Фарфор. Начало. Отливка и шлифовка. (1)

Sep 22, 2016 17:40

Первый пост посвящен первому этапу работы с фарфором. Самому грязному и самому не творческому.
Отливка и шлифовка, снова отливка и снова шлифовка... Потом утиль и шлифовка опять... Приступим. :)



Первые три дня получилось описать подробно...
27.07. 2016. Сегодня я приступила к работе. Вернее, впервые непосредственно соприкоснулась с самим материалом. До этого были только бесконечные подготовки. :)

Фарфор я купила в массе, проще говоря, в плюшке. Его нужно превратить в шликер, чтобы можно было лить. Я приобрела пару ведер с завинчивающейся крышкой и запаслась дистиллированной водой.
По совету друга [все благодарности всем за помощь я буду писать по окончании всей работы ;)], я налила в ведро некоторое количество воды, стала отрывать от плюшки небольшие куски и размывать их в воде. Очень аккуратно, чтобы не плескаться и не пускать пузыри. Отрывала сразу несколько кусочков, и пока один размывала (как будто намыливаешь мыло), остальные потихоньку размокали сами.



Занятие оказалось достаточно приятным, я бы сказала - медитативным, но не быстрым. Ведро объемом 3,2 литра, в итоге шликера намешалось примерно 2 литра. На это у меня ушло 3-3,5 часа тщательной и аккуратной работы.
Материал очень приятный на ощупь. Кусочки не склизские, а бархатистые, мягкие. Не выскальзывают из рук, а медленно размываются. И вода почему-то становится приятно теплой. В общем, хороший настрой для начала работы.
Меня не покидало осознание того, что я делаю всё-всё сама, от самого начала до самого конца - даже шликер не покупной, а собственноручно приготовленный. Так и чувствуешь, как с кончиков пальцев твоя энергетика переходит в материал... :)
После того, как шликер набрал консистенцию, примерно похожую на кефир, я закончила размешивание. Теперь нужно было процедить его от комочков, которые могли остаться на дне. Взяла второе ведро, натянула на него чулок и стала переливать... Надо было догадаться, что сухой капрон не мгновенно промокает... да и ведро держать было не очень удобно... Короче, я ливанула с ходу сильнее, чем рассчитывала и весь мой беспузырьковый шликер потек несколькими булькающими струйками. :) Зато комочков оказалось очень мало. А на дне ведра вырисовался вот такой красивый рисунок из остаточных струек. Надеюсь, это добрый знак... :) Кто умеет читать по «кофейной» гуще? :)) Я вижу дерево, а на донышке - деревья или кустарники. Может, это фарфоровые дебри, в которых я заблужусь? А может это знак растущего древа познаний, и через тернии к звездам...? :))



Промыла капрон, он стал влажным. Ополоснула первое ведро и занялась переливанием второй раз. В этот раз удачно и очень аккуратно. Визуально в шликере не было замечено ни одного пузырька.
Оставила отстаиваться до следующего дня.

Второй день работы - один из самых эмоционально насыщенных и впечатляющих дней, наверное... :)
Фарфор, на мой неопытный взгляд, отстоялся хорошо. Пузырьков не было видно ни на поверхности, ни в верхнем слое, ни на стенках или донышке. Зато он немного отслоился - на поверхности выступила вода, мм 3-5. Очень медленно и осторожно я заново его перемешала рукой (предварительно смочив на всякий случай руку, чтобы к ней не прицепились воздушные пузырьки). На дне, кстати, ощущалось что-то в роде очень мелкого песка, но визуально ничего ничего заметно не было.
Пока фарфор снова чуть отстаивался после перемешивания, я занялась чисткой форм перед отливкой. Открыла их первый раз после сушки. И тут меня ждали сюрпризы...
В массе гипса я увидела в некоторых местах ужасные ржавые пятнышки! В толще формы не страшно, но они обнаружились на стопе и попе.



В общем, я маленько запаниковала, опасаясь неприятных последствий на отливке. И решила выковырять этот ужас. Там оказалась маленькая (металлическая, наверное) песчинка, вокруг которой расползлась ржавчина. Откуда? Не знаю. Может в гипсовом порошке были, может с водой попали или еще как... Но штука явно нехорошая.
Может и не права, но вынула их и успокоилась. Зашкурить небольшой прыщик на попе будет просто, а вот если эта ржа попадет в фарфор, то, возможно, будет куда хуже...
Разобравшись с формами, собрав их обратно, я приготовилась к самому страшному и волнительному - отливке. Первой отливке фарфора. И, надо сказать, опасалась не напрасно...
Разложила необходимые инструменты и приготовила блокнотик. В него я записывала, какую форму во сколько залила, как и что происходило. В будущем мне так лучше будет понятно, откуда какой косяк взялся.
Хорошо проведенная отливка в совокупности с хорошо подготовленным шликером - залог того, что потом будет меньше косяков и переделок. Поэтому я быстро поняла - 70-80% деталей первой отливки точно пойдут в брак. :)) Ну, первый блин, как говорится... Делала-то я все правильно за исключением того, что правильно не получалось. И вся проблема состояла в том, что ни одна из приготовленных мною возможных емкостей для литья не работала так, как надо. Ни стаканчик с носиком (вроде бы правильным, а нет), ни мягкая пиала, ни обрезанный одноразовый стаканчик... А может просто руки корявые... :)) Все начиналось хорошо, а потом - опа! - и полилось по донышку, опрокинула чуть сильнее и вообще форму залила... В общем, разучилась явно, практики давно не было.
Надо лить быстро и точно, на донышко. У меня лилось как угодно - и по стенкам, и даже мимо. :) Супер-дивайс от Маши Жуковой - лить по срезанной трубочке - тоже прокатил не очень (хотя, удобно, не спорю). Так как своими корявыми баночками и ручками я не могла попасть даже в соломинку. Использовать шприц для заливки маленьких форм у меня тоже пока не очень получилось (ничего не пузырилось, просто неудобно было). Я его использовала, но уже для подлива только, чтобы хоть как-то более-менее точно попадать.
Первая заливка прошла с очень переменным успехом. Маленькие формы я заливала, подливала по три раза, и не сливала вообще (также и с флюмо делала). Средние и большие решила сливать... но не вышло... То ли формы очень сухие (я их предварительно не увлажняла), то ли еще что... в общем, сливать было просто нечего. Несколько копель выцедила только из бедер и попы, даже грудь не слилась, не говоря уже о более мелких деталях. Так что они у меня просто перевернутые постояли и всё. Может, хоть стенки равномерные получились...
В шее маленький литник, поэтому грудь залить второй раз у меня не получилось. Второй раз заливала только попу. Все остальные детали залиты по одному разу.
Кстати говоря, смутили некоторые моменты (правда, не имеющие вроде бы последствий). В нескольких формах, особенно в маленьких, появились трещины в литниках. Я боялась, что трещины пойдут и по детали, но всё нормально. В основном трещины продольные, но были и поперечные, в горловине литника. Понятно, что дело в высыхании материала и усадке, но в том же флюмо никогда не встречала такого...



Кстати, с флюмо сравниваю не зря. Думаю, что тем, кто работает с флюмо и готовит себя к фарфору, может быть интересно. Материалы разные по многим ощущениям (в процессе отливки и обработки, потому что следующие этапы уже не сравнимы). Но я все же думаю, что пройдя флюмо, с фарфором работать будет легче, чем сразу лить из фарфора. Кому как, конечно. Но я рада, что уже имела дело с похожим материалом, потому что совсем не представляя как что делается, наверняка, наделала бы еще больше ошибок. Флюмо, безусловно, проще. Он как основа принципа работы.
Что еще заметила интересного. При заливке фарфора, особенно второй раз, потому что в первый шликер «убегает» внутрь очень быстро - внутри он начинает как-будто расслаиваться, отсекаться. Хотя перемешан был очень хорошо. Может это и есть наглядный принцип «черепкования»...? Но вот такая красота была замечена, и с тем же флюмо такого не видела.



Пока я все залила и убралась на столе после этого занятия, уже прошло больше трех часов и можно было начинать открывать первые маленькие формы.
Сразу скажу, что многие формы сильно передержала. Мне надо было на что-то ориентироваться в первый раз, и я прислушалась к советам коллег о примерном времени держания. Сколько держать отливку в форме - дело сугубо личное и зависящее от многих факторов: от увлажненности форм, от размера куклы и от размера форм, от влажности воздуха... от чего угодно. :) Мне просто нужно было знать, что застывание черепка у фарфора происходит гораздо медленнее, чем у того же флюмо. Например, те же локти и коленки из флюмо я открывала уже минут через 20-25, а здесь точно надо ждать не меньше 2,5 часов.
Я решила, что лучше подольше, учитывая 90% влажность воздуха, ну и передержала в итоге. Форму надо открывать тогда, когда она открывается с небольшим усилием. Если надо прилагать много сил, то значит еще не досохло и можно или порвать отливку, или она осядет после открытия, т.к. еще очень мягкая. И открывать, естественно, очень осторожно и строго вертикально, без смещения, иначе можно что-то смазать.
Короче, начала открытия с самого первого, с локтей. И сразу вот такой интересный сюрприз. :))



Это называется - очень большой пузырь. :)) По какой-то причине отливка даже не сомкнулась, хотя я заливала литник до верху, подливала несколько раз, выгоняла пузыри и все делала правильно. Удивило и насмешило. :)
Сразу залила локти еще раз, и принялась открывать формы дальше.
Больше подобных сюрпризов не было. Но были на некоторых деталях поверхностные пузыри, и большие, и маленькие. Грешу на много вещей, в том числе и на «необкатанность» форм (ведь самая первая отливка). Поверхностный пузырь - это (наверное) когда воздух по какой-то причине зацепляется за внутренность формы в процессе заливки и прилипает к стенке. Такие пузыри не особо страшные. Их можно и нужно вскрыть, расковырять, увлажнить чуть-чуть и замазать фарфором, например, из литника. Только делать это надо, конечно, очень внимательно, чтобы под «заплаткой» не осталось воздуха. Но вот сколько пузырей могло попасть в толщу фарфора - секрет, который открывается только на высоком обжиге... и деталь идет в брак. Это мне предстоит узнать позже...
В общем, открывала по очереди формы, срезала литники, залепляла дырки от них и делала первичную сырую обработку деталек. Из обломов, помимо нескольких пузыриков, был один отломанный мизинец на кисти и отломанные пальцы на обеих стопах. :)
Надо сказать, что прилепляется фарфор очень хорошо. Если это сделать на совсем влажной отливке, то по внешнему виду - единое целое. И отломанные пальцы, и залепленные литники. А вот с залепленными пузырями чуть иначе оказалось, но об этом позже.
На первичную обработку коленей, кистей и стоп у меня ушло ровно три часа, и прежде чем открывать формы дальше, я взялась за переотлитые локти. Со второго раза все получилось хорошо.
Замазала литники, сделала прорези, отверстия под штифты, убрала швы. Но только с маленьких деталей. Закончила работу только в 11 вечера...
Предплечья, плечи, голени и бедра я просто достала из форм и положила в герметичный контейнер до завтра, чтобы не высыхали. Грудь и попу оставила до утра в формах.

Утром третьего дня в первую очередь открыла оставшиеся две большие формы. И поняла, что сильно передержала детали... А вот в контейнере отливочки замечательно дождались меня в сыроватом, почти свежевынутом виде.
О том, что такое передержка в моем понимании. В момент отливки образуется черепок, а потом он начинает сохнуть, уплотняться и, соответственно, уменьшаться в размерах. Идеально вынимать деталь надо, когда черепок уже достаточно прочный (не мягкий и не деформируется в руках, форма открывается легко), но еще не начал давать усадку. Но этот момент, как я уже писала, надо только чувствовать и подбирать время из личного опыта. У меня этого опыта пока не было.
Если деталь начинает усаживаться в форме, то она может деформироваться и застревать. Например, то же мизинец сломался у меня в самой форме, а не при вытаскивании. Это произошло, скорее всего, из-за того, что форма у него слишком изогнутая - ладонь начала усыхать и потащила за собой пальчики, а этот застрял в изгибе.
Второй момент - втулки шарнироприемников. Самый сложный момент, мне кажется. Деталь начинает давать усадку, а втулки не дают ей этого сделать. И получается, что отливка усаживается не равномерно - основная «свободная» масса уменьшается, а шарнироприемники остаются прежних размеров. Это нехорошо по двум причинам. Во-первых, деформируется деталь. А во-вторых, шарнироприемники потом могут оказаться великоватыми для шариков шарниров. В принципе, это можно будет убрать с помощью проклейки, но не всегда это будет красиво и точно.



На фото груди видны вмятины на лопатках. Их там быть не должно, лопатки у меня были сделаны гладкие. Это произошло из-за того, что я сделала достаточно глубокую втулку под грудной шарнир - деталь стала усыхать, а эта втулка не дала ей сделать это равномерно. Да, и еще почему-то оторвался кусок от спины... видимо тоже при уменьшении массы детали он, по какой-то непонятной причине, остался прилипшим к стенке формы...
На попе еще хуже, там получились откровенные вмятины, даже с заломами. Я могла бы грешить еще и на вакуум, который образуется, если при сливании формы она начинает булькать, и тогда еще мягкий черепок может отойти от стенок, втянувшись внутрь - но слив и залив был без единого плюха или булька. :) Так что, скорее всего, такая деформация произошла как раз из-за бедренных втулок... хотя точно, конечно, сказать не могу. («Прыщик» на попе - это результат выковыривания ржавого пятна - легко убирается).
Такая же ерунда со втулками у меня произошла и с голенями, и с бедрами. Там просто видна «ступенька», где внутри заканчивалась втулка и начиналась свободная деталь.
Кстати говоря то, чего я боялась еще при самом литье - не оправдалось (по крайней мере пока). Много лилось по стенкам, почти все детали. Но ни одного потека на поверхности я не увидела. И некоторые формы, из-за все тех же кривых инструментов и рук, отливались медленно или вовсе с перерывами, но «годовых колец» или линий на отливках я также не увидела. А вот с тем же флюмо у меня такое было и ни раз, и заметно это уже на влажной или полусухой детали.
Теперь о моих возможных ошибках при обработке. Насколько они существенны - покажет высокий обжиг.
Я использовала много воды, хотя меня предупреждали, что делать этого не стоит. Работала по привычке, как делаю это при лепке. Пузыри или неровности я замазывала более мокрым фарфором, практически жижицей, а не массой из литника, которая близка по сухости самой отливке. Почему? Даже не знаю. Может так удобнее было, сподручнее при первой работе с материалом. А может потому, что мне интуитивно показалось, что более вязкая и жидкая масса лучше заполнит пустоту и застрахует меня от возможного остатка там воздуха. И сцепление лучше. Но вот какие результаты будут в итоге - увидим уже потом. Хотя на полусухих отливках более сырые места очень хорошо видны, выделяются серыми пятнами... Надеюсь их или контуры вокруг пятна не останется видно после обжига...



Кстати, хорошо видны на полусухом и швы. Швы, кстати, видны и на влажном. Там явно как-будто другая структура материала... И это меня очень настораживает, потому что я уже предвкушаю такие смачные полосы на красивых обожженных детальках... :))
Швы обрабатывала по-разному, и, возможно тоже наделала ошибок. Совсем низенькие и тоненькие я не срезала, а размывала кистью. Кисть, кстати, использовала резервуарную - очень удобная оказалась штука! Во-первых, сама она постоянно остается чуть влажной, не высыхает, а легкое нажатие на контейнер увлажняет ее сильнее, если это нужно; и не надо макать в воду. Во-вторых, у нее очень замечательная синтетическая щетина, не такая, как у обычных кисточек. Острый и мягкий кончик, и более толстая и жесткая середина - на все случаи жизни и степени нажатия. :)
Более высокие и широкие швы я срезала, а потом проходилась кистью сверху. Тут тоже надо угадать момент - слишком влажные швы при срезании липнут к ножу, тянутся за ним и оставляют «рваные раны», совсем сухие могут крошиться или откалываться. И еще под ними тоже могут скрываться коварные пузыри. Поэтому, чтобы была возможность хорошо залепить, надо срезать их на полусухих деталях, мне кажется. Зато стружка гладкая и хорошая, а если смочить ножик, то он за собой смазывает всё, подтирает. :) Сверлить лучше влажную деталь и вручную. Она очень хорошо сверлится, мягко и четко, а если что-то откололось у краев вдруг - легко подлепить или размыть.
Кстати вот о размывке. Поняла, что с этим явно перестаралась. Ну, ничего - при следующей отливке буду работать иначе и посмотрю, как в итоге лучше. А беда была в том, что увлекшись увлажнением и размазыванием кистью неровностей, я «замыла» всю мою хорошенькую поверхность отливки. По сути надо было просто чуть подождать подсыхания швов, аккуратно их срезать и тонко пройтись кистью. Я же делала это размашисто, поэтому вся моя гладенькая отливочка снова стала полосатой и шероховатой от кисти, и ее всю заново надо будет шлифовать. Нет, дело-то не сложное, просто лишнюю работу себе подсунула. Ведь я очень хорошо выглаживала ММ, и шлифовать по сути нужно только сами швы и те небольшие пятнышки, где залепливался пузырик. Вот. :)
Сделала прорези, сгладила швы и залепленные литники, сделала все необходимые отверстия, и на этом пока отложила до полного высыхания. Каждый приспосабливается сам, что ему на каком этапе удобнее делать. Я общалась с фарфором первый раз и пока для себя не разобралась в этом. Что мне будет удобнее делать по-влажному, что на сушье, что на утиле. Утиль тоже еще надо понять, почувствовать - какая мягкость/жесткость/хрупкость, что возможно делать, что нет. Пока мне показалось, что основные операции удобнее делать по-влажному, а шлифовку и проработку деталей (ноготки, губки, четкость линий...), подгонку шарниров - по сухому. Говорят, что сухое очень хрупкое. Часть первых маленьких деталей у меня уже высохла, я попробовала поковырять ноготки на пальчиках стоп, и у меня не создалось впечатления хрупкости совершенно. Хотя детали все у меня получились очень толстостенными на мой взгляд. Наверное из-за того, что я не смогла ничего слить - всё по какой-то причине сразу хорошо впиталось. Следующий комплект попробую отливать немного иначе.



И еще о первых впечатлениях от материала.
Сразу при вынимании отливки из формы ощущается, что это совершенно иной материал, нежели флюмо. Не знаю как объяснить... И по тактильным ощущениям, и по звуку при срезании/прорезании ножом, по шуршанию кисти ощущаются словно мельчайшие песчинки, чувствуешь, что это керамика, «камень», а не пластик... Кстати, лезвие ножа оставляло серые следы на полусухой отлике. Это легко смывалось водой и, наверное, все сошлифуется... но эффект необычный. С флюмо такого не было, зато было точно также при обработке серебряной глины. :)
Пока материал мне понравился. Сухой он шлифуется очень мягко, даже слишком, и тут главное не переборщить. Пока этого не делала массово, просто попробовала на одной детальке. А вот расход материала мне показался большой. Опять же, может из-за моей косячной отливки. Но на один комплект у меня ушла почти половина разведенного шликера, а это не меньше литра... У флюмо точно гораздо меньший расход был. И, кстати - сухой фарфор гораздо легче флюмо, и это для меня было неожиданностью. Сырые детали тяжелые, а когда высыхают становятся очень легкими. Я ожидала камней, а он в таком виде скорее похож на высохший очень слабо разведенный гипс. Может так надо, не знаю... :)



Вот такие итоги трех рабочих дней - один полный комплект, который требует еще очень основательной шлифовки, проработки мелочей, финальной шлифовки утиля, и только потом пойдет на обжиг. Будущее время считать нехорошо, но предположу, что по самому минимуму при учете работы с утра до ночи (как обычно), уйдет еще не меньше дней 3-4х на это... Но спешить ни в коем случае нельзя. Это я поняла и почувствовала совершенно точно - фарфор спешки не любит и не простит.
Мне понравились все ощущения. Я очень люблю и влажную обработку, и шлифовку. Удручает только мысль, что твой труд может оказаться напрасным, если в толще фарфора засел злой пузырь, ждущий вылезти наружу и пустить твой труд, время и силы в мусор... Но это мы посмотрим. :)) Я морально готова к обломам, если что. Есть у меня уже подозрения на брак некоторых деталек, но я решила, что обжиг надо будет сделать всего - авось всё будет хорошо, а если брак - будет на чем тренироваться в росписи и пробовать краски. Всё в дело! :)

* * *
Дальше я буду писать уже не так подробно. Самые первые впечатления - самые яркие.
И писала я предыдущий текст сразу, по горячим следам. А дальше уже восстановленная, развернутая информация по кратким заметкам в блокнотике. Так что немного обобщу информацию. А то текст получится вообще необъятным. :)
Вся работа дальнейшая у меня заняла примерно месяц, не считая выходные, а именно рабочие дни. Работаю обычно с 10-11 часов утра до 7-9 часов вечера, с перерывом на перекус. В смысле, что это не 2-3 часа в день получается. :))

Следующие недели две вся работа была примерно одинаковая. Утром я делала отливку (уже не полностью весь комплект, а половину, а на следующий день вторую), потом днем я занималась обработкой и шлифовкой уже готовых деталек, а вечером открывала формы. Что-то обрабатывала сразу, что-то клала в контейнер до завтра. И так каждый день.
Расскажу, что происходило интересного, как искала оптимальные условия для работы, какие сделала выводы, какие ошибки, и всякие другие разности.

После своих первых мучений с емкостью для литья, я пошла в магазин и купила себе на пробу пластиковый кувшинчик с носиком. Это было единственное, что могло подойти. Объем большой, 1,4 литра. Но оказался он неожиданно очень хорошим! Просто идеальным для литья! Заливаю в него, конечно, немного и такой объем великоват, штука громоздкая вообще-то. Но дело не в этом, а в очень правильном носике. Он льет точно, не стекает по стенке, можно аккуратно регулировать струю до самой тоненькой. После моих первых мучений - великолепный вариант!
Еще расширила горлышки литников на некоторых деталях, в частности в шее. А в маленькие детальки (кисти, стопы, локти и колени) всё же более-менее приноровилась лить по трубочке, но из шприца. Напрямую из шприца мне неудобно (сложно контролировать нажатие), а кувшин слишком громоздкий, но по желобку из шприца получилось нормально.
Сливать не выходит всё равно. Думаю, что передерживаю. Хотя после заливки и нескольких подливок держу до переворачивания минут 5-10 примерно. Кое-что сливается - из попы, бедер и иногда голеней. Из груди так и не льется вообще, хотя деталь вроде бы большого объема. Большие заливаю второй раз, подождав еще минут 20 после переворачивания. Маленькие повторно не заливаю.
Первые заливки делала в сухие формы. Потом попробовала увлажнять их из пульверизатора дистиллированной водой с добавлением уксуса. Мне просто казалось, что формы и так весьма влажные - лью каждый день и влажность высокая. Но вот попробовала, и стало гораздо лучше. Даже не знаю, что именно изменилось, но чувствую, что лучше. :)
По времени выяснила для себя следующее. Маленькие детальки открываю через 2,5-3 часа, и нормально. Большие, соответственно, позже - пока постепенно обрабатываю мелкие, эти еще в формах. Но получается примерно так: предплечья, плечи и голени часа через 4,5-5, бедра, грудь и попу - через 6,5-8 часов. Головы, соответственно получается 5-6 часов.

ОТЛИВКА И ПЕРВАЯ ОБРАБОТКА

Теперь о странностях, ошибках и прочих казусах во время отливки. Без них никак! :))
Про вмятые детали я уже писала. С применением опрыскивания этого стало меньше, но всё равно какие-то проблемы остаются. Менее явные, но всё же. Спина продолжает немного оседать в лопатках (хотя я не булькаю, т.к. нечем, ничего не сливаю) и попа чуть-чуть проваливается. Вполне естественно получается, анатомично, но всё же не так, как должно быть.
Также попробовала сделать более жидкий шликер. Тоже вроде лучше стало...

Поверхностные пузыри уже упоминала тоже. Но вот в какой-то момент у меня получилось аж вот так. 0_0.



Причем и на попе (внизу детали), и на втулке «сыпь». Множество мельчайших пузырьков словно зацепились за форму или даже вышли из нее... Но этого быть не может. Что такое - не знаю. Встречаются периодически такие вещи (с уксусной водичкой меньше), но чтобы в таком количестве...

Еще интересная штука - вот такое «отслоение». Вынула детальку и долго думала, как же это так могло получиться? И вообще что это? По стенке не лилось точно. Воронка литника не отставала от стенок, чтобы при втором заливе могло что-то попасть...
Срезала, сошлифовала - не считая этой странности, форма детали никак не деформирована. Т.е. убрала этот наплыв и как ничего и не было...



Самыми сложными на этапе литья стали кисти, ну, и стопы.
На стопах упорно отламывались все пальцы при открытии форм (или до). Но я потом устранила возможную причину (чуть подточила форму) и стало лучше.
А вот с пальцами кистей что-то не так. Открываю форму и вижу вот такие оторванные хлопья. То есть внутри как будто какие-то слоистые пустоты. При вынимании и открытии отрываются куски и сами пальцы словно разрывает на две части, иногда по шву даже видна щель.



Пробовала разное. Открывала формы еще сырыми, т.е. рано. Специально передерживала в формах, чтобы высохло получше и совсем легко открылось и уселось. Увлажняла уксусной водой. Лила на сухую. По-всякому, короче, но эффект примерно одинаковый - чуть лучше, чуть хуже. Лучше, если открыть еще сыроватые формы, перед отливкой их хорошо спрыснуть водой. Но всё равно, хоть от одно пальчика, но кусочек оторвется. То у шва, то на костяшке, то снизу, то кончик...
Предположение есть, но странное, потому что не знаю, есть ли у кого еще такое и возможно ли это. Мне кажется, что очень сильно тянет форма. Пространство маленькое и естественно пальцы не получаются полыми. Но, видимо, тенденция есть и при высыхании уже, когда всё впиталось, но еще черепкуется (уплотняется), пальчик всё еще тянет к стенкам формы. И разрывает. Бред? Не знаю. Но явно есть продольная рваная щель...
Чистила форму. Думала, может липкая какая и при открытии что-то прилипает, что-то легко отходит... Думала, может это я разрываю ее при открытии. Но специально пробовала подержать подольше и открывала именно когда уже совсем без усилий... Думала, может еще швы большие получились - они как-то застревают, растягивают и пр...
Короче, не знаю... Промазывала щель и отслоения водой, плотно сжимала, где нужно наращивала, проглаживала сверху... Визуально ничего не видно потом, ни во влажном, ни в сухом виде. А есть ли там воздух - покажет высокий обжиг... сломав мне все пальцы. =D

Пальцы ломала неоднократно. И в формах, бывало, треснувшие уже (мизинцы в основном), и при вынимании что-то в форме оставалось, и при обработке уже. Приклеивала элементарно и следов не оставалось никаких. Говорят, их даже специально мастера ломают, чтобы позы изменить. :) Я позы меняла, но по-другому. Я проходилась по поверхности свежевынутой детальки влажной кистью и пальчик сразу становился мягким. Чуть гнула или распрямляла его в нужную позу. Не знаю, правильно или нет, но пока последствий не видела. И каждая кисть у меня получилась пусть чуть-чуть, но отличающаяся от других.

Уже писала выше, но повторюсь. Очень понравилось обрабатывать детальки по-сырому или по полусухому. Если жестковато, что чуть увлажнить и снова податливый материал. Для больших плоскостей и заглаживания швов использовала резервуарную кисть. Для мелочей, как пальчики или лицо - сначала основное делала кисточкой из колонка, пожестче, потом совсем мокрой кистью уже по чуть подсохшей детальке проходилась мягкой белочкой. Поверхность получается очень ровная, дальнейшая шлифовка почти не нужна, только уже самое-самое финишное выглаживание чуть-чуть. Даю подсохнуть после последнего увлажнения, чтобы деталь была жесткой и «бледнела». И потом осторожно прохожусь мелкой шкуркой. Поверхность прям шелковистая выходит.





Это вот шлифовка по полусырому. Очень гладенько получается. И шлифуется приятно, пыли очень мало и она не разлетается, а смахивается кистью. Только использовать надо не совсем полировочную шкурку, а чуть покрупнее. Тогда она именно шлифует, а не смазывает, но следов и царапин не оставляет.

Еще про формы пару слов. Про ржавые пятна было выше. Также на влажных формах хорошо видны мелкие черные песчинки. Просеивание гипса ничего не дает, они очень мелкие. Раньше, кстати, такого не наблюдала, а в этот раз вроде купила тот же самый гипс, а тут такая фигня. В общем, эти песчинки постепенно вылезают из самого гипса, вытягиваются. То есть, переходят из формы в отливку. И получаются черные вкрапления на поверхности детальки и мелкие выемки на форме. При следующих отливках, когда песчинок уже нет, получается вот такой эффект мурашек на теле. :) Но мне кажется, что это плохо. Боюсь, что за эти микродырочки в гипсе может «цепляться» воздух и увеличивать вероятность поверхностных пузырьков...



Вот что меня, кажется, обошло пока стороной (тьфу-тьфу-тьфу), так это «слои» - поперечные полосы по детальке. Это когда льешь слишком медленно. Получаются такие «годовые кольца». Вот с этим не столкнулась. Хотя, опять же сравню, с флюмо было сплошь и рядом. Убираются, правда, легко. Но всё равно. Хоть что-то мне пока не досталось... :))

Какие могу подвести итоги этой части работы?
+ Естественно, шликер должен быть хороший - это залог многих успехов. Однородный, хорошо процеженный и размешанный, и главное - без пузырей. Вот в чем почти очень уверена, так это в шликере. Мне кажется, что он был вполне хороший, по крайней мере - сделанный на совесть. :)
+ Густоту шликера каждый подбирает сам. Мне удобнее пожиже.
+ Сливать очень аккуратно, медленно, не булькая, т.е. не давая дырочки литника полностью закрыться. При узких горлышках это бывает нелегко. Поэтому некоторые литники я расширяла.
+ Заливку делаю так. Увлажняю формы из пульверизатора, быстро закрываю и сразу лью. Достаточно быстро стараюсь, но аккуратно, чтобы струя по-возможности сразу попала на донышко, а не лилась по стенкам. Дальше слежу внимательно, как уходит из литника шликер. В мелких детальках он очень быстро убегает. Как близится к самому узкому месту, но еще не перешел границу (иначе воздух попадет или при узком отверстии просто не зальется больше) - подливаю опять до полного литника. И так 3-5 раз. Потом оставляю минут на 5-10, иногда 15, в зависимости от детали. Потом сливаю (если получается). Сливаю теперь так: медленно наклоняю форму, пока не покажется капелька. Оставляю в таком положении на несколько минуток, потом поворачиваю на 90 гр, оставляя такое же наклонное положение. И так, пока не пройду весь круг. Мне кажется, что так получаются более равномерные стенки. Дальше сливаю, если что-то еще осталось. Потом еще чуть-чуть жду и в самые большие детали заливаю еще один раз. Потом сливаю и оставляю стоять вверх ногами.
+ Увлажнение формы водой с уксусом дает положительные результаты - меньше поверхностных пузырей, деталька меньше деформируется и хорошо отходит от формы.
+ Обрабатывать удобнее всего по-сырому и полусухому. По-максимуму делать всё: прорези, отверстия, залеплять литники и срезать швы - однозначно. Корректировать положение пальцев, обрабатывать швы и первично шлифовать. Вода хорошо разглаживает, мягкая шкурка делает почти идеальную поверхность. Удобно использовать резервуарную кисть, а также мелкие кисточки разной жесткости. Проработку тоже удобнее делать на этом этапе - всегда можно сгладить слишком резкую борозду от шила или ножа, что-то подлепить. Мало пыли. Деталь не хрупкая, хотя с ней надо тоже быть осторожной.
+ Если что-то сломалось, на влажном или полусухом всегда можно еще починить - прилепить палец или замазать пузырь.
+ С применением коробочек, где деталь остается влажной - работать очень удобно и практично. Не надо торопиться обрабатывать сразу; деталька остается в нужном состоянии достаточно долго.

Продолжение поста: http://nastasia-mirror.livejournal.com/125554.html


фарфор, рабочее, КУКЛЫ

Previous post Next post
Up