Монумент был открыт в 1909 году.
из коллекции
dedushkin1 На следующий день у памятника появился анонимный венок с надписью «Первому мученику русской печати», намекавший на подвижничество первопечатника и те опасности, с которыми ему пришлось столкнуться в Москве.
На постаменте - дата выпуска первой печатной книги: 19 апреля 1563 г. и знак «И.Ф.» на бронзовом диске - своего рода экслибрис, которым первопечатник помечал свои издания.
На обратной стороне пьедестала выбиты слова Ивана Фёдорова из послесловия к изданной им книге: «Первее нача печатати на Москве святые книги» и девиз: «Ради братии моих и ближних моих».
Место для памятника было выбрано историческое: неподалёку (на Никольской улице) расположены палаты бывшего «Государева Печатного двора», возведённые в XVII веке на месте печатни Ивана Фёдорова.
Здесь, кстати, уже в петровское время вышла первая российская газета «Ведомости».
Однако памятник сейчас стоит не там, где был установлен в 1909 году:
сначала его в 1934 году при расширении Театрального проезда и сносе Китайгородской стены подвинули вглубь,
затем, уже в 1990-е, при строительстве торгового комплекса «Наутилус», будь он неладен, передвинули ближе к гостинице «Метрополь».
источник***Гравер Пётр Мстиславец предположительно является создателем шрифта.
После второго издания по неизвестным причинам обоим первопечатникам пришлось покинуть Москву. Они основали типографию в Заблудово, в имении гетмана литовского и ревнителя православия Г. А. Ходкевича, где в 1569 году выпустили Учительное Евангелие.
После этого Пётр Мстиславец расстался с Иваном Фёдоровым. Он переехал в Вильно, где при помощи богатых горожан Ивана и Зиновия Зарецких, а также православных купцов Кузьмы и Луки Мамоничей создал новую типографию.
Памятника Петру Мстиславцу в Москве нет.
Зато есть в "белорусском Суздале", городе
Мстиславль Могилёвской области, аж два:
на главной площади перед горисполкомом -
Станок Московского печатного двора XVI-XVII вв.
у иезуитского костёла -
Петру Мстиславцу не нужна была слава. Он послужил истине как апостол. Жил в XVI веке, но не стал далеким и непонятным. Наоборот - открывает все еще людям единую Русь, ту самую "русскость" души, которая во всем: в образах на иконах, в молитвах, стихах, книгах. Он, собственно, и ходил-то по Белой, Малой и Великой Руси свободно, как и мы прежде, не деля ее, но на исходе жизни (есть такое поверье), почувствовав, что силы уходят, возвратился в родной Мстиславль, в домик детства из красного кирпича.
источник