Я в курсе, что я крайне неаккуратно пишу в ЖЖ и вот уже четвертый месяц не выполняю свой план по "одна неделя- один пост". Хотя на самом деле "под глазиком" у меня висит 8 постов, но они все не дописаны по той кондиции, в которой их будет не стыдно публиковать. Там у меня и подборочка мест для путешествий на майские, и описание львовских приключений, и крайне язвительный текстик на гендерную тему. И даже два отзыва на прочитанные книжки из
этого списка. Да, я его осваиваю потихоньку, но писать что-то пока не тянет.
Зато очень тянет поделится впечатлениями от чудной книжки, которую я читаю вотпрямщас. Вернее- "Имя ветра", первую часть, я уже прочла, а сейчас читаю вторую- "Страхи мудреца".
Книга эта - милейшее фентези, сюжет которого обозначен на Фантлабе как "взросление героя/становление персонажа". И при всех довольно стандартных сюжетных ходах (которые некоторым могут даже показаться штампами)- книга весьма увлекательная. По крайней мере- я не могла от нее оторваться и не придиралась к нестыковкам.
Сюжет: некий легендарный герой, отошедший от дел рассказывает историю своей жизни. Герой этот настолько легендарный, что про него поют песни и рассказывают байки, в которых правда и вымысел так перемешаны, что вымысел кажется более реальным, чем правда.
Герой этот, легендарный маг, воитель, любовник и музыкант Квоут по каким-то пока не ведомым нам причинам подался в дауншифтеры и, распустив слухи о собственной гибели, удалился от дел. Живет себе в захолустье, держит трактир на не самой оживленной дороге... Печет пирожки и делает сидр. Но в один прекрасный день его находит Хронист (что-то типа журналиста-интервьера, но на средневековый лад), и уговаривает рассказать "всю правду". На описание этой "всей правды" главный герой отвел Хронисту три дня и первая книга как раз охватывает события первого дня- рассказ героя и... всякие неприятности в трактире.
Еще из аннотации (которая на самом деле- дичайший спойлер!) мы узнаем, что главный герой из семьи бродячих артистов и что родители его погибли при загадочных обстоятельствах. И что герой будет искать способ отомстить. Но аннотация совершенно не готовит к тому, ЧТО на самом деле будет происходить в книге.
Честно скажу- по мере прочтения мое настроение автор "раскачивал" от "банально, путано, скучно" до "да неужели! давай еще!".
Что мне однозначно понравилось- атмофера и язык повествования. Давненько мне не попадалась настолько сочно и образно написанная (и переведенная) книга!
Особенно хочется отметить описания музыки, музыкальных инструментов и всего, что с этим связано. Я не очень люблю музыку, практически ее не слушаю и музыкальные переживания мне не близки. Но то, как описывает музыку Ротфусс- это пробрало даже меня, закоренелого кинестетика). Он находит такие слова, что ты слышишь песню и проникаешься настроением музыканта. Не знаю точно, но автор наверняка должен играть и выступать.
История полу-одичавшего сироты на городских улицах берет "за живое". Жестко, жестоко, натуралистично. Но круто написано. Это одно из самых сильных мест в книге.
А потом начинается самое "вкусное"- обучение героя в магическом Университете. И вот за это, за атмосферу студенческой жизни, я готова простить автору и легкое занудство, с которым он пересказывает мифологию этого мира, и некоторую марти-сьюшность и непогрешимую "бронзовость" Квоута, и абсолютно дурацкую любовную линию.
Зато экзамены, библиотека, лаборатории, студенческие интриги и преподы-магистры! Ну и пусть они учат "артефакции" и "симпатике", зато ситуации-то живые, настоящие, узнаваемые!
Человек с высшим образованием, который (независимо от возраста) не видит время от времени кошмары про ненаписанный курсовой или подготовку к экзаменам не нормален))) Меня, например, в прошлом году "накрыло" первый раз. Приснилось, что мне через неделю диплом сдавать- а у меня его нет и я не знаю как его писать. Проснулась в панике и еле-еле вспомнила, что все хорошо, что диплом у меня уже есть, и что написать мне его сейчас- дня три займет))) А нет ничего более полезного для психики, чем побежденный кошмар!
Так что читать про Университет у Ротфусса- это еще одно удовольствие. У всех нас были любимые преподаватели, занятия которых приносили искреннее удовольствие, и преподы-упыри, которые отравляли это удовольствие. Здесь каждая "роль второго плана" прописана настолько достоверно и типажи настолько узнаваемы, что я периодически начинала искать аналогии со своими студенческими воспоминаниями))
Что мне не понравилось- "лирическая героиня". Совершенно не понятно, за какие такие заслуги у них с героем "все сложно" и почему он, собственно, при всем своем трезвомыслии и жизненном опыте настолько глух и слеп ко всему, что касается этой девицы. Да и вообще моральный облик ее оставляет желать лучшего... хотя, как периодически напоминает нам сам Квоут "мне тогда было всего 15", может в этом все дело?
И еще немного не понятно упорство, с которым герой наживает себе влиятельных врагов. "Нарывается" он с завидной регулярностью, хотя, казалось бы, инстинкт самосохранения у него должен быть развит будь здоров. И в некоторых ситуациях просто феерически наивен и доверчив, чего от него никак не ожидаешь.
Во всем остальном- читается интересно, характеры описаны интересно, сюжет захватывает. Детально прописанный мир, оригинальная магическая система, политика, мифология и экономика- все великолепно!
Первую часть прочла с удовольствием, весьма и весьма рекомендую. И это одна из немногих книг, которые я точно бюуду перечитывать.
Если кто-то читал- поделитесь впечатлениями, как вам?