с книжной полки

Dec 26, 2012 12:05



Каникулы. Пока летела в самолете, было время написать про некоторые книжки, которые уши с книжной полки.
А теперь тихонечко буду рассказывать…Сначала про книжки про изобретения, потом - биографии, и потом еще немножко про историю...



Это вообще сложная категория - слишком уж часто среди них попадается мусор, состоящий з бесконечного повторения, что создание изобретения - это такое искусство, и что нужно думать о проблема потенциальных потребителей, и т.д.
Но бывают и вполне любопытные вещицы.
Например, In the Plex - это про Google, конечно. Про его создание, про проблемы, про переключение между проектами, про страх creative destruction…По сути, такая timeline разработки всех-всех гугловских проектов с  подробным объяснением того, откуда что взялось и как разрабатывалось, начиная от индексного механизма поиска и заканчивая Android Jelly Bean. Особенно интересно про то, как Google научился зарабатывать на поиске с помощью контекстной рекламы, и еще про попытку компании работать в Китае. На самом деле, чтение это довольно захватывающее. Ну, и кроме того, помогает понять мой android и с чем его едят.  
Еще про чужие иди: Wilbur and Orville (Это имена братьев Райт). Вот тут уж - ух, как много про патенты! Там же вообще интересная история очень: сами братья использовли существующие наработки Ленгли. На самом деле, Ленгли и братья Райт вместе проводили эксперименты, рассчеты, и, в общем много работали вместе. Но, конечно, братья Райт никаких роялти ему не платили. Интересно, что автор указывает, что, раз они оплатили его проживание с ними во время экспериментов, то они ему, собственно, ничего не должны…
Дальше - интереснее: братья Райт изобрели вертикальный хвост самолета. К слову, принципиально нового способа  управления полетом не придумали до сих пор. Т.е. запатентовали они что-то, что стало круче, чем стандартом - ну, просто у этой задачки уже больше сотни лет нет другого решения. И даже так: обладая патентом на windwrapping, они вполне могли заработать сумму, достаточную для того, чтобы считаться достойным стимулом. Кроме этого, они вполне прилично зарабатывали, обучая людей полету в своей школе, и у них было несколько гос заказов. Но это ладно. Интересно другое…
Дело в том, в то время правительства многих стран устраивали соревнования по полету со значительными призами за победу. Т.е. самый долгий, самый далекий полеты, полеты между отдельными пунктами назначения - все они хорошо поощрались. Но, конечно, они были и очень опасны, и люди в них гибли. Но братья Райт, даже после того, как продали какому-нибудь из пилотов свой самолет по вполне монопольной цене, требовали себе часть его приза. Часть приза они требовали и тогда, когда пилот строил свой флаер сам, но использовал windwrapping (т.е., по сути, на любом управляемом флаере).
При этом ведь флаеры были очень несовершенны. Полеты на них - опасны. Но пытаться усовершенствовать флаер могли позволить себе очень немногие - очень уж дорого судиться с братьями Райт.
Да, конечно, эта история - крайний случай, и те, кто не любит IPR, часто используют ее как страшилку: в ней правообладатели не только продают конечный продукт по монопольным ценам, оказывают доп. услуги (обучение), накладывают роялти на возможные улучшения флаеров, но еще и забирают часть приза у пилотов, которым удавалось ставить рекорды по длительности или дальности полетов. Их основная мотивация - «мы рисковали жизнью, чтобы создать флаер». Но те, кто пытался его улучшить, и те, кто участвовал в соревнованиях, рисковали жизнью не меньше. Их неудачи (заканчивавшиеся обычно смертью или тяжелыми увечиями), конечно, отражались на репутации Райтов. Но никакой liability за это не было. Этаких своеобразный налог на успех. Крайний случай, все же хорошо иллюстрирующий принцип IPR, когда правообладатель хочет не только продать товар по монопольной цене, но и собрать роялти с его использования. Как будто его использование не несет коммерческих рисков!
Что-то я расписалась. А книжка, в основном, все-таки про жизнь Райтов, про детали самолетов, и , в общем, читать ее приятно.
Еще одна книжка про изобретения - The Idea Factory. Это про Bell Labs.
Книжка замечательная! В ней не только описывается это знаменитое антимонопольное дело AT&T, со всеми историями про кросс-лицензирование и про поощрение конкуренции -  там есть и про то, какие компании были созданы на основе Bell Labs, и про то, как изобрели транзистор, data networking, лазер, сотовую связь, солнечные батарейки, спутники, кнопочные телефоны, телефонную сетку, Unix, процессор…в общем, понятно)
Про каждое из этих изобретений описано не только, как оно было придумано, как оно работает (в очень попсовом виде, конечно), но и как развивался проект, который к нему привел, и какие проекты конкурировали с ним, но не дожили до релиза….Как идеи, ставшие частью нашей жзни, застревали на много лет в корпоративных коридорах, и как они воплощались в жизнь. Короче говоря, ужасно азартное чтение.
Еще забавное чтиво - The most powerful idea in the world. Это про паровоз. Книжка, пожалуй, уступает первым трем, но тоже весьма интересна. Тут, конечно, главный герой  - Джеймс Ватт (тоже любимая страшилка в области IPR). Там собрана история целой коллекции идей - от, собственно, separate condenser, до создания рельсов с жолобами (до этого паровозы часто падали). Хотя начинается все вообще с изменения патентного законодательства в Великобритании и идеи Локка о том, что человек имеет собственность на результаты своего труда. Там расказано и о Newcomen engine (это предшественник изобретения Ватта). Любопытно, что Ватт  - это любимый пример Boldrin & Levine для рассказа о том, чем плоха защита IPR, а вот Rosen делает вывод, что именно изменения в патентном законодательстве способствовали созданию изобретений.

с книжной полки

Previous post Next post
Up