Мастер или...?

Aug 31, 2011 23:21

Мастер или?...

Полное название: как отличить «Пришибленного бесконечностью вконец просветлившегося чувака-Мастера» от «Злой препротивной двуличной сволочи, охочей до»-  твоего внимания/денег/обожания/признания/секса/поклонения/подчинения и использующей тебя в качестве туалетного ёршика», ежели ты ещё не просветлённый и в вопросах тонких неопытный искатель.

Судя просто по последним событиям вокруг меня, это может быть для кого-то сильно актуально.  Ну, как говорится, "из сострадания и на благо всех живых существ", написана сия не очень доходчивая, но могущая вполне оказаться
полезной инструкция. 
Среди множества духовных ищущих, и не только, достаточно распространен вопрос того, как всё же отличить истинного Пришибленного Бесконечностью по голове Мастера от Хитрого, злого дяди - которому нужны ваши: деньги, обожание, внимание, и бесплатное развлечение за ваш счёт, дабы вы потакали его уязвлённому ещё в детстве папой/мамой/братьями самолюбию.  
И действительно: в этом вопросе разумный непросветлённый ищущий никогда не может считать себя достаточно компетентным, а объективных методов проверки, вроде бы, нет и не предвидится, особенно в вопросе веры.
Тем не менее, есть определённые зацепки. И вы можете их обнаружить сами, в любой ситуации, вне зависимости от лично своего духовного "уровня", психологических особенностей восприятия и характера, какими бы они ни были. Сказанное здесь не стоит, однако, считать критерием абсолютным. Но на практике - работает достаточно хорошо, и использоваться может.

От вас требуется только:
  1. Внимание к своим ощущениям - всем, без исключения. а не только положительным и радующим. Не избегайте того, что настораживает, а просто отмечайте это наравне со всем остальным. 
  2. Внимание к словам и образам. 
  3. Внимание к другим людям и атмосфере. 
 
Итак:

Вот вы пришли на некоторую посиделку, или сатсанг, или семинар, или тренинг - словом, такую общечеловечью групповуху, на которой вы предполагаете обменивать материальные ценности на возможные нематериальные: энергии, эмоции, информацию, знание.  Вы видите собранного, уверенного человека с яркими глазами. который серьёзно и значительно вещает нечто на метафизическую тему. 
Поначалу это все кажется несколько несправедливым или акцентированным. Но постепенно этим проникаешься и  концу семинара ты ощущаешь:
  1. Теперь тебе ясно, что правильно и что нет.
  2. Теперь ты знаешь, кто во всём виноват.  
  3. Теперь то, что раньше не замечал, приобрело глубокое личное значение.
  4. Ты чувствуешь восторг и восхищение, знание и опытность данного чела вызывают смесь стыда и умиления перед жизнью. Всё выглядит простым, ясным и хочется знать ещё.
Все  это достаточно ещё обычные чувства и могут не о чём не говорить.   
Продолжаем наблюдать.

Затем, мы приходим снова.   Мы начинаем общаться и сближаться с данным учителем и другими ищущими. 
И вот тут уже можно делать пометки.

Если этому человеку свойственно: 
  1. Высоко, восторженно отзываться о значимых в его жизни и/или традиции личностях. 
  2. В то же время, яростно критиковать множество очень близких его традиции представителей, особенно современных. Чувствуется его глубокое неравнодушие к их судьбе и ошибкам - или тому, что он называет ошибками либо ловушками. 
  3. При общении с ним или ней, вы как на качелях: иногда вас очень хвалят, так ,что вам одновременно и неловко, и удивительно и приятно так, что в это страшно верить (неужели это я - такой хороший?). В то же время, вас иногда ругают за вещи, которые вы за собой вовсе не замечали и для которых или нет оснований, или они очень натянуты. При этом вам очень больно и плохо, и разочарование этого человека так сильно, что вам очень хочется, чтобы он думал о вас лучше и впредь поступать так, чтобы в ваших благих намерениях и безупречности не было сомнений. 
  4.  Речевые характеристики: речь очень терминирована, и типизаций и обобщений ОЧЕНЬ много. При этом, нет гибкости: надо объяснять/говорить/видеть это только так. 
  5. Этот человек постоянно намекает/дает понять, что видит вас насквозь и то, что он видит, вызывает у него некоторые чувства. И что он знает вас лучше вас, и постоянно дает понять, что вам совершенно необходимо его слушать, для вашего же блага. 
  6. Некоторые фразы, несмотря на всё ваше им восхищение, выглядят обидными, несправедливыми и видно, что он не шутит, а серьёзно видит в некоторых людях/поступках такую проблему, которую необходимо решить - и решить именно его способом. 
  7. Вы быстро отучаетесь с ним спорить: ибо, вас абсолютно не воспринимают - раз. Два - вам при попытке возражений говорят такое или напоминают о таком в вас, что становится настолько неприятно, что продолжать не возникает желания. И тут же вас хвалят: как только вы начинаете радостно соглашаться и повторять те слова, которые говорит он/она и таким способом, которым  он/она это делает. 
  8. Считает себя не ошибающимся в принципе. 
  9. Шутит много сам, но чужие шутки пресекает, особенно в отношении себя. 
  10. Очень характерный признак: говорит о вашей матери и отце много отрицательного, всячески  оправдывает ваш гнев и детские обиды, говорит о ваших друзьях всякие гадости - которые в его устах выглядят оправданными, и все же где-то глубоко у вас остается чувство «притянутости». Если же вы попробуете возразить и сказать, что всё, может и так, да только и много хорошего было, вам скажут, что вас «задавили», «испортили», «не поняли», «втянули в поле влияния» и только он/она вас понимает, видит ваш огромный-преогромный потенциал, и если бы вы были не такой дурак, вы были бы Мего-гига-супер-дупер-(подставить доктрину этого чувака). 
  11. В период активного пребывания на общих движухах-групповухах-посиделках-играх-практиках, сознание сильно раздваивается: вы ведете себя определённым образом там - и дома вас после этого не узнают. 
  12. Данный персонаж видит себя великим спасателем, а тебя - спасаемым тонущим несчастным заблудшим человечишкой, но при этом - потенциальным учеником (читать: ёршиком для его помоев) , так что, может быть, есть у тебя - о, полный нечистыми мыслями и нехорошими иллюзиями - человечек, надежда.... 
 
Если всё верно, то ничего страшного, но и ничего особо приятного: вам попался человек, которому было в своё время настолько хреново, что никакие ваши попытки соответствовать его представлениям об идеальном последователе не зальют рану подозрительности, паранойи и жажды любви и совершенства. Это «Моней-пулятор», деньги - вытягиватель и дядя/тётя-вамп, с которым хорошо во время оно, но приходит анемия - потом.

Теперь собственно, о Мастере.

Поначалу ощущения могут быть похожими - это связано с тем, что ум на «движухах» имеет обыкновения создавать ожидания -  «Чего-то Особенного» и выискивать в поведении «Что-то Мистическое». И находить это в глазах, лице, жестах, самих по себе никаких и ничего не значащих.
Тут вас никто не обманывает, кроме ума, причем своего же. Если заметили за собой, что пытаетесь внешне за что-то уцепиться - оставьте это дело, взрослые же.   Описать «сферического Мастера» гораздо сложнее, чем «Моней-пулятора». Потому что пробуждение убирает многие внутренние зацепки, которые как раз и создают узнаваемость и определённость поведения.  Впрочем, сейчас очень в моде, особенно в дзен и адвайта - кругах, нарочитая "спонтанность"...

Но, попробую: 
  1. При общении, вы ничем не можете его обидеть, задеть или шокировать, рассказывая о себе. Если специально пытаетесь, однако, задеть его, и делаете это достаточно долго только с этим намерением то, реакция вполне закономерно-обиженная. 
  2. Легко меняет слова и лексику, часто использует вашу, отказываясь от своей. 
  3. Внимательно вас слушает, но не лезет в мысли и душу и никак не комментирует. Или комментирует, но достаточно неожиданно. Или с юмором. 
  4. Не стремится сделать больно специально, обидеть, задеть или убедить в чём-то. 
  5. Не особенно серьёзно относится к себе и даже тому, что излагает. 
  6. Даже когда он ругает вас, у вас не ощущается дискомфорта, напротив, чувствуется подъём и чувство освобождения, но не от "покаяния", а от простого признания жизненного факта. 
  7. Имеет чувство юмора. 
  8. Его легко и часто пробивает на "хи-хи". 
  9. От него может веять пугающим пофигизмом, однако видно и то, что он очень искренне и открыто обращен к тебе. 
  10. Не пытается навязать тебе образ, который ты должен играть в его присутствии. 
  11. Человечен. 
  12. Не претендует на знание и всезнание о тебе, твоих помыслах, энергиях, но не дает тебе перейти в оценочные и "тяжёлые" суждения, когда ты наглеешь и пытаешься воспользоваться этим. При этом нет чувства, что тебя опускают - ты и сам видишь, что высказался достаточно несправедливо и во многих отношениях не прав, но лучше просто не получилось. 
  13.  Не диктует тебе правила поведения. 
  14.  Не ссорит тебя с родственниками и друзьями. 
  15. Совершенно не скрывает своих недостатков и не считает свою личность их лишённой. 
  16. При этом, однако, не считает, что личность - это все. 
  17. Равнодушен к собственному имиджу и тому, каким ты его видишь. 
  18. Не держится или, по крайней мере, не сильно цепляется за отдельные идеи, в отрицание других. 
  19. Постоянно указывает за пределы слов, в сторону того сознания, которое не носит взаимоисключающего характера. 
  20.  Рядом с ним ощущается тепло и сияние, но это связано не с тем, что он/она говорит о чертах, качествах, поступках других людей и вас, а вообще от того, КАК он/она говорит обо ВСЕМ в целом. 
  21. Не пытается заметить тебе родителей, брать на себя твои проблемы, если только в личном, дружеском порядке ты не просишь его в чем-то тебя "наточить". 
  22. Будет пресекать твои ожидания и надежды на него, как на авторитет, взывать к твоим собственным ощущениям и чувствам. 
  23.  Если всё же будет "положительно"(условно) или "отрицательно"(условно) отзываться о людях/авторитетах/действиях, то:
    • Оценки не будут иметь надуманного характера Про одного и того же человека он/она будет говорить порой как о Боге, порой как о сволочи, притом одно не будет для него исключать другого, при этом в этом будет тепло и юмор, и это не будет предлагаться в качестве критерия, которому должен следовать каждый, дабы поиметь в награду весь мир и пару новых коньков.  
    • При длительном общении заметно, что отношение к доктринам/личностям/идеям само по себе нефиксированное. Может сначала показаться, что в этом нет искренности, а только двуличная игра, но потом понимаешь, что дело вовсе не в этом: просто и в этом случае нет определённого предпочтеня или системы выстроенных понятий, в которую он/она будет маниакально засовывать жизнь во всем её многообразии и неоднозначности. Это не так, чтобы человек думал одно, а говорил совершенно другое.  Скорее, так: ничего не думается. А говорится, что придётся - по вдохновению и просто по ощущению, как низкие и высокие ноты выбираются в мелодии. Делается это не ради игры с твоим сознанием с намерением поиздеваться и почувствовать от этого недостающее моральное удовлетворение, а безлично, как танец, без потребности в тебе как в слушателе и даже без ожидания твоей благодарности за это. 


Теперь - более тонкие моменты.

В реальности всё, увы, не такое чёрно-белое, как я сама только что красиво расписала (опа, включить меня срочно в первую категорию «изыди, сотона!»).  
Иногда, методы принуждения - и на психологическо-идейном уровне тоже - используются и Мастером, и вообще любым человеком, которому нужно сохранять условную позицию "наверху".  Это инстинктивное действие, подобное толкотне человеческого мяса в поездах, в которых даже самая утончённая и интеллигентная натура оказывается бессильной перед грубым натиском физической массы и присущего иногда ей ускорения. 
И наоборот: любая самая прехитрая злая эгоистичная самодовольная сволочь - манипулятор - это как ни странно, тонкое, живое, сознательное и страдающее существо, притом страдающее больше всего от самого себя, несмотря на свои возможные заявления о личной сверхчеловечности  испытывающее те же потребности, что и многие другие живые физические и нефизические формы. 
Вполне вероятно, что у него они гораздо больше ваших - вам не нужно много совершенства, не нужно много чистоты, много любви и внимания и действий для счастья. Но ему/ей - вполне может быть всё это очень нужно, как бы это не дико звучало, вопреки общепринятому имиджу и всей самодисциплине и собранности, которой, как раз зачастую, больше всего именно у самых что ни на есть тяжёлых людей, для которых соответствие жизни святого стало стержнем, целью и наполнением жизни, в которой кроме этого они ничего не умеют находить. 
Однако, не стоит вставать перед ним/ней и говорить - "А ну, прекращай маяться этой причудливой дурью и будь как «большинство-всех-нормальных-людей» !"  Барьер отторжения этой "нормальности" внутри слишком силён. 
И это - его/её нормальное и естественное состояние. Или, по крайней мере, настолько вросшее, что неотделимо от естественного. Вы в лучшем случае получите "это мой выбор и мой путь".  
А скорее всего, будете тут же прилюдно преданы анафеме и забиты впоследствии  в гроб гвоздями-концепциями, на которых построена система развития и метафизического совершенствования данной сущности. 
И потом, в своих беседах, наш рассматриваемый абстрактный сферический вакуумный Моней-пулятор будет уже о вас рассказывать как об очередной "пропащей душе", которой ему "было очень жаль, но его эго взбунтовалось, я не смог спасти его, ах!" 
И будет действительно так думать и так чувствовать, по крайней мере, в бодрствующем состоянии активного ума-воображения.

У Мастера эмоциональной и духовной потребности в тебе - нет.
Поэтому, отсутствует или почти отсутствует нездоровый озабоченный интерес к тому, чтобы менять твоего сомнительного внутреннего ежа на ещё более сомнительного внутреннего ужа. А если и есть, то ему самому в первую очередь видно: это его личная оценка, которая может значить или не значит что угодно, может быть очередным представлением о тебе, и посему - выскажу, и забуду, поругаюсь - и хрен с ней.

Банально может прозвучать - или же сентиментально, но - каждое существо несёт в себе вечно завораживающую тайну, которая никогда не устает преподносить сюрпризы - которые могут быть и приятными, и неприятными. Наша сволочная волшебная природа такова. Люди делают, что хотят, а выбрать, что хотеть и любить - это не под силу никому. 
Парадоксально, что лёгкость и непостижимость этой Тайны может, однако, тревожить и тяготить наш ум. До такой степени, особенно в период Поиска, что будет возникать желание свести её до чего-то более простого и понятного, более плоского, более однобоко-"хорошего". И лучше, чтобы это сделал кто-то другой.

Пока такое желание сохраняется, зрелости ещё нет.

Мастер, если в вашей истории ему будет суждено явиться в физическом теле  и "просигналить" будильником - приходит как раз именно тогда, когда уже не ищешь ничего "такого" и не ждёшь ничего, и когда по большему счёту всё ясно... (что ничего не ясно). 
Тут хочется отослать к литературным примерам... Скажем, к притче про Асангу и Майтрейю. Или к сказочной Носовской истории в самом начале книги про Незнайку в Солнечном городе.  Или, если вам ближе фентэзи - к истории Макса Фрая о Неуловимом Хабба Хэне. Любовь «нагрянивает» сама, внезапно и как-то нечаянно.  Собственно, я бы даже сказала, что Мастер как-то скорее сам находит ученика, нежели наоборот.  И отношения специфической, совершенно добровольной аттракции и последующей за ней «само-сдачи» - ничуть не напоминают ничего того, что воображаешь себе в период поисков. "Вот, придёт Он, будет - Так! а я вот буду - так..Ы!"
Взято  у : Елена Шлепарёва.
(отредактированы нецензурные выражения)

Previous post Next post
Up