Заканчиваю лекции по философии Античности очередным студентам. И захотелось выставить несколько стихотворений, написанных в разное время, но инициированных опознанием античности в моём жизенном опыте.
Смена взгляда
Всего-то - поворот, и вот оно - иное:
ни давящего неба, ни напряжённых плеч,
ни взгляда лишь в одно заведомо земное,
но - радость бытия в возможности прилечь,
скрестив за головой расслабленные руки:
от созерцаний дух - возвышен и могуч,
нет суеты кругом, нет непосильной муки,
но - космоса душа да красота, чей луч,
мелькнув, меняет строй эйдической вселенной,
и вот уже Атлант - возлегший на пиру
философ и поэт, обласкан девой пенной...
Всего лишь - поворот, и не сдержать игру!
2017
Киническое
Я приучила себя к отказам,
как Диоген, но - без всяких статуй,
ибо глаза сверкают топазом,
сердце полно рубиновых капель,
путь серебрю по истёртым жилам,
тени свои подвела под вожжи,
и потому невниманье мира -
ласковый шёлк для раненной кожи...
Главное, я всем нутром внимаю,
смехом вбирая истин алмазы,
льётся с ладоней вода живая:
я приучила себя к отказам.
2018
Разговор с Сократом
Друг Сократ, чего грустишь, сердешный?
Хочешь, я поведаю секреты?
Знаю, что они все бесполезны:
лишь от Диотимы ждёшь ответы.
Может, потому твоя Ксантиппа
так сварлива, что довольно часто
ты гостишь у жрицы луноликой? -
Как принять подобие балласта?
Ты закрой глаза, и слушай голос.
Слышишь? Узнаёшь? Не твой ли даймон -
здесь, в моём обличии? Всё стёрлось?
Ах, узнал! Я - тайна. Твоя тайна.
Что стоишь недвижным истуканом?
Так серьёзен. Ну, а мне - игриво!
Смерти нет. Наречием туманным
я шепчу, как за окном красиво...
2021
А-ля Аристотель
Глубокие реки текут неслышно
(японская мудрость)
I
Глубокие реки текут неслышно.
Придонным теченьям не нужен вздох.
И кажется толща их вод недвижной -
подобной тому, как бытует Бог:
недвижимым двигателем - истоком
античного космоса глубины...
И держится мир, обозримый оком,
лишь силою мысли - из тишины.
II
Глубокие реки тщеты не знают
как, впрочем, и яркости пенной игры,
бытуя текучей, но вечной скрижалью,
чьи письмена лишь богам и видны.
2019
Древнегреческий космос
Последнее дело жить из известного принципа:
а пусть после нас - хоть потоп и конец времён, -
ибо так мыслит, вернее, бытует провинция,
мир замыкая для нового списка имён.
Ещё вариант, но и он неприемлемей прежнего:
жить в пост-эпохе, ничтожащей смыслов мир
как что-то отжившее, пошлое, дюже грешное -
в угоду понятию, форме и власти цифр.
Ах, как бы замедлить коня и удачно спешиться,
проникшись античной манерой себя-бытия,
что после Греции должна и может быть только Греция:
не потому ли она до сих пор жива?...
II
Греческий космос - эон без конца и начала,
шаром элейцами опознающий себя:
сферы небесные в нём красота обвенчала
как единение истины и бытия.
Где в каждой точке божеств нескончаемы игры,
множащих щедро восторг и безмерную скорбь,
здесь Одиссей продолжает по лезвию бритвы
путь до себя сквозь свою же душевную топь,
а золотое руно переходит по кругу:
к славной Колхиде и снова - в Элладу, домой, -
искры мистерий разносятся ветром повсюду,
распространяя в сердцах прометеев огонь.
Греция - в Тартаре некогда запертый Хронос:
не потому ли столь неприходящ её миф?
Слышите, "песня козлов" набирает свой голос...
Видите, камень на гору вкатил Сизиф...
2017
Об игре и борьбе
Только боги способны играть
по стихии и истинной страсти:
невозможно и странно унять
безразличных к стяжанию власти
в силу мощи вершить бытие
(что в песочнице ведомо детям):
как погрязнуть в докучной борьбе,
коль послушно песчаное время?
Что Елена, Парис ли, Ахилл,
все ахейцы и стойкая Троя?
Пресловутый гомеровский мир
в веренице свершений героев -
лишь фасад бесконечной игры
меж богами с единой идеей -
строить Космос: ах, как им чужды
всех амбиций и страхов затеи,
чем так полны стремления тех -
из людей, - чьё раздутое эго
искажает и собственный гнев
выдает за орудие неба,
обратив игровою доской
целый мир наподобие шахмат,
где единственно пешечный бой
приближает желанное "завтра",
но - оно не придёт. Никогда:
путь войны - в изначальную глину...
Не борьба велика, а - игра,
ибо множит не страхи, а силу.
2017