В рамках ознакомления с оскаровской программой. Есть фильмы, которые очень хочется посмотреть в кинотеатре (невзирая на возможность жуткого дубляжа), а есть те, что вызывают интерес, но не в той мере, чтобы грызть ногти в ожидании проката. Тем более, что некий засланный казачок исправно сливает в сеть фильмы, предназначенные вниманию киноакадемии: читай возможные номинанты на Оскар. Словом, начинаю с того, на что в кинотеатр не пошла бы в любом случае.
Оба фильма - "based on true story": обычно при чтении подобных строк в начале фильма я начинаю нервничать.
127 Hours (2010) Дэнни Бойла - фильм-репортаж, о нелегкой 127-часовой судьбе безбашенного искателя приключений (назвать его альпинистом не получается никак) Арона Рэлстона, который поплатился за свою безалаберность, проявил находчивость и (не побоюсь этого слова) мужество, чтобы выйти из ситуации с минимальными потерями. Полагаю, вряд ли спойлером может считаться тот факт, что Рэлстон застрял в расщелине, придавленный камнем, просуществовал в таком состоянии (без еды, воды и с простейшими походными вещами вроде страховочного троса, фонарика и тупого ножа китайского производства) те самые 127 часов, а для того, чтобы выбраться, был вынужден отрезать себе руку тем самым тупым ножом.
Фильм снят максимально динамично (если так можно сказать о сюжете, где события происходят в расщелине мжду двумя скалами), причем динамика достигается не за счет какого-то действия (по сути, большую часть фильма ничего не происходит, кроме разговора героя с самим собой, то есть со своей камерой, на которую фиксируются в режиме репортажа происходящие с ним события), а именно за счет манеры съемки: монтаж, рекламные вставки, яркие цвета - как будто речь идет о брошюре для начинающего экстремала "не поступайте так никогда". Безусловно, фильму только на пользу пошел бы гораздо меньший хронометраж: примерно по истечении часа начинаешь физически ощущать, что автору приходится придумывать, как растянуть время - появляются размышления о смысле жизни и воспоминания "на диване". И дело не в том, что в подобной ситуации нет места размышлениям о смысле жизни, просто так снято, что понимаешь - не нужно было этого, пусть фильм длился бы не полтора часа, а час. Подозреваю, что суровые законы проката неумолимы и хронометраж меньше полутора часов категорически не приветствуется. Собственно фильм, даже если будет номинирован (скорее всего - да), вряд ли станет лучшим фильмом года, а о номинации Франко, полагаю, речи не идет и вовсе. Настроение фильма создано режиссером и оператором, в тяжелые моменты актеру помогает грим. Вот, собственно, и все. А фильм - отличный эксперимент, блестящее упражнение на развитие сюжета в закрытом пространстве, при минимуме действия, которое, безусловно, имеет право на существование. Подозреваю, это представитель того самого "маленького" (хотя 18 миллионов бюджета - это, вообще говоря, немало) т.н. "независимого" кинематографа, который уютно устроился в тени крупных кассовых проектов.
The Fighter (2010) Дэвида Расселла - в свою очередь, "спортивный" фильм об очередном выбившемся из низов спортсмене. В прошлом году представителем данного направления был
The Blind Side (2009), о нелегкой судьбе чернокожего футболиста. В этот раз речь идет о боксере-ирландце Мики Уорде, чемпионе мира в суперлегком весе. Впрочем, для непосвященных его чемпионство - это неожиданный сюжетный поворот.
На самом деле, фильм изначально кажется драмой о жизни бедных ирландских кварталов заштатного городка. И о Большой Семье со своими Большими Тараканами. Старший брат, Дики Икланд (Кристиан Бейл), когда-то был боксером, теперь окончательно сторчавшийся наркоман и просто придурок. Тем не менее, любимец матери, властной Элис Уорд (Мелисса Лео), которая и обоих сыновей своих и семерых дочерей держит в ежовых рукавицах. Она и менеджер и глава семьи (несмотря на присутствие некоей фигуры в роли ее мужа и отца некоторых детей) и в горящую избу и на коне. Но так как старший и любимый сын - сторчавшийся окончательно наркоман и денег приносить в семью не может, ставка делается на младшего - Мики Уорда (Марк Уолберг), который пока еще в форме и может впахивать на благо Семьи. Естественно, чтобы парень не сорвался и не ушел в самостоятельное плавание, ему всячески внушают, что Семья - это все, его брат-торчок - это Бог Бокса и его лучший тренер, а его мама его любит и лучший менеджер. Мики полностью подчиняется влиянию брата и воле матери, пока не встречает активную и шуструю девицу (с которой его, впрочем, сводит отец). Теперь девица тянет Мики к высоким спортивным достижениям (и большим деньгам) в отрыве от Семьи, а Семья (во главе с мамашей) тянет в свою сторону. Если охарактеризовать фильм красочно и по-современному, это "Рокко и его Братья" Висконти встречает "Рокки" Сталлоне. Встреча происходит весьма предсказуемо и вообще, хотя Расселл очень хочет быть Висконти, у него в лучшем случае Сталлоне получается. Фильм снят в неприглядно-обыденной манере, местами с эффектом home video, сцены боев на редкость скучные. Словом, присутствие этого фильма во всяческих номинациях я могу объяснить разве что интересом к таким вот жизненным историям, к тому, что герои фильма все еще живы и некоей целевой аудитории интересны. Впрочем, работы актеров в фильме хороши (за одним исключением). Хороша Мелисса Лео в роли властной и иногда - мерзкой тетки, которая под лозунгом "все для Семьи" третирует и детей и мужа. Тем более удивительны всеобщие братания в финале - такие люди, в общем, не меняются со временем. Хорош и Марк Уолберг - странно, что его практически не выделяют. Тем не менее, роль вечно второго в семье, безответного, переходящего от одной женщины к другой (властная мать - первая сука-жена, потом не менее стервозная и целеустремленная герлфренд), подставляемого старшим братом - это, конечно6 не та роль, где можно громко орать, топать ногами, дергаться в припадках и снискать себе славу прекрасного актера. Но сыграно, точно и убедительно, Уолберг молодец, ему я до конца верила, его примирение с братом - как раз логично. У него такой характер: он единственный, кто действительно верит в Семью не ради славы, денег или еще чего-либо. Просто он такой. Ну и самый захваленный перфоманс фильма - Кристиан Бейл в роли Дики Икланда - настолько раздражающе мимо, насколько это вообще возможно. Чудеса перевоплощения, как обычно, свелись к истощению себя ради роли. Удалось достичь потрясающих результатов - Дики выглядит как обтянутый кожей скелет Кристиана Бейла. Собственно, этим все сказано. Наверное его номинируют и даже Оскар вручат - сколько же можно так издеваться над собственным телом. Лицо у него по-прежнему, впрочем, заточено под два выражения.
В общем, тактика "похудел - поправился - похудел", или, как в фильме "в корпус - в голову - в корпус", очевидно, приносит свои результаты.