lev_shlosberg:
К 100-летию Первой мировой войны. Псков. Градомолчальники Чиновники Пскова и Псковской области в зеркале пришествия памятника Мединского
В последний рабочий день 2013 года, когда никто уже не ждал судьбоносных региональных новостей, новость пришла (точнее прилетела) из Москвы.
Посетивший Псков с блиц-визитом министр государственной пропаганды и/или культуры (ненужное зачеркнуть) России Владимир Мединский пронесся по городу в поисках места для некоего памятника Солдату Первой мировой войны. Поначалу местная публика подумала, что с таким усердием и с такой скоростью ищут место для
скромной скульптуры работы ректора Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица Александра Пальмина, заказанной Псковским музеем-заповедником.
Макет скульптуры
работы ректора Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица Александра Пальмина.
Но после начала уже в январе судорожных строительных телодвижений на несчастной набережной Псковы, искалеченной туристско-рекреационным кластером «Псковский», стало понятно, что речь идет о совсем другом памятнике.
Не уникальном, а первом из многих десятков клонов, выращенных на станках группы скандально известного скульптора Салавата Щербакова. Группа, в которую входят Салават Щербаков со товарищи, известна успешным освоением средств федерального и региональных бюджетов при штамповке в 2007-2013 гг.
40 «стел городов воинской славы», на две из которых раскошелился в 2009-2010 годах (для Пскова и Великих Лук) псковский областной бюджет.
Ещё одну «минуту славы», эхо которой длится до сих пор, г-н Щербаков заработал при
«реставрации» в 2013 году обелиска в память 300-летия царствования Дома Романовых в Александровском саду в Москве, в процессе которой уникальный памятник 1914 года был уничтожен, как и следы его «перелицовки» большевиками в 1918 году в «памятник мыслителям и борцам за освобождение трудящихся», и вместо памятника истории и культуры публике предстало нечто третье - грубый, с историческими, архитектурными и орфографическими ошибками, новодел. Был искажены двуглавый орёл, воспроизводящий герб Михаила Фёдоровича Романова; герб императорского Дома Романовых, а также гербы царства Казанского, царства Астраханского, царства Польского и других царств, сложившихся в Империю Российскую; изображение Георгия Победоносца; уникальный авторский шрифт, которым были начертаны имена императоров и другие тексты на памятнике, был заменен банальным компьютерным шрифтом «Ишица», стилизованным под старославянский, был искажен рельеф шрифта (как и многих других внешних элементов памятника).
К изумлению специалистов, в новом тексте обнаружились ошибки в старославянской орфографии (были банально пропущены буквы), что совсем переполнило чашу возмущения не только специалистов, но и рядовых граждан, имеющих познания в русском языке вековой давности.
В довершение всего колонну… развернули. Вместо того, чтобы смотреть в сторону главного входа в Александровский сад, «реставраторы» развернули памятник в сторону главной аллеи, при этом несколькими месяцами ранее установленный той же группой скульпторов и архитекторов памятник патриарху Гермогену был поставлен к колонне… спиной.
Проще говоря, первый монумент советской власти, каким он был в 1918 году, утрачен, но «воссозданный» группой Щербакова объект нельзя назвать обелиском 1914 года работы скульптора Сергея Александровича Власьева.
В 2013 году планировалось присутствие Владимира Путина на открытии «отреставрированного» монумента, но специалисты донесли до него правду о произошедшем, и президент отказался от участия в церемонии.
Как выяснилось уже в начале нынешнего января, работу именно г-на Щербакова под условным названием «Памятник русскому солдату Первой мировой войны» г-н Мединский, перепутавший между делом Псковский и Новгородский кремли (самолеты, поезда, автомобили, Россия большая, да, много картинок проносится перед взглядом, всего не упомнишь, хоть и доктор исторических наук), вознамерился «приземлить» в сквере на правом берегу Псковы. Причем без представления самого проекта. Его нет в Пскове до сих пор.
Причем - к 1 февраля (день начала Первой мировой войны - 1 августа).
Причем, поправ все правовые нормы принятия решений об установке памятников в Пскове, в том числе нормы установки чего-либо в охранных зонах памятников культуры (побережье Псковы входит в зону охраны Кремля).
Выражаясь мягким парламентским языком, архитектурно-скульптурные достоинства композиции г-на Щербакова, эскизы которой кочуют по псковским интернет-ресурсам, неочевидны. В ней множество исторических ошибок.
Выражаясь прямо - это вообще не искусство. Это примитивная пропаганда великодержавия в его нынешнем виде. Стиль российского государства начала XXI века. Проект без лица, без души, без сердцебиения.
Проект серийного памятника к 100-летию Первой мировой войны. Скульптор Салават Щербаков.
В Пскове есть место, кровно связанное с
Первой мировой войной: это варварски уничтоженное после Октябрьского переворота воинское кладбище на северо-западе Мироносицкого кладбища, где после 1914 года было похоронено более 800 солдат и офицеров Русской императорской армии. Между захоронениями стояла часовня (освященная, по разным данным, либо в честь Воскресения Христова, либо в честь святого князя Александра Невского и приписанная к одноименному воинскому храму Александра Невского). Часовня разрушена, от неё остались груда кирпича и переживший адский ХХ век бетонный купол, который лежит на этой груде, как чаша, полная горя, и смотрит в небо. Время от времени эту чашу горя забрасывали кладбищенским мусором.
Часовня на месте воинского братского кладбища солдат и офицеров Русской императорской армии на окраине Мироносицкого кладбища в Пскове разрушена при советской власти, от неё остались груда кирпича и перевернутый бетонный купол.
Неизвестны имена погребенных здесь, не оповещены их потомки. А ведь
есть, есть кого искать, кого вспоминать, память о ком хранить.
Поверх солдатских и офицерских могил начала ХХ века положили в два ряда других умерших - и после большевистского переворота, и после Великой Отечественной войны. Частично воинское кладбище было разорено также при захоронении во время оккупации 1941-1944 гг. на этой же территории тел советских военнопленных, в том числе из страшного
«Шталага-372».
Ещё по осени 2013 года псковские отделения Всероссийского общества охраны памятников и Союза архитекторов обратились к главе Пскова с предложением провести конкурс на реставрацию часовни и благоустройство места захоронения воинов Первой мировой. Но им даже не ответили!
А когда в Псков с наскока прибыл г-н Мединский с неким памятником за пазухой, то в ответ на его вопрос «К 1 февраля успеете?», - единственным правильным ответом на который был бы вопрос: «Что?» и ответ «Нет»,
государственный чиновник от культуры безропотно ответствует: «Всё решаемо». Что решаемо? А чёрт-те что решаемо, неважно что решаемо, министр спросил: «Сделаете?», - с галеры ответили: «Сделаем!». Не важно, что это будет, важно - сделать что угодно, что указано начальством.
Под давлением общества и на фоне прокурорского разбирательства городские власти проводят наконец 24 января заседание комиссии по установке разного рода памятных знаков. Голосуется вопрос о необходимости увековечения памяти солдат Первой мировой войны. Никто не против, все за, вопрос по сути риторический. Но в протоколе тут же пишут: решено одобрить установку такого-то памятника на таком-то месте.
А только что назначенная председателем комиссии дама, свежеиспеченный заместитель главы администрации, бывшая глава района, никогда раньше в Пскове не жившая и трудоустроенная на предпенсионный период, обрывает возмущенных публичным подлогом специалистов и слова не дает им сказать. Это что? Это - наглость. И - полное презрение к обществу.
Холуйство - бич российского чиновничества. Этот вирус развился в нём не вчера и даже не после большевистского переворота 1917 года.
Но его надо как-то выдавливать хотя бы в XXI веке. По капле, что ли.
Что такое градоначальник, губернатор, государев человек? Он представляет регион, город, то есть человеческое сообщество, граждан. Народ. Блюдет общественные интересы. Сверяется с общественным мнением.
Что мы видим при неуклюжей попытке «воткнуть» в Пскове никак не связанный с ним скороспелый (под бюджет 2014 года) памятник?
Холуйство перед залётным чиновником из столицы и презрение к народу.
Нет в Пскове градоначальников. Есть градомолчальники. Есть градодрожальники за свое кресло, за свою, просите, чиновничью шкуру, которой и в базарный день - грош цена.
Если это называется - увековечение Памяти о павших, то тогда избавьте Псков от такого увековечения. Это - памятник невежеству, бездарности и чиновной трусости, что с памятью о погибших на войне несовместимо.
В Пскове - городе с уникальным архитектурным обликом, с «лица необщим выраженьем» - типовых серийных памятников не должно быть вообще. Они не могут греть душу, тревожить сердце, волновать разум. Памятник - это гений места, это - один раз во всём мире, это то, ради чего люди полземного шара проедут, но доберутся, чтобы увидеть, постоять рядом, помолчать.
Если этих однояйцевых памятников будут десятки - то зачем ради одного из них приезжать в Псков?
Хоть один пскович вспоминает с волнением в День Победы или День освобождения Пскова гранитный столб в центре площади Победы? Хоть один человек приехал в Псков, чтобы подойти именно к нему, увидеть именно его?
И 9 мая, и 22 июня, и 23 июля люди приходят и плачут около
Могилы Неизвестного Солдата - знаменитых «зениток» Всеволода Петровича Смирнова, установленных как раз 40 лет назад, в июле 1974-го. Этот мемориал у Вечного Огня в Пскове - единственный в мире. Второго такого нет нигде.
Однажды чиновники попытались перенести место торжественного митинга в память об освободителях города от Могилы Неизвестного Солдата к стеле города Воинской Славы. Мало потом не показалось. Уже на следующий год вернули всё на законное место.
Неприемлемость происходящего понимают сегодня в Пскове все мыслящие люди. Уверен - все. Предполагаю, что на окраине мерцающего сознания это понимают и вляпавшиеся в очередной публичный скандал с историей псковские чиновники. Но - молчат. Трусят. Дрожат. Лебезят перед любым начальством. Их цель - не память увековечить. Их цель - сделать, как указано. Выжить в тылу. Усидеть.
Их не волнует наш город, его лицо, его образ. Им - всё равно.
При этом чуть ли не ежедневно они упоминают всуе, что Псков - город воинской славы, превратив историю с установкой памятника в честь 100-летия Первой мировой войны в очередной псковский позор.
P. S. 18 ноября 1914 года на заседании Псковской городской Думы было заслушано сообщение губернатора барона Николая Николаевича Медема: «Александровский комитет о раненых, в заботах об увековечении памяти жертв войны, приняв во внимание, что прибывающие в города Империи с театра военных действий раненые и больные воины размещаются в местных госпиталях и лазаретах, где некоторые и умирают, полагал бы крайне желательным, чтобы умершие воины были хоронены в одном месте, с сооружением часовен, крестов и памятников, дабы такие братские кладбища, обсаженные впоследствии деревьями и обнесенные решеткой, служили напоминанием следующим поколениям о жертвах Великой Европейской войны».
P. P.S. 29 января в 15 часов в малом зале Псковского городского культурного центра (пл. Победы, 1) состоится заседание Градостроительного совета с рассмотрением вопроса об установке в Пскове памятника к 100-летию Первой мировой войны. Заседание открытое, вход свободный.
_________________
про профессора ранее:
граффити в Огородной слободе подробненько про монументы Воинской славы про Обелиск в Александровском саду +
продолжение сериала (и дальше по ссылкам - ни у кого подробнее нет)
про реконструкцию Шуховской башни Гермоген говоря об академике, не стоит забывать про слугу двух (или более) господ архитектора всех этих (и не только этих!) проэктов незаменимого мусье Воскресенского (кстати,
бывшего главного художника Москвы, который как мы видели собственными глазами, на этом посту превратил город в ужас что)
и теперь про его министершество...
1 мировая - теперь его тема.. говорил он сегодня вступительное слово.. на канале Россия в ночи было действо типа Благотворительный концерт "Помним всех" - то ли про 1 мировую войну, то ли вообще = смотреть и слушать эту пошлятину н было ни сил, ни времени.... поэтому так и не выяснилась цель благотворительности....
думаете, доктор исторических наук хоть словом обмолвился, что в Первой Мировой войне Российская империя принимала участие в качестве французской финансовой колонии, отрабатывая кредиты и обеспечивая русской кровью иностранные инвестиции? ну как бы сказал что-то про уроки истории?. не, это не входило в формат и в поставленную задачу.
цитировали Александра Васильевича Колчака (именно так, красиво, выговаривая каждую букву имениотчествафамилии), с придыханием упоминали Государя - помесь французского с нижегородским на сцене, задник - как бы это поизящнее выразиться.. в общем.. задник..
словом, всё вместе - обычная безвкусица последних лет, густо политая клюквенным сиропом и заполированная елеем ...вроде той гламурной выставки щербаковского приятеля (это ласково, другие определения - уже по части компетентных органов) Шевкунова в Манеже.
и - ясно дело - в зале совсем не дворяне сидели... но с каким благоговением "приобщались".. жуть..
PS
аа. вот.. этим концертом деньги они собирали каким-то образом
на памятник и насобрали уже ведь сколько-то..- пользуют людей, прикрывая свою несостоятельность? // почитайте, кстати, комментарии.. удивитесь - тема для особого разговора... может, кому захочется пропесочить.. надо, надо, непременно..
раньше грабили, кому ни попадя, гоп-стопом, теперича - зомбируют с разных сторон - и все сами отдают
про "конкурс",
как он проходил и про сегодняшний цинизм вышестоящих