снова о Тени (юнгианское, из "незрелых мыслей-вслух")

Sep 04, 2017 22:39


Подумалось, что три искушения Христа в пустыне - это реальная встреча его эго с тенью, это встреча лицом к лицу со своим несовершенством, но при этом - с целостностью. Ведь искушать можно лишь того, кто слышит и видит искушение, т.е. знает, опознает его в силу того, что в нем есть что-то, способное откликнуться на искус. И это самое нечто - подавленная, молчащая до поры до времени тень. Уединение в пустыне - идеальное состояние для того, чтобы, погрузившись в себя, услышить свою тень и узреть в себе полноту.

Однако победа над искушениями, над дьяволом, над тенью не есть простое отречение от них, подавление или уничтожение, ибо они никуда не исчезают. Поэтому здесь важным является момент преображения не только эго, но и тени. К сожалению только в Острожской Библии (Матф.4:10; по ссылке: 3 страница, 1 столбец) есть слова Христа, произнесенные после искушений: "Иди за мной, сатана", символизирующие процесс интеграции тени.

Вот ведь и Будда перед просветлением пережил встречу с Марой, богом тьмы (Мара - тот, кто омрачает сознание, разрушает соблазнами - гордыней, жадностью, похотью, страхом и невежеством - истинное видение вещей), т.е. с тенью в уединенном пребывании под деревом. Правда, в этой ситуации роль тени отводилась Буддой своему эго, которое он пытался вытеснить. И это вытесняемое начало вступило с ним же в последнюю схватку, искушая, соблазняя, пугая... В фильме Бернардо Бертолуччи "Маленький Будда" шикарно показан этот момент:

image You can watch this video on www.livejournal.com



И финал: интеграция тени, получение ее энергии, ибо она есть исток динамики. Нимб - символическое изображение преображения энергии тени в энергию света.

Хотя, может, Будда и не вытеснял вовсе эго. Не уничтожение эго заменяется самостью, но самость, благодаря тому, что эго расчищает путь интеграцией тени, приближается и преображает эго. Эго должно не тонуть в бессознательном, а вбирать его в себя. При этом спасением от внутреннего затопления эго (чреватого прорывом границ изнутри) или его дефрагментации, расщепления являются трансформация тени и осознанное фокусирование на приближающейся Самости. Эго не должно стать каплей в океане бессознательного, но - каплей, вбирающей в себя весь океан, чтобы "для всех я стал всем" (1 Кор. 9:22), но при этом остался собой - мыслящим и осознанно-чувствующим.

По поводу тени как истока психической динамики К.-Г. Юнг пишет в "Значимости самопознания": "Путем познания собственной тени человек натыкается на инстинкты с их образным миром, высвечивает те дремлющие в душе силы, которые редко себя обнаруживают, пока не нарушился порядок. Эти силы содержат в себе возможность большой динамики. Все зависит от подготовленности и установок сознания: пойдет ли прорыв таких сил и связанных с ним образов к духовному росту или обернется катастрофой".

Сознание Христа было подготовлено сильной связью с самостью, укрепившейся Крещением, сознание Будды - практикой созерцания: переживание ими своей самости дало им силы на то, чтобы их эго (в случае Будды, истинное "Я") интегрировало тень в катарсисном преображении.

Вообще, думается, что конфликт эго и тени нельзя разрешить рациональной волей, он разрешается иррационально: активным воображением, озарением, созерцанием или катарсисом.

Христос, Тень, Будда

Previous post Next post
Up