очередная клюквенная пирамида по-шевкуновски

Jan 12, 2014 15:20

Москва вновь переживает déjà vu, как в 2011 году, когда в столицу впервые был доставлен с греческого Афона Пояс Богородицы из монастыря Ватопед. На этот раз немыслимый ажиотаж возник вокруг другой афонской реликвии - «даров волхвов» из монастыря святого Павла.

«Волхвы, те, что принесли дары Младенцу в яслях, были, как известно, мудрые, удивительно мудрые люди. Они-то и завели моду делать рождественские подарки. И так как они были мудры, то и дары их были мудры, может быть, даже с оговорённым правом обмена в случае непригодности. А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами. Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы» (O. Henry. The Gift of the Magi, 1906).


Если Пояс Богородицы в Россию привез «для повышения рождаемости и улучшения демографической ситуации в стране» Фонд Андрея Первозванного во главе с президентом ОАО "РЖД" Владимиром Якуниным, то «дары волхвов» с Афона доставил Фонд Святителя Василия Великого, учредителем которого является православный миллиардер и крупнейший миноритарий Ростелекома Константин Малофеев, «председатель Благородного собрания». Известно, что духовник Малофеева - архимандрит Сретенского монастыря Тихон (Шевкунов), ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре и член президентского Совета по культуре и искусству.
(прим. - президент фонда небезызвестный персонаж Бойко-Великий, тоже Василий)

Для справки:
Фонд Святителя Василия Великого, по данным "Известий", был учрежден Малофеевым (исполнительный директор Фонда святителя Василия Великого Михаил Феликсович Вильтер) под руководством архим. Тихона (Шевкунова). Миллиардер Малофеев намедни был подвергнут 4.02.2013 г. обыску (повторно!) в структурах инвестиционного фонда Marshall Capital, совладельцем которого он является. Первая серия обысков и допросов по его делу прошла еще в ноябре 2012 г. Тогда спецназ нагрянул в элитные подмосковные коттеджи Малофеева и президента Ростелекома Александра Провоторова, а также в офисы Marshall Capital и «Лиги безопасного интернета». Миллиардера доставили в здание Следственного департамента МВД, где допросили и затем отпустили. Напомним, что помимо этого, в декабре 2012 г. Малофеев стал фигурантом уголовного дела по факту подкупа избирателей во время выборов депутатов, прошедших в с. Знаменском Смоленской области. Несмотря на то, что Малофеев победил своих соперников с большим отрывом, он был снят с выборов судом.

Перед началом Рождественского богослужения в ночь с 6 на 7 января 2014 г. в кафедральном соборном храме Христа Спасителя патриарх Кирилл с амвона уверил паству, что «те самые Дары волхвов были бережно сохранены Девой Марией, Матерью Спасителя, и переданы Ею в Иерусалимскую Церковь, где хранились до IV в., а затем были перенесены в новую столицу Восточной Римской империи город Константинополь. Когда же возникла опасность иноземного вторжения в Константинополь, то эта святыня была перенесена на Гору Афон, где с тех пор хранится в монастыре святого Павла»:

Как заявил в Москве один из членов греческой делегации, которая сопровождает «дары волхвов», насельник монастыря святого Павла, представитель обители в Священном Киноте и один из эпистатов (членов правительства) Святой горы Афон монах Никодим, «нет никаких сомнений в их подлинности». По его словам, «на золотых пластинах мы видим геометрические узоры, полагаем, что их сделали восточные мастера. Эти подвески составляли единое украшение, которое было принято надевать особам царского рода. Волхвы были мудрыми людьми, они принесли Христу золото в небольшом количестве именно как символ того, что Христос - Царь. Волхвы не принесли Ему просто золотые слитки, скажем так, из экономических соображений, то есть, чтобы семья Иосифа и Марии могла на них жить» ...

В свою очередь, руководитель патриаршей пресс-службы диакон Александр Волков считает вполне объяснимым массовое поклонение «дарам волхвов» в кафедральном храме Христа Спасителя, потому что «дары волхвов непосредственно связаны с чудом, с Рождеством, земной жизнью Иисуса Христа - как и Туринская плащаница, часть ризы Господней, Крест Господень. Поэтому они так дороги верующим». «Люди, которые выстаивают многочасовые очереди к храму Христа Спасителя, свидетельствуют о своей православной вере», - добавил он.

Синодальный информационный отдел РПЦ также размножил по официальным каналам свою «историческую справку», что «по преданию, до IV в. Дары волхвов хранились в Иерусалиме, откуда впоследствии были перенесены в Константинополь и помещены в храме св. Софии. Здесь их видели русские паломники. В 1200 г. о Дарах волхвов упоминает в своей «Книге Паломник» архиепископ Новгородский Антоний. После падения Константинополя реликвия была передана на Афон, где пребывает до настоящего времени. Золото сохранилось в виде 28 небольших подвесок различной формы, искусно украшенных орнаментом в технике филиграни. К каждой из этих золотых пластин на серебряной нити прикреплены бусины, состоящие из смеси ладана и смирны. Дары хранятся в 10 особых ковчегах в ризнице монастыря св. Павла. Для поклонения паломников отделяется только их часть».

Наконец, архим. Тихон (Шевкунов), автор нашумевшего фильма «Гибель империи. Византийский урок» (прим. - автор и продюсер рапиаренной дорогущей неисторической николаеромановской выставки, а попросту клюквы, в Манеже) сообщил , что «дары волхвов, свидетельствуют церковные историки, бережно хранила всю жизнь Матерь Божия, передавшая их незадолго до своего успения в Иерусалимскую Церковь, где они находились вместе с поясом и ризой Богоматери до 400 г. Далее дары были перенесены византийским императором Аркадием в Константинополь для освящения новой (!) столицы империи».

Нетрудно представить, что столь красноречивые заверения в подлинности «даров волхвов» на самом высоком уровне в короткий срок облетели всю многомиллионную паству РПЦ, вызвав небывалый прилив страждущих коснуться «святыни, которой касался Спаситель». (прим. - присутствие премьера с женой и чужими детьми сыграло свою роль).
Но так ли это на самом деле?!

Во-первых, ни один церковный историк, вопреки утверждениям архим. Тихона (Шевкунова), не сообщает о каких-либо дарах Богородицы Иерусалимской Церкви (см., например, «Историю Матери Церквей» архиеп. Афинского и всея Эллады Хризостома I, русский перевод которой был опубликован в Москве в 2003 г.).

Да и о переносе «даров волхвов» в 400 г. византийским императором Аркадием (395-408) в Константинополь якобы «для освящения новой столицы империи» не могло быть и речи, потому что столица Византийской империи Новый Рим была освящена еще … 11 мая 330 г.! Странно, что об этом историческом факте не знает автор фильма «Гибель империи. Византийский урок» архим. Тихон (Шевкунов):-) Впрочем, его познания в этой области наверняка не выходят за рамки пресловутой «Православной энциклопедии», не раз вызывавшей справедливые нарекания исследователей своим крайне низким уровнем.

Кстати, не случайно в «исторической справке» РПЦ о «дарах волхвов» как бы невзначай упоминается об их хранение вместе с «поясом и ризой Богоматери». Дело в том, что такая нехитрая спекуляция и позволила интерполировать в историю «даров волхвов» имя византийского императора Аркадия, сына Феодосия I Великого, при котором действительно Пояс Пресвятой Богородицы, хранившийся в кафедральном соборе города Зилы (Ζήλα) в Каппадокии, был доставлен архиерейской процессией в Константинополь и вложен в специально изготовленный ковчег (κιβωτος), о чем сообщалось в блоге научного коллектива Музея имени Андрея Рублева:

Во-вторых, вопреки утверждениям Синодального информационного отдела Владимира Легойды, архиеп. Новгородский Антоний (в миру - Добрыня Ядрейкович; † 8 октября 1232), посетивший еще будучи мирянином Царьград в 1200 г., вовсе не увидел в храме св. Софии дары волхвов, а лишь указывает в своей «Книге Паломник», что «во святей же Софии во олтари дароносивыя сосуты златы, иже принесоша Христу с дары волсви»!

Эти же сосуды, судя по всему, упоминаются и в описаниях Константинополя XI в. - «Таррагонском анониме», созданном между 1075 и 1098 гг. (Тarragonensis 55 (f. 50-58v); Сiggaar K.N. Une description de Constantinople dans le Tarragonensis 55 // REB 53 (1995), 117-140), и «Анониме Меркати», представляющем собой латинский перевод 1089-1096 гг. с греческого оригинала, от­носящегося к 1063-1081 гг. (Ciggaar К.N. Une description de Constantinople traduite par un pelerin anglais // REB 34 (1976), 211-267). «Таррагонский аноним» информирует, что в ризнице св. Софии хранится «золото, принесенное волхвами, которое, когда подносят его к ушам, всегда издает звон и чудесным образом слы­шится как бы шепот», в то время как «Аноним Меркати» также упоминает это «золото, принесенное волхвами», но не сообщает о его чудесных свойствах. Разумеется, издавать «звон и как бы шепот» могли лишь золотые сосуды, а отнюдь не слитки золота или золотые пластины, как показывает свидетельство архиеп. Новгородского Антония!

Изображения подобных золотых сосудов в руках волхвов были широко известны в средневековой Европе, достаточно назвать рельефы на руническом Ларце Фрэнкса (Franks casket) начала VIII в. из Британского музея или на капители кафедрального собора святого Лазаря (Cathédrale Saint-Lazare d'Autun) в Отёне, выполненной скульптором Гислебертусом (Gislebertus) ок. 1120-1135.



Как видим, в XVIII в. «дары волхвов» представляли собой единое целое и составляли вкупе золотой пояс шириной 6 см (1 перст ~ 2 см). Такие золотые пояса были известны у византийских императоров как подчеркивающие их сан инсигнии, но, как уже отмечено, ни в одном из исторических источников нет ни слова о литургической традиции ношения золотого пояса из «даров волхвов» на Господские праздники. Не исключено, что в данном случае налицо влияние широкого почитания Пояса Богородицы на Афоне. Кстати, монах Никодим, представитель монастыря святого Павла в Священном Киноте и один из эпистатов (членов правительства) Святой горы Афон, также заявляет, что ранее «эти подвески составляли единое украшение, которое было принято надевать особам царского рода»…

В настоящее время «дары волхвов» на Афоне хранятся в 10 отдельных ковчегах и насчитывают 28 разрозненных золотых пластин размером ~ 5 х 7 см и различной формы (прямоугольные, трапециевидные, полигональные и т.д.), украшенных сканью и зернью, которые скреплены серебряной проволокой с бусинами из смеси ладана и смирны общим числом 62.
Возникает вполне резонный вопрос: откуда появились еще 19 золотых пластин, которых не было в 1744 г., и куда делись 7 бусин со времени Василия Григоровича-Барского?

Наконец, насельник монастыря святого Павла о. Никодим совершенно верно полагает, что орнаментация «даров волхвов» позволяет провести их научную атрибуцию, но геометрические узоры на золотых пластинах указывают вовсе не на восточных мастеров, как ошибочно полагают на Афоне, а на типичную поствизантийскую скань, аналогии которой легко отыскать на окладах афонских икон XV-XVI вв. См., например, фото панагии с Крита (Богоматерь Одигитрия. Панагия; Греция. Крит; XVI в.; местонахождение: Польша. Краков. Музей Чарторыйских. 10.8 см.; материал: дерево кипарис, жемчуг, камни драгоценные, металл серебро; техника: золочение, резьба по дереву, скань ажурная (сквозная).
.
полностью здесь с картинками.
_______________________________

и этот человек ещё убедил всех (такими же методами, на наших глазах), что ему необходимо разрушить старинные постройки Сретенского монастыря и впихнуть туда новодел, а поэтому можно нарушить Закон.

Доколе высшее руководство церкви (не говоря о первых лицах, которых тоже пользуют) будет закрывать глаза на эти шашни, явно наносящие вред церкви и православию в первую очередь? сколько можно чужими руками загребать жар?

коррупция/воровство/казнокрадство, Патриарх Кирилл, Манеж и Манежная площадь, православие, Сретенка, ложь, закон №73, Уголовный Кодекс, Храм Христа Спасителя, Греция, Медведев, строительство, на чужом горбу в рай, артефакт, выставка, РПЦ, "Романовы"

Previous post Next post
Up