает положенные ему 2.4 (в тесте 2.8, потому что у меня не работала 2.4 на тот момент). Второе - фуджинон сохраняет очень хорошую резкость! А вот среди никкоров 105 мм макро явно хроматит сильнее своего "младшего" товарища. Но при этом разница между масштабами 1 к 2 и 1 к 1 очень заметна.
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/198745/198745_600.jpg)
Но не ради сухих тестов мы сегодня собрались. Давайте оценим, как перечисленные стекла показывают себя в реальной жизни.
Разница МДФ.
Сперва я сняла вот этот мох:
Так выглядит он, снятый на МДФ 60 мм никкор:
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/199301/199301_600.jpg)
А так - на Фуджинон 60 мм:
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/199631/199631_600.jpg)
Если кропить снимок, то можно привести кадры к одинаковому масштабу, но при этом, конечно, разница очень заметна:
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/199854/199854_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/200144/200144_600.jpg)
Еще один опыт.
Макро Никкор 105 мм:
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/200221/200221_600.jpg)
Макро Никкор 60 мм:
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/200506/200506_600.jpg)
Макро Фуджинон 60 мм:
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/200756/200756_600.jpg)
Личные мои выводы неутешительные - очень не хватает масштаба 1 к 1, часто для съемки насекомых мне требуется больший масштаб, чем может дать фуджинон. Конечно, для съемки цветочков, бабочек, предметки и тем более портретов он подойдет, но я например часто снимаю минералы, мелких насекомых, и мне такой масштаб очень хотелось бы иметь.
Углы обзора объективов.
Так же интересно мне было узнать, насколько меняется угол обзора при использовании 60 и 105 мм. Большим преимуществом стопятки называют именно ее фокусное расстояние, за счет которого можно снимать насекомых, не боясь их спугнуть.
Давайте посмотрим.
Вот снимок на никкор 60 мм макро, снятый с одной точки.
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/201643/201643_600.jpg)
А это 105 мм макро, с той же точки. Увеличение ощущается явно.
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/201042/201042_600.jpg)
Теперь 105 мм отодвигается дальше, для сохранения масштаба съемки. Действительно, фокусное расстояние очень удобное для съемки насекомых!
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/201324/201324_600.jpg)
А это фуджинон:
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/201736/201736_600.jpg)
Еще один примерчик.
60 мм макро:
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/201991/201991_600.jpg)
105 мм макро:
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/202373/202373_600.jpg)
105 мм макро в масштабе:
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/202675/202675_600.jpg)
и фуджинон 60 мм:
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/202920/202920_600.jpg)
Боке.
Не стоит забывать и про боке этих объективов.
Фуджинон изначально заявлен как портретное стекло:
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/203076/203076_600.jpg)
Не отстает и 60 мм макро:
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/203725/203725_600.jpg)
А вот 105 мм с той же точки и в масштабе:
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/203992/203992_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/204109/204109_600.jpg)
Боке у всех прекрасное, но я заметила, что в некоторых условиях боке с никкора 60 и никкора 105 мм может «рябить». Обычно это происходит в том случае, если фон достаточно контрастный, а диафрагма прикрыта.
Еще пример:
60 мм фуджи:
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/204526/204526_600.jpg)
60 мм никкор:
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/204703/204703_600.jpg)
105 мм макро:
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/204983/204983_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/205266/205266_600.jpg)
Чтож, теперь я хочу сделать некоторые выводы.
Специально не хочу как-то распределять эти объективы по рейтингу, потому что у каждого есть плюсы и минусы.
Начнем с Micro Nikkor 60 mm.
Это хороший объектив, если у вас полнокадровая камера никон, и вы хотите снимать макро. Но есть у него две проблемы:
1. Он неоправданно и нелогично дорого стоит. Если у вас кропнутая камера, то за эти деньги можно купить 85 мм макро со стабом! Если у вас ФФ камера, то ненамного дороже выходит покупка 105 мм макро. Поэтому мне немного не понятно место этого объектива в жизни... 60 мм макро не оснащен стабом, да и ФР не такое уж "удобное" для съемки насекомых. Если никон позиционирует его как портретник - то тогда уж лучше купить тот же 85 1.8!
Тем не менее, он меня радовал три года! И вот несколько снимков, снятых на него в это время:
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/205364/205364_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/205729/205729_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/206067/206067_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/206325/206325_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/206489/206489_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/206663/206663_600.jpg)
60 мм Fujinon я тоже не полностью поняла. Он занимает странную позицию между "ни туда, ни сюда" и "и нашим, и вашим" - макро он не дает снять в масштабе 1 к 1, а для портретов не всем он может понравиться своей неторопливой фокусировкой. Но зато он является хорошим вариантом "универсального" фикса - и крупным планом можно снимать, и для портретов достаточно резок, при этом обладает хорошим размытием! Мне это стекло нравится, и даже имея фуджиковский полтос, я чаще снимаю на 60 мм, а не на 50! Вот и сравнение размытия, 50 мм на f2 и 60 мм на 2.4, и разницы практически нет.
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/207019/207019_600.jpg)
В любом случае, компания фуджифильм на данный момент (осень 2018 г) не дает покупателем большого выбора макростекол - либо 60 мм, либо 80. При том, что бу 60 мм стоят около 25-30 тыс, а 80ки стоят по 85 тыс и дороже, выбор становится очевиден. Если деньги не жгут Ваш карман, придется довольствоваться 60 мм. В целом, к качеству изображения у меня нет претензий, объектив резок настолько, что порой кажется черезчур резким! ХА на фотографиях нет. Поэтому я с огромным удовольствием снимаю на него.
Вот несколько примеров снимков:
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/207173/207173_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/207566/207566_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/207715/207715_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/208112/208112_600.jpg)
Кстати, если Вам интересно прямое сравнение 60 мм никон и 60 мм фуджи, то вот. Угадайте, где какое стекло)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/208280/208280_600.jpg)
P.S. Ответ ниже...
Справа никкор, слева фуджинон. Никкор выдает хроматическая аберрация на волосах, в то время, как у фуджи ХА вовсе нет даже на открытых диафрагмах.
И на десерт я оставила обсуждение Micro Nikkor 105 мм.
Этот объектив у меня сейчас основной для съемки макро. Во-первых, хочу похвалить его стабилизатор! Он прекрасно работает, например вот этот кадр снят на выдержке 1/25:
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/208796/208796_600.jpg)
Конечно, стабилизатор работает только для тех случаев, когда шевелится камера, а не объект съемки! Но, тем не менее, это очень полезная функция!
Во-вторых, отличное ФР, которое позволяет снимать насекомых, не пугая их.
В-третьих, потрясающая резкость на закрытых диафрагмах.
Это наверно самое лучшее макростекло, с которым я имела дело. Среди недостатков можно указать большой вес, и сильные ХА на открытой.
А вот и примеры снимков:
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/209325/209325_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/209578/209578_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/209836/209836_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/209971/209971_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/210351/210351_600.jpg)
Кстати, если Вы хотите немного извращений, то вот кадр, где бронзовка снята на 105 мм микро никкор, через переходник прицепленный к тушке Х-Т1. Почему извращение? Потому что в таком случае не работает стаб, не работает фокусировка, а диафрагма регулируется только вручную.
![](https://ic.pics.livejournal.com/narrata_photo/73985786/210651/210651_600.jpg)
На этом все! Спасибо за внимание! Желаю Вам прекрасных снимков!