Маршрут по Армении на 5 дней Между солнцем и землей (Армения, октябрь 2012 года), часть 1 - подготовка и полезное Между солнцем и землей - часть 2, Хор Вирап Между солнцем и землей - часть 3, монастырь Нораванк Между солнцем и землей - часть 4, Джермук и Арени Дилижан
На следующее утро мы выдвинулись на северо-восток Армении. Водитель у нас в этот день был уже другой, и он сразу предложил выезжать в самую дальнюю точку маршрута - монастырь Гошаванк, откуда возвращаться уже вдоль берега озера Севан. Но по пути туда мы все равно увидели безбрежную синь озера и возрадовались - день, кажется, обещал быть таким же ясным, как и накануне. Водитель предупредил: сейчас мы поедем через тоннель, будет немного не по себе (чистая правда), зато потом будет очень любопытно наблюдать, как изменилась природа до тоннеля и после него - как будто совершенно разные края. И это тоже чистая правда: когда мы выехали из тоннеля, как будто внезапно началась осень - краски померкли, стали приглушенными, кругом виднелись поросшие лесом горы, на которых лежал густой туман, впрочем, вскоре рассеявшийся. По мере выкладывания мной фотографий этого дня вы сами увидите, как велика разница между фотографиями, сделанными в монастыре Гошаванк и на озере Севан - в один день.
Гошаванк появился в нашем маршруте по моему хотению: стандартно фирма предлагает однодневную поездку на озеро Севан с посещением двух монастырей и Норадуза, я же попросила прибавить к их маршруту и этот монастырь - уж больно мне хотелось его посмотреть. По-хорошему, нужно было заложиться еще и на осмотр города Дилижан и на расположенный по соседству монастырь Агарцин, но мне и так говорили, что за 1 день намеченное не выполнить, куда еще перегружать. Подтверждаю: даже с осмотром мельком Дилижана и при отсутствии в программе Агарцина программа дня получилась очень насыщенная. Поэтому я сразу решила, что мы поедем в Армению еще раз и в программу "на потом" будут входить поездка на 2 дня по маршруту Оз. Севан (Севанаванк) - Агарцин - Гошаванк - Дилижан (ночевка) - Ахпат - Санаин - Одзун - Ахтала, и волноваться за непосмотренное перестала.
В Дилижан мы въехали быстро и центр объехали, но вот этот памятник я увидеть успела. Узнаете? Этот памятник появился в Дилижане в июле 2011 года в честь главных героев фильма "Мимино". Помните сцену с лезгинкой в ресторане гостиницы "Россия"? "А эта песня для нашего гостя из солнечного Дилижана!"
(с) взято отсюдаСвое фото сделать не успела - среагировала, когда мы уже съезжали вниз в направлении монастыря (после приема драмины я притормаживаю). Поскольку ехали-то мы в монастырь, а не город смотреть, не увидели мы и вот таких домиков (фото из википедии):
Зато на обратном пути остановились на несколько минут и я сделала несколько фото
Гошаванк
Внезапно, поднимаясь из очередного ущелья, мы оказываемся перед невысоким холмом, на котором и стоит монастырь.
Людей в сравнении с безлюдьем предыдущего дня многовато - на стоянке несколько микроавтобусов - но в целом поселок вокруг монастыря кажется затерянным в горах. Правда, кое-какая инфраструктура присутствует: несколько киосков продают сувениры и травы, половики, изделия ручной вязки. К слову сказать, именно здесь купили два пакета чабреца за какие-то 76 руб., и пьем его до сих пор - с удовольствием.
Монастырские постройки лепятся друг к другу, и в результате какое-то время путаешься, что есть что, и постоянно бегаешь к стендам, чтобы свериться, но затем оно само в голове как-то укладывается. Стендов здесь много, штук 8, все в исправном состоянии, кроме одного, весьма познавательных.
Схема монастыря.
Монастырь с парадного входа, так сказать. Если смотреть на схему, то мы стоим перед номерами 5, 3 и 2.
Мне отчего-то казалось, что монастырь когда-то окружали крепостные стены (видимо, из-за общей плотности строений - стена к стене - так обычно строят, когда мало места и оно ограничено внутристенным пространством), но позже прочитала, что оборонительных укреплений здесь никогда не было, - обитель с самого основания стояла в окружении сельских домов. Первое письменное упоминание о нем относится к 1188 г., когда землетрясением был разрушен старый монастырь Гетик, и на его месте на средства князя Иване Закаряна построили новый, получивший название Нор-Гетик (Новый Гетик). Второе свое имя - Гошаванк - монастырь получил в честь Мхитара Гоша - ученого, педагога, писателя, поэта, юриста и политика, жившего в монастыре в XII-XIII вв. Именно тогда монастырь был одним из крупнейших образовательных и религиозных центров средневековой Армении, здесь были и университет, и семинария, и библиотека. Чем не монастырь как в "Имени Розы" Умберто Эко?
Самые крайние строения слева - часовня-аудитория и скрипторий-колокольня. Сохранилось только второе строение, где во времена Гоша была мастерская по переписке рукописей. Изначально верхний этаж был деревянным, позднее (вероятно, после пожаров) его сделали каменным, превратив верхний ярус в часовню. Попасть в скрипторий было непросто - только по двум крутым лестницам, одна из которых видно на фото. И сторожить книги проще:)
Часовня с другой стороны - за ней прячется музей Гоша, маленький деревянный домик (вход 1000 драм) и старый орех, возле которого активно фотографировалась привезенная микроавтобусами молодежь. И вот почему: считается, что его посадил сам Мхитар Гош, то есть дереву более 800 лет. Кстати, у нас 7 орехов с этого дерева есть:)
А вот от часовни-аудитории остались только фрагменты стен, именно здесь были семинария и университет. Как указывают авторы стендов, нетипичные для армянской архитектуры огромные камни, из которых сложены стены аудитории, породили многочисленные дискуссии специалистов. Считается, что крыша строения была шатровой с внутренними арочными сводами. Если предположить, что она была каменной, становится понятным, зачем такие мощные стены.
Центральное строение монастыря - притвор и церковь Богоматери (Св. Аствацацин).
Перед входом в притвор стоят несколько хачкаров, в том числе тот, который считается самым красивым хачкаром Армении (справа, у часовни). Мне сложно их сравнивать, по-моему, они все - шедевры, каждый в своем стиле. Но специалистам виднее.
Внутри темно (освещение - только дневной свет) и и аскетично. Церковь Богоматери не имеет соственного входа, в нее можно попасть только через притвор. Зодчим всего комплекса был Мхитар Плотник, построивший в монастыре церковь, притвор (1197-1203), пару часовен и деревянный скрипторий. Притвор был построен на средства князей Закарянов, церковь (1191-96) - на пожертвования князя Вахтанга из Атерка и его жены Арзухатун.
Церковь Богоматери и церковь Святого Григория с тыла.
Церковь Богоматери и колокольня-скрипторий с тыла.
Справа от притвора - еще 4 объекта: церковь Григора Лусаворича (1237-1241, у нее стоит самый красивый хачкар),
за ней - часовни Рипсиме (1208) и Аракелоц,
позади стоит церковь Святого Григора (1208-1241).
А на соседнем холме виднеется еще один купол - церковь Святого Геворга (1254), выстроенная близ мавзолея Мхитара Гоша (в русской википедии ошибочно написано, что она стоит на мавзолее).
Стенд утверждает, однако, что она построена на том самом месте, где Мхитар Гош любил проводить часы в размышлениях, любуясь на монастырь (по сути - дело своей жизни), продолжая также составление манускриптов. Туда мы и направляемся. Дорога не сказать чтобы простая - разбитая, я все удивлялась, как местные дамы нехрупкого телосложения по ней передвигаются, но, вероятно, дело привычки.
Сунулись в соседний двор - антиресна же.
Собственно, часовня.
Лезть сюда стоит хотя бы потому, что именно отсюда открываются красивые виды на монастырь и окрестности.
А вот до могилы нужно пройти чуть вверх, к кладбищу. Когда-то здесь была небольшая деревянная часовня, у входа в которую стояли два хачкара. Ничего не сохранилось, да и само надгробье какое-то время было утрачено, пока за дело не взялись реставраторы.
Местная жительница рассказывает Денису о монастыре. На прощание подарила нам "волшебные" орехи с дерева, которое, по преданию, посадил сам Мхитар Гош.
Еще щелк влево
и вправо. До свидания, Гошаванк!
...но кое-что у нас осталось...