Кремона - прелестный небольшой город недалеко от Милана, где совсем мало туристов и почти все достопримечательности расположены компактно в центре.
Из Милана сюда ходит электричка, добираться удобно. Мы провели в городе около 5 часов и успели посмотреть всё, включая музей скрипок и загородный монастырь.
Но всё по порядку!
На привокзальной площади нас приветствовал памятник скрипке:
Отсюда мы пошли по пешеходной улице:
... и минут через 15-20 добрались до сердца Кремоны - Площади Коммуны (Piazza del Comune). Здесь в 14 веке, когда Кремона была независимой коммуной, сложился замечательный архитектурный ансамбль:
Колокольня Торраццо (Torrazzo)
Собор и баптистерий
Воинская Ложа (Loggia dei Militi)
На площади с утра был рынок, было суетливо и оживлённо:
Дуомо (Santa Maria Assunta) был построен в 12 веке. Его фасад, выложенный белым мрамором, был добавлен в 13 или начале 14 века. Кое-какие элементы были добавлены позже, и таким образом получилось нечто романо-готическое (ломбардская готика - голый красный кирпич), но очень гармоничное:
Рядом расположено восьмигранное здание баптистерия 12 века (в те времена в Италии было принято баптистерии строить отдельно от церквей), тоже частично облицованное белым мрамором. Видно на верхних фотографиях, какие грани кирпичные, а какие - белые.
В интерьере снова красный кирпич и посередине - восьмиугольная ванна из красного мрамора:
Колокольня Torazzo постройки 13 века бьёт сразу несколько рекордов - это вторая по высоте башня в Италии, третья в мире по высоте кирпичная колокольня и самая старая в мире кирпичная башня выше 100 метров, сохранившаяся до наших дней!
Да, и астромонические часы на ней - самые большие в мире.
Наверх идут 502 ступени. Лифта нет! Сверху чудесные виды на площась и на город:
Соборный комплекс можно обойти вокруг, у него обнаруживается ещё один вход. Здесь уже без изысков, всё красно-кирпичное:
А с этой стороны есть немного мрамора. Как-то бессистемно и непредсказуемо они свой собор украшали!
Вот эти два похожих здания постройки 13 века очень интересны.
Слева, поменьше, здание Loggia dei Militi - бывшее место собраний городских вооружённых сил. Справа, побольше и на полвека постарше, Palazzo Comunale - городское управление, здесь и сейчас расположен муниципалитет Кремоны. Оба они построены в стиле ломбардской готики типичной для редневековых broletto - зданий городских собраний.
Всё это время мы гуляли по одной и той же площади, но пришло время от неё оторваться и направиться в Музей Скрипок (Museo del Violino).
Кремона считается местом рождения струнных инструментов. Начало этому положил в 16 веке мастер Андреа Амати, когда сконструировал прототип первой современной скрипки на основе средневековых лютен и виол и положил начало знаменитой семейной династии. Его дети и внуки стали прекрасными скрипичными мастерами.
Постепенно спрос на скрипки в Европе стал расти и наступил «золотой век» Кремоны. На пике расцвета в Кремоне было много скрипичных мастерских, но внук Андреа - Николо Амати (17 век) - и его ученики - Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери (начало 18 века) - были наиболее известными мастерами и делали лучшие скрипки в мире. Гварнери и Страдивари положили начало своим собственным семейным династиям.
Страдивари изготовил более 1000 скрипок, из которых 650 до сих пор существуют. У него была школа, где работали оба его сына и ученики. Есть много теорий, объясняющих почему скрипки Страдивари имеют такое уникальное звучание, например, что он брал дерево от старых церквей, или использовал особые растворы, которые убивали жучков, и заодно меняли звучание.
Музей очень хороший! В билет входит аудио гид и я очень рекомендую его взять, потому что информация представлена дельно и системно, если ходить по залам в правильном порядке. Особенно было полезно для людей, как я, очень далёких от скрипок :-)
Можно внимательно посмотреть на процесс изготовления скрипок, историю развития форм инструмента:
В таком странной формы зале прекрасная акустика и в нём можно послушать звучание знаменитых скрипок:
А в этом зале собраны основные сокровища музея - настоящие скрипки великих мастеров:
Одухотворённые, мы вышли из музея и решили, что теперь самое время пообедать :-) Но обнаружили, что поесть-то и негде - было уже два с чем-то часа и все рестораны начали закрываться на обеденный перерыв до вечера. Город-то нетуристический!
Нам удалось найти крохотную пиццерию, где нам испекли последнюю пиццу и закрылись сразу же после того, как мы её съели прямо у них за барной стойкой. Было очень вкусно, дёшево и быстро!
Настало время для последней достопримечательности - монастыря Сан Сигизмондо (San Sigismondo), который находится как бы за городом, но учитывая размеры города, до него было идти недалеко. Мы управились минут за 40.
Монастырские сады были закрыты, но в церковь мы зашли.
Аскетичная снаружи, внутри церковь оказалсась нарядной и светлой:
А времени до поезда у нас было ещё много. Мы не торопясь пошли обратно в город и по дороге наткнулись на замечательную пекарню, где продавали маленькие пирожные - pasticcerini.
Мы сначала взяли попробовать немного:
Но они были такими вкусными, что мы купили с собой, и всю дорогу до поезда я торжественно несла под зонтиком такую тарелочку:
Ужин у нас в тот вечер завершился так:
И последний кадр из Кремоны - вокзал. Это был самый красивый вокзал, после Милана, за всю поездку! Постройка середины 19 века с элементами будущего модерна, ну, или мне, по крайней мере, так кажется: