извините, что без ката. что-то у меня сломалось, в следующий раз обещаю убирать.
Возможно, после того как мы заменили термин «нарядный» на «салонный» вопрос отпал сам собой. Если бы я изначально сказала «салонный», то вопроса, а что такое “outdoor-салонный” стиль просто не возникло бы. Но, раз уж вопрос поставлен, то нужно на него ответить, к тому же, что «outdoor нарядный» стиль действительно существует и у русского этноса отношения с ним самые сложные.
Давайте сначала представим себе ситуацию, в которой «нарядный-outdoor» стиль будет оправданным. Какие события на свежем воздухе могли бы заставить нас одеться нарядно? Только давайте думать не о ситуации, в которой сборище на открытом воздухе просто обусловлено погожим днем (шашлыки, чаепитие на веранде, свадьба в саду), а о том, что именно требует открытого воздуха. О сборищах, которые немыслимы в закрытых помещениях.
Запомните, пожалуйста, что пришло в голову вам или запишите на бумажечку, потому что к тому времени, как вы дочитаете пост до конца, у вас возникнут другие мысли, и вы уже забудете об этом. А я бы хотела послушать.
*
**
***
*****
На ум приходит, например, праздник Ивана Купалы или Масленица. Если мы махнем за пределы своей культуры и современности, то мы моментально натолкнемся на различные национальные праздники или языческие и аборигенные торжества. Там может присутствовать костер и нехитрые приспособления для поглощения пищи. Итого, праздник на улице несет в себе элемент:
А. народного гуляния, общины
Б. дикой природы
С. этники, языческих праздников
В принципе, есть еще Аскотт. (вообщем то, национальное британское народное гулянье) Но он сильно регламентирован. Строгий дресс-код делает его редким проявлением именно «outdoor салонного» стиля.
Итак, сборища и торжества на открытом воздухе, как правило, несут в себе оттенок стихийности, первозданности, народности. Таким образом, от торжественности, "outdoor" стиль не становится более "indoor." Наоборот, в своем праздничном исполнении он отдаляется от салонного стиля. (который мы раньше называли «нарядным») «Нарядный outdoor» стиль требует гораздо более ярко выраженной outdoor внешности, чем повседневный outdoor, который иногда «терпит» неярковыраженных представителей, находящихся между "indoor" и "outdoor", коих как раз большинство.
Дизайнер, воодушевленный эстетикой «праздничный outdoor» выразит это:
• фольклорными мотивами
• кустарность в рисунке
*тяжелые украшения, которые не подразумевают изящество. Они призваны "устрашать" или подчеркивать охотничий или шаманский потенциал носящего.
*яркие цвета и контрастные сочетания
• animal принт.
Один из показательных дизайнеров, который творит в этом «праздничном-outdorsy» стиле - Roberto Cavalli. В его дизайнах отражены силы природы или элементы взаимодействия с ней.
"Праздничный-оutdoor" это языческий, tribal (племенной) стиль. Он достаточно экзотичный и потому зрелищный. А зрелищный, как правило, означает - легко продаваемый. Язычество и этнику в первый раз ввела в моду Диана Вриланд, в 60-х гг. Сегодня активное Зеленое движение и вовлеченность стран третьего мира в общий геополитический процесс означает, что мы снова и снова будем получать эти мотивы в виде трендов.
Эта тема, как правило, связана с теплой погодой, потому tribal тренд обычно выплывает весной и летом. Вот у меня в ящике сегодня с утра рассылка из Bergdorf Goodman, Spring Trend: Tribal.
Однако, если вы живете не в теплых странах, взять трайбал за основу персонального стиля сложно. А я все-таки рассуждаю с точки зрения, что вы ищите, на какой идее построить весь свой гардероб, а не пару аутфитов на лето.
Вторая беда этого стиля в том, что это экзотичный стиль и для него нужна экзотичная, зрелищная внешность. Не просто этничная: буряты или русские корейцы, это получится ансамбль народной самодеятельности, а именно зрелищная. Например, очень высокий рост. Поэтому этничный стиль отлично смотрится на современных моделях.
Либо это может быть внешность с чувством первобытности.
Но это должны быть черты первобытности, которые в современном обществе считаются красивыми. Квадратный подбородок, скулы, смуглая кожа (людей с бело-розовой, фарфоровой кожей в пещерах,я думаю, было мало) - считаются. Узкий лоб и маленькие, свиные глазки - нет. Наконец, это могут быть проявления физической силы и выносливости, при том, такой, которая достигнута в ходе повседневного труда, а не искусственно (походами в тренажерный зал).
Если первобытность сложена из нужных ингридентов, то получается Челентано, если нет - Полиграф Полиграфыч.
Во внешности с чувством первобытности должен считываться вождь, глава племени, шаман. Вождь, старейшина - это завораживает. Среднестатистический член первобытно-общинного строя в лучшем случае, кандидат на сенсацию-однодневку в таблоиде. («снежный человек забрел в московское метро», «лягушки в канаве вырастили мальчика» итэдэ.
Есть еще один подход к этничному стилю, который в моей терминологии попадает в outdoor нарядный. Он намного менее требовательный к внешности. Его можно условно назвать народный, фольклорный, "гуляет Станица" или "Dia de los Muertos" это уж зависит от того, как национальность вам лично больше по душе. Рустикальный стиль по некоторым показателям попадает в него.
За основу берутся не языческие мотивы до Р.Х, а народные мотивы, когда идолы с капища уже выброшены, но на кофейной гуще все еще гадают. Так как и это тоже будет будет игра в простоту, то такой стиль требует очень умного лица (хотя бы как у Льва Толстого) и соответствующего образа жизни. Желательный вид жизнедеятельности - сфера искусств или общественный деятель. Или хотя бы работа из дому. Еще один пример, Фрида Кало.
Такой стильный симбиоз Льва Толстого и Фриды Кало сделала красивая русская женщина, Оля Томпсон (Olya Thompson). Ровно год назад, в январском номере (2010) американского Vogue о ней был материал и с тех пор я пленима ею.
Юлия Тимошенко взяла этот стиль за основу и адаптировала его под нужды политической карьеры.
Этничный и народный стили это игра в интеллектуальную простоту. Поэтому, кроме зрелищной внешности (или умного лица и образа жизни, как у Льва Толстого), нужны еще способность и энергия, чтобы эту простоту обыгрывать. Например, если взять аналогию из музыки, то Гоголь Борделло и Гудзь с его режущим жмеринским акцентом будет всемирно любим, а посетители ресторана «Кристал» на Брайтон Бич, за тот же самый жмеринский колорит, будут подвергнуты жесткому остракизму. Если призвать на помощь литературу, то мы будем смаковать Шолохова, но, услышав «шолоховский» оборот на улицах Москвы или Нью-Йорка мы не умилимся, мы даже не распознаем в нём этой шолоховской нотки.
Быть может, сейчас вы поймете, почему, увидев соотечественников в Cavalli мы не умиляемся. Эстетика Cavalli построена на близости к земле, к корням, к почве, к общинным традициям. А какие в СССР были общинные традиции? Первомайские демонстрации да комсомольские собрания. В Италии же весь азг собирается за обеденным столом, под виноградной лозой. В СССР и постсоветской России - регулярное бытовое сборище - очередь в сортир коммунальной квартиры. Что такое, наконец, русская деревня? Заколоченые окна, заброшеные дома, в зарослях борщевика, спившиеся мужики, измученые старухи. Понятия "общинность", "деревня", "земля" в русской культуре не несут никакой эстетической нагрузки. А в Италии вся эстетика построена именно на деревенской, кресьянской идее и близости к природе. Кстати, обратите внимание, что понятие "станица" несет в себе ностальгично-романтический оттенок, а "деревня" - нет.
“Outdoor- нарядный” стиль это торжество плебейской простоты, которую необходимо уметь и желать обыгрывать. И далеко не все, кто тянется к Cavalli и подобным "народным" дизайнерам желают выражать свою плебейскую простоту. Многими движут совершенно другие мотивы, что легко читается по присутствующим тут же «салонным» предметам их туалетов. Плебейская простота в итоге все равно подчеркивается, только в другом контексте. В результате получается, что
хотели вот так:
а получилось вот так:
Занимательно, однако, вот что. Почему по-звериному агрессивный Cavalli стал популярен в России в 90-х. Он попал к нам, когда в стране царил дух выживания и страха. Юра Шевчук, музыкант одной строчкой сумел передать состояние толпы тех лет: «…птичий ужас прохожих…» Выбирая стиль Cavalli, люди как будто старались укрыться под шкурой хищника. Хищнее от этого они не становились, испуганные овечьи мордочки смешно и жалко торчали из-под волчьих шкур. Это душераздирающее зрелище напоминало древнеримские арены, на которых Нерон скармливал первых христиан львам, предварительно зашив их в звериные шкуры.
Эх, вот если бы я все-таки пошла в свое время в аспирантуру по антропологии в UCLA, то я бы уже написала об этом диссертацию. Но я прожигала жизнь в сальса клубах Лос-Анджелеса, в результате плохо сдала GRE, никуда не пошла и сейчас компоссирую вам мозги своими недодиссертированными размышлениями. Вообще, я на эту тему как раз на диссертацию и накатала, но надо уже как-то присмирить эту va, pensiero, sull'ali dorate. Потому, закругляюсь.
Но, напоследок, скажу. В принципе, если вы наденете темно-синие джинсы и каблуки, ремень, белую рубашку и коралловые бусы (серьги) то у вас как раз и получится такая ненавязчивая версия праздничного-outdoor. Осталось только подобрать:
*фасон рубашки с нужным для вашей фигуры вытачками
*форму под черты лица и оттенок - под подтон кожи и помаду - кораллов
* подходящую для вас пряжку и цвет самого ремня
* фасон туфель
*подогнать длину джинс под каблук
и дело в шляпе. :)