Пожертвования не принял
Вы осознанно попали в мультипликацию?
- Сядь я не в тот троллейбус или подойди он на пять минут позже, моя судьба была бы другой. Я хорошо помню, как следом за мной в отдел кадров «Союзмультфильма» вошел человек (оказалось, что это был Роман Давыдов, режиссер фильма «Маугли») и сказал: «Все, больше ни у кого документы не принимать». На мне закончился прием заявлений. Но, если честно, по прошествии энного количества лет я очень жалею, что оказался в мультипликации.
Почему?!
- Потому что она требует к себе условий гораздо более усложненных по сравнению с условиями для писателя, живописца и даже композитора. Это ведь целое производство, очень тяжелое дело. Если бы я занимался живописью, то был бы независим и сам по себе. Мне не надо было бы искать где-то денег непомерных. А здесь ты не один, на тебе целый коллектив… Поэтому горькие мысли иногда приходят. Но не писать же теперь «Записки разочарованного мультипликатора»!
Трудно себе представить, что «Ежика в тумане» могло не быть.
- Почему? Закон генетической устойчивости действует во всех областях. Появился бы кто-то другой, кто бы создал «Ежика». Свято место пусто не бывает. Но тут важны условия, при которых могут появиться эти творцы. И эти условия надо создать. Я могу сказать твердо одно: тогда при советской власти на «Союзмультфильме» такие условия были. А сегодня их просто нет. Со мной многие не согласятся, особенно те режиссеры, кому было трудно пробиться в игровом кино. У того же Алексея Германа-старшего фильмы лежали долго (и первый, и второй), но он все равно прорвался. И можно с уверенностью утверждать, что эти фильмы он бы не сделал за рубежом. А в наше время - тем более, ему бы никто денег не дал. Взять хотя бы «Мой друг - Иван Лапшин» - там ведь нет никаких приманок для зрителя. Главный герой даже из пистолета не стрельнул ни разу. Сейчас продюсер сразу сказал бы: «Извини, старик, твои творческие поиски мне не нужны, у меня деньги кончаются».
Вы уже 30 лет трудитесь над «Шинелью». Когда же наконец она будет готова? Ходят слухи, что вы чуть ли не у прилавка стоите, чтобы заработать на дальнейшие съемки.
- Да, сейчас мы зарабатываем деньги сами, продаем книги, которые сделала наша студия. И они нам приносят доход. У нас была очень сильная финансовая проблема, поклонники предложили собрать пожертвования, но я отказался - это неприлично, я бы очень неуютно себя чувствовал. Я ответил: мол, хотите помочь - дайте объявление в Интернете о том, что я продаю книги. И действительно - количество покупателей увеличилось раз в 30-40! Так что каждую субботу я стою за прилавком - работаю, так сказать, по торговой части (смеется). Но в этом ведь нет ничего зазорного. Хотя многие приходят в магазин и говорят: «Ой! А мы не ожидали вас увидеть!»
«Дебильный ребенок, который заговорил»
Вам никогда не приходилось в советское время идти на уступки?
- Приходилось, конечно. Например, в 1977 году я приступил к «Сказке сказок». Мне было предложено подписать письмо, в котором евреи Советского Союза давали гневный отпор западной пропаганде, «клеветнически утверждавшей, что в нашей стране процветает антисемитизм». Я прочел письмо и сказал, что подписывать его не буду. И тут меня стал убеждать Федор Хитрук. Он сказал: «Юра, подпишите, от вашей подписи ничего не изменится, никто не пострадает, а если вы откажетесь, то вам закроют фильм, вообще не дадут больше снимать». И в конце концов я подписал. После этого долго мучился, не мог спать. Успокаивает лишь одно: мне в разных странах мои соотечественники говорили, что «Сказка сказок» был для них глотком свободы. И все-таки саднило долго, так что я помню, какой ценой мне достался этот фильм.
А сегодня все еще хуже. Мы почти не видим на нашем небосклоне фильмов, о которых можно сказать, что они являются выразителем десятилетия. Режиссеры винят во всем продюсеров, но на самом деле виноваты сами. Продюсер их поманит, вынет из кармана несколько бумажек - и все, у режиссеров не хватает мужества отказаться, они выполняют то, о чем их просят. Я не против развлекательного кино, но не оно должно быть формообразующим в творчестве.
В мультипликации происходит то же самое?
- К мультипликации у нас вообще относятся как к дебильному ребенку, который вдруг заговорил. «Как это так, ты еще и разговариваешь?» Ведь она вдруг стала «говорить» о вещах, которые были прочно «записаны» за театром или за игровым кино! Но никто не хочет этого видеть.
«Шевчук выступил по делу»
Последнее время вас часто причисляют к «несогласным». Вы действительно находитесь в оппозиции к власти?
- Тут важно, с чем я согласен и с чем не согласен. Несогласные должны уметь формулировать свои мысли. А то они думают так: мы прошагали на митинге, прошвырнулись и разошлись - вот какие мы лихие! Главное - это возможность говорить правду и быть услышанным.
Юрий Шевчук попытался премьеру высказать правду. Как вы думаете, Путин его услышал?
- Путин будет слышать только то, что ему выгодно. Я, кстати, недавно прочитал очень нехорошее интервью Саши Градского, где он довольно пренебрежительно высказался об этом поступке Шевчука. Мол, тот не по делу выступил. А когда у него была бы возможность выступить по делу? Разве премьер приглашает к себе людей, чтобы их выслушать? Где он это видел в последний раз? Меня это удивило. Как же так, Саша Градский, который сам столько всего испытал и в такие неприятные для творчества ситуации попадал, - и вдруг так говорит о своем собрате.
А что бы вы у Путина спросили?
- Я бы ему сказал: «Вы считаете культуру придатком вашей жизни и ваших обстоятельств? А она - основное. Пока вы это не поймете, страна будет пребывать в состоянии анабиоза и умственной отсталости. Ведь именно искусство учит человека самостоятельности мышления». А то у нас никто не живет своей головой.
Например, ситуация с Химкинским лесом. Чиновники зашевелились только тогда, когда дело дошло до Медведева, и он выразил свое неудовольствие. Это какую же мы создали систему, что наверху пальцем пошевельнут - а внизу уже без «лишних мыслей» берут под козырек! Или недавно видел сюжет: квартиру дали кому-то только потому, что Путин приехал. А выливается это в то, что Путин начинает свою предвыборную кампанию. Все видят: приехал добряк-барин, «барин нас рассудит». И это отвратительно. Меня многие обвиняют в излишнем пессимизме. А что я могу поделать? Мне грустно становится, когда я «впускаю» в себя нашу страну и все, что в ней происходит.
«МК» в Питере»
_____________________________________
"Грустно" - это красиво, литературно и мягко...
Жить не хочется.. вот и Юрий Борисович искренне не понимает (или соблюдает политес), что у НИХ - совсем ДРУГИЕ задачи. Мильон раз все твердят, уже умерли те, кто говорил, - ноль внимания, фунт презрения. Хотели бы, давно всё, как надо, сделали бы - и по уму и по Совести, и по Закону...
Тот ответил бы в лучшем случае "Да, да! конечно! Как Вы правы!" - и всё бы продолжилось..... другой, вон,
"подчеркнул важность рекомендаций ЮНЕСКО" по Охте, вместо того, чтобы немедленно дать поручение Росохранкультуре, имеющей прокурорские функции, следовать законам РФ и наложить вето на строительство, оштрафовать Газпром - и что, есть сдвиги? давеча Боровицкий холм перекопали - опять
Кибовский и Авдеев, в чьём ведении находится ситуация, ждут отмашки?.... Военторг бы не снесли.. Большой Театр бы не позволили убить - при одном начали, при другом продолжили (это при том, что ГАБТ находится в их прямом подчинении), назвали бы фамилии виновных и довели бы наказание до логического конца... вернули бы деньги в казну... не позволили бы Гергиеву хозяйничать со строительством нового здания Мариинки и Голландией... БЗК бы сохранили... "Детский мир", Издательство "Детская литература", Союзмультфильм, ВДНХ, Ботанический сад, заповедники, Байкал... запретили бы Счётной палате строить себе дома на Остоженке засчёт исторических кварталов, а Арбитражному суду не подписывали бы огромное здание в Огородной слободе.... не поддержали бы разрушение домов и истрической среды вокруг ГМИИ... Ямщикова вовремя послушали бы - Швыдкого уволили бы, как полагается, с привлечением и ценности сберегли бы... а где сейчас Швыдкой?- то-то... категорически запретили бы ВТБ и Сбербанку давать кредиты банкротам, которые разрушают исторический центр Москвы.... деревянный Томск сберегли бы... стукнули бы кулаком по столу и запретили бы уродовать русские города.. поговорили бы с Патриархом - и вместе решили бы вопрос о соблюдении охранных обязательств в храмах... в конце концов, запретили бы своей Администрации работы на Никольской и в Средних торговых рядах, запретили бы ей трогать брусчатку на Красной площади, ушли бы из Кремля, наказав сделать его
общедоступным полноценным музеем... эх, сколько "бы"...
тогда надо и закон об образовании в нынешнем виде не пускать в ход, и закон о здравоохранении, не говоря о реституции.., коллекцию Вавилова сохранить и коллекцию в Немчиновке, т. е. отказаться от Сколково, - это тоже ведь Культура, в одном русле НАШЕГО понимания её... тогда надо вложиться в культуру, принять закон о меценатстве, закон о творческих работниках и творческих союзах, соединить минкульт и министерство туризма, деньги через минкульт распределять грамотно в том числе, повысить зарплату профессорам..... с телевидением разобраться (о чём Дорман говорил)..... ничего этого не бу-дет...