Оскар к нам приходит

Feb 22, 2016 20:11

Насчет оскаровской программы. В этом году закрыла практически все основные номинации (фильм, режиссер, актеры и актрисы: главные и роли второго плана, оператор, оригинальный и адаптированный сценарий), кое-что сознательно проигнорировала из номинантов в категории "оригинальный сценарий", но с учетом того, что это фильм о зарождении хип хопа - меня можно понять. Итак, кто отличился в глазах Академии в 2015-м году:

The Big Short
(лучший фильм, работа режиссера, адаптированный сценарий, мужская роль второго плана и монтаж)

Неудачная попытка экранизации сводки биржевых котировок. Говорят, книга - огонь, но по фильму этого никак не скажешь. Ипотечный банковский кризис нулевых еще никогда не выглядел настолько неэмоционально. Удивительно, что фильм номинирован еще и за адаптированный (то есть на основе оригинального произведения) сценарий, и совсем не удивительна номинация Бэйла за мужской саппорт - этого актера почему-то очень сильно любит Академия. К счастью, Бэйлу в этом году ничего не светит, а вот свой Оскар за сценарий фильм получит с большой вероятностью - в сущности, в этой категории у него нет конкурентов. Хотя я бы сказала, что канделябрами за такой сценарий надо бить, а не на Оскар номинировать и тем более - Оскаром награждать.

Brooklyn
(лучший фильм, женская главная роль, адаптированный сценарий)

На первый взгляд - девАчковое мимими и мелодраматические сопли, но неожиданно из-под розовой краски проглядывает зеленый цвет, цвет надежды, тоски и ностальги: тоски, которую сложно понять тем, кто родился, сгодился и прожил счастливую жизнь на одном и том же месте. Молодая ирландка в НЙ - за тысячи миль от Изумрудного острова. Фильму ничего не светит из наград, но для меня это один из лучших фильмов года, средство от депрессии и безусловное feel good movie. Девочкам, девушкам, женщинам и бабушкам к просмотру обязательно, мальчикам, юношам, мужчинам и дедушкам - опционально.

Bridge of Spies
(лучший фильм, мужская роль второго плана, оригинальный сценарий, музыка, звук, производственный дизайн)

Шпиоская многоходовка времен Холодной Войны. Пропаганда, Империя Зла vs. Загнивающий Запад, обмен заложниками по протоколу. Интереснейший материал, в сущности, если бы за дело не взялся Спилберг. Марк Рэйланс, британский театральный и ТВ - актер, появился на моем персональном небосклоне пару лет назад, когда я смотрела в записи Theatre HD постановку «12-й ночи», в лучших традициях знаменитого «Глобуса»: где все роли (и женские и мужские) играют мужчины. Надо ли говорить, что он играл графиню Оливию и играл прекрасно? После этого я видела его в отличном сериале Walf Hall в роли Томаса (не путать с Оливером!) Кромвеля, а у Спилберга он играет советского разведчика (по-ихнему - шпиона). Рэйланс - мой фаворит в данной категории: очень умный и тонкий актер, роль у него непростая, а Спилберг явно не актерский режиссер, так что роль, подозреваю, выстроена самостоятельно от и до, но, боюсь, в этом году фортуна не на его стороне.

Mad Max: Fury Road
(лучший фильм, работа режиссера, работа оператора, монтаж, дизайн костюмов, прически и грим, звук, монтаж звука, спецэффекты, производственный дизайн)

Дистиллированный action, как адреналин, принятый внутривенно: все бегут, стреляют из непонятного оружия, практически не разговаривают. Феминистический постапокалиптик - редкий зверь в современном кинематографе. О просмотре мало кто будет сожалеть: судя по многочисленным кинематографическим и фестивальным наградам, фильм - в лучшей пятерке фильмов года, а если ограничить критерии жанром action - попросту лучший. Из главных наград, подозреваю, не получит ничего, но технические вполне может взять.

The Martian
(лучший фильм, мужская главная роль, адаптированный сценарий, звук, монтаж звука, спецэффекты, производственный дизайн)

Простая, как картошка, как лицо Мэтта Деймона, как поговорка «под лежачий камень вода не течет», история о силе человеческого духа (я не загнула ради красного словца, фильм и правда на редкость духоподъемный) в форме марсианских хроник. Мэтт Деймон снова в отличной актерской форме, все время на экране и держит непритязательный сюжет на себе. У Ридли Скотта неожиданно появилось чувство юмора - точно вам говорю, кто не верит - посмотрите. Никто из номинантов не получит Оскар, а жаль. Особенно обидно за Ридли Скотта - его даже не номинировали за режиссуру, и совершенно зря.

The Revenant
(лучший фильм, работа режиссера, мужская главная роль, мужская роль второго плана, работа оператора, монтаж, дизайн костюмов, прически и грим, звук, монтаж звука, спецэффекты, производственный дизайн)

Точка преткновения текущего оскаровского сезона и граница раскола между многими кинематографическими френдами. Для меня это лучший фильм года so far (в оскаровской программе): беспристрастная то ли притча то ли легенда о мести, точнее Мести. Все это на фоне величественной и безжалостной Природы, тоже с заглавной буквы. Сильнейшие роли Ди Каприо и Харди, неземной красоты работа оператора, умение рассказать историю - от прошлогоднего триумфатора Иньярриту. Фильм номинирован практически на все, до чего смог дотянуться, включая главную мужскую роль (Ди Каприо), мужской саппорт (Харди), работу режиссера (Иньярриту) и оператора (Любецки). Я буду болеть за фильм во всех категориях и на сегодняшний день практически уверена в Оскаре Ди Каприо, Любецки и Иньярриту, с большой долей вероятности возможен главный Оскар. Смотреть, впрочем, советую осторожно - фильм идет почти три часа и он не сказать, чтобы был сильно развлекательный - скорее, медитативный.

Room
(лучший фильм, женская главная роль, работа режиссера, адаптированный сценарий)

История «про маньяка», но не про маньяка. Разумный баланс между триллером и драмой. Психологически очень тяжелое, хотя не беспросветное, кино. Пожалуй, любое дополнение к синопсису будет спойлером. Это не обязательное к просмотру маленькое кино, оно не «симпатичное» и даже не выдающееся, но, безусловно, производит впечатление, потому что манипулирует базовыми страхами и эмоциями. В этом смысле мне была физически неприятна эксплуатация именно женских страхов - это как «Коллекционер» Фаулза, лишенный рассуждений о судьбах искусства, работающий на инстинктах. В общем, судите сами, если осмелитесь. Бри Ларсон, скорее всего, свой Оскар получит, остальные вряд ли.

Spotlight
(лучший фильм, мужская роль второго плана, женская роль второго плана, работа режиссера, оригинальный сценарий, монтаж)

Журналистское расследование о злоупотреблении властью и доверием могло бы нанести сокрушительный удар по основам католической церкви, если бы не события 11 сентября 2001 года, на фоне которых оно было опубликовано. Производственная драма в данном случае - не содержание, а форма для триллера, каковым являются результаты расследования: почти 6% католических священников Бостона (а Массачусетс вообще и Бостон в частности - это католический штат) замешаны в сексуальных домогательствах по отношению к детям. Фильм состоит из фактов и цифр, он не рвет душу и не спекулирует на теме, как будто созданной для спекуляций. Не лучший фильм года и не лучший в форме журналистского расследования, но просмотра достоин. Отличный актерский ансамбль, именно как ансамбль, а не каждый в отдельности. Марк Руффало очень хороший и всегда разный актер, причем его хамелионистость не выпячивается и не обсуждается везде и всюду, хотя он тоже может и вес набрать (для Foxcatcher точно набирал) и сбросить (для The Normal Heart). Просто он никогда не ставит физические показатели героя во главу угла, он играет в этом новом теле, а не носит новое тело из угла в угол, полагая, что трансформация говорит сама за себя. Здесь довольно яркая роль журналиста-правдоруба, типичной ищейки, но в данном фильме настолько сложно вычленять какую-то индивидуальность из ансамбля и он (фильм) настолько не-актерский, что номинация выглядит максимумом, что можно выжать из ситуации, о награде говорить не приходится. Выдвижение Рейчел Макадамс выглядит отчаянным стремлением студии отжать как можно больше номинаций, причем, если в случае с Руффало - его герой достаточно интересный и выразительный, у Макадамс героиня - типичный винтик, часть команды. Шансов на Оскар у нее, конечно, никаких.

Фильм довольно долго был фронтраннером оскаровской гонки, пока его последовательно не подрезали The Big Short и The Revenant. Теперь остаются солидные шансы на оригинальный сценарий и весьма призрачные - на фильм года, если режиссерский и основной призы будут разделены.

Trumbo
(мужская главная роль)

Фильм - типичный пример, как с помощью вялой режиссуры и шаблонного сценария можно загубить отличную идею. Это история Далтона Трамбо, осужденного в период маккартизма за «коммунистические взгляды», попавшего в «черные списки» Голливуда, вынужденного ставить на своих сценариях чужую фамилию и наблюдать, как эти люди получают призы и почести («Римские каникулы» Уайлера, «Спартак» Кубрика), плюс это 50-е в Голливуде, а значит, вовлечены крупнейшие звезды (Кирк Дуглас, Джон Уэйн) - в общем, убойный просто сюжет. А что получилось в итоге? Пресная поучительная success story под звук печатной машинки. Ну и приложение талантов Крэнстона и Хелен Миррен - как забивание гвоздей микроскопом. Совершенно проходная роль и проходное же, картонное исполнение схематичного персонажа. Ни единого шанса на Оскар.

Steve Jobs
(мужская главная роль, женская роль второго плана)

Сюжет фильма, три раза прокручивающий одну и ту же ситуацию (разные годы, разные продукты, одна подача: полчаса накануне бизнес-презентации), многие находят скучным. Для меня же это как фигура высшего пилотажа, повторяемая трижды - каждый раз удивляет, как будто видишь впервые. Прекрасная роль Фассбендера - если Ди Каприо не получит Оскар в этом году, то будет форменным свинством, если в таком случае его не получит Фассбендер. Один из лучших современных актеров, может - самый лучший. Кейт Уинслет как всегда прекрасна - но это не сюрприз. Кейт - моя давняя актерская любовь и по праву считается лучшей из современных актрис, я буду рада, если она закрепит свой статус вторым Оскаром.

The Danish Girl
(мужская главная роль, женская роль второго плана, дизайн костюмов, производственный дизайн)

Типичное «снятое для Оскара» кино на актуальную в этом году тему трансгендеров, искусственное и картонное, как игра Эдди Редмейна. Собственно, единственное достоинство фильма - живая и вызывающая сочувствия больше, чем ее трансгендерный муж, героиня в исполнении Алисии Викандер. У Редмейна, несмотря на социально значимые тренды, шансов не больше, чем у Крэнстона, чему я очень рада. Шансы на Оскар есть у Алисии Викандер, если, конечно, ее не подрежет Кейт Уинслет. По крайней мере в категории «женская роль второго плана» в этом году намечается нешуточная интрига.

Carol
(женская главная роль, женская роль второго плана, адаптированный сценарий, работа оператора, дизайн костюмов, музыка)

В этой холодной и равнодушной экранизации романа Патриции Хайсмит (о любви двух женщин в непростые для однополой любви 50-е) нет ни химии, ни страсти, ни даже отчаяния, а только старательное изложение событий на фоне умопомрачительной работы оператора и художника по костюмам. Кейт Бланшетт - богиня, Руни Мара удивительно точна и хороша, но фильм, который после демонстрации в Каннах заявлялся как козырная карта сезона, прошел тихо и незаметно и шансы на победу (хотя бы в одной номинации из шести) колеблются около нуля.

Joy
(женская главная роль)

Необъяснимый для меня феномен - что фильмы Дэвида Расселла, что его главная муза Дженнифер Лоуренс. Здесь мы наблюдаем просто очень_плохое_кино про женщину_которая_изобрела_швабру с посредственной актрисой в главной роли, которая из фильма в фильм носит нагловатое выражение лица, заменяющее ей целый спектр эмоций. Задолго до того, как его начали снимать, фильм уже считался одним из главных претендентов на все Оскары сразу (это же Расселл!! Это же Лоуренс!!!), но разгромная (почти) критика подавила mojo Расселла и у фильма в итоге одна-единственная номинация - у Лоуренс, ведь mojo главной sweetheart всея Америки лопатой не перешибешь.

45 Years
(женская главная роль)

Семейная пара собирается отмечать 45-летний юбилей совместной жизни, когда муж вдруг получает письмо-приглашение приехать на похороны бывшей возлюбленной, которая погибла в горах много лет назад, и только сейчас появилась возможность достать ее тело из горной расщелины. Эдакий реверанс «Белому аду Пиц-палю», с одной стороны, и вечной истории о спящей красавице - с другой. Умершая, но вечно молодая и оставшаяся в памяти мужа неким идеалом, соперница, вбивает клин в долгие и прочные отношения супругов. Выдержит ли 45-летний брак подобное испытание?
Типичное инди про кризис брака, которых наверное снимают около сотни ежегодно, отчего-то сильно понравилось критикам в Каннах, на волне этой шумихи фильм начали пиарить. Главная ставка - номинация Шарлотты Рэмплинг, впрочем это явно не лучшая ее роль (исполнено безупречно, но там по сути нечего играть и для Шарлотты это обычный уровень) и шансы ее, как и других в этой номинации, кроме Ларсон, равны нулю.

Creed
(Мужская роль второго плана)

Весь потенциал, который можно было выжать из истории непобедимого Рокки Бальбоа, иссяк, по самым оптимистичным подсчетам, примерно к третьему-четвертому фильму. Этот спин-офф - история незаконнорожденного сына соперника, а потом друга Бальбоа в 1-3 фильмах (в начале 4-го его убил нокаутом Иван Драго - не спрашивайте, почему я это помню), Аполло Крида. Сына назвали Адонисом (чтобы даже самый тупой прочувствовал параллель, чуть ли не мифологию!), снабдили глухой герлфрендой-певицей (она преодолевает трудности!), приставили к нему умирающего от рака (!!!) Бальбоа в качестве тренера и сняли невероятно беспомощную поделку, а потом еще и страшно обиделись, что авторов сценария, режиссера и исполнителя главной роли в этом шедевре не номинировали (из-за расизма, не иначе) на Оскар. Скажите, какой скандал! По-моему, не надо было номинировать и Сталлоне - к чему эти попытки вскочить на подножку уже помахавшей рукой истории? Тем более, что по сравнению с остальными номинантами в этой категории (кроме может Бэйла) его актерский уровень - как бы это помягче сказать - самодеятельность на фоне профессионалов. Увы, по всем раскладам это главный претендент на Оскар в данной категории и это будет типичное «за выслугу лет».

The Hateful Eight
(женская роль второго плана, работа оператора, музыка)

«Восьмой фильм Квентина Тарантино» ™ меня изрядно разочаровал (затянуто, скучно, ни один герой не интересен, увлечение формой преобладает над содержанием - а в этом Тарантино никогда нельзя было обвинить, при всем постмодернизме) и это могло сказаться на моем отношении к номинации Дж.Дж. Ли. Теперь, когда эмоции улеглись, я пришла к выводу, что в рамках второго плана, куда вынужденно ссылают характерные роли в жанровых фильмах, она вполне достойна номинации.

Уффф, кажется все. Почему я до сих пор не в Академии? Уверена, что среднестатистический академик посмотрел меньше меня. Страшная несправедливость!!!

кино, о высоком, оскар

Previous post Next post
Up