Как мы перезимовали лето. Фарерский отчет. Большой, длинный, необрезанный.

Jun 11, 2013 13:58

Прелюдия
Хотелось бы рассказать с самого начала этой истории, с того дня, как она стала быть частью моей жизни. Начало ее таково, что не нужно бояться доверять людям, что совсем не страшно написать незнакомому тебе человеку и отправиться с ним в грандиозное путешествие. Пост незнакомого человека имел приблизительно следующее содержание: “Планируем переход Норвегия - Фареры - Норвегия в мае на яхте. В общем, собралось нас пять человек желающих сходить на Фареры из Норвегии на яхте. В один конец идти трое суток. Причем, ожидается весь северный набор: суровая погода, плохая видимость, ночные вахты и дубак. Жестковато.” Незнакомый человек Олег olegradul оказался гостеприимным и согласился взять нас с собой на борт и стать знакомым. В итоге нас собралось 14 человек, которые разместились на двух яхтах.
Приготовления начались с оформления визы. Требования были таковы: в первую очередь получить шенгенскую визу, на втором месте было то, чтобы эта виза была мультиком (поскольку мы заходим на английские острова, которые в шенген не входят), третьим желательно обязательным пунктом было отдельное получение Фарерской визы. Такая история, что Фарерские острова принадлежат Дании, но живут фактически автономно и самостоятельно. Фарерские острова в отличии от самой Дании в шенгенскую зону не входят. Если загуглить информацию про острова, то первое что вы увидите - это водопады, впадающие в океаны, на второй строчке по популярности находится то, что фарерцы убивают китов. Раз в год к фарерским островам брачных игр ради сплываются киты. Фарерцы их убивают и едят. Они так делают много лет. Всеми доказано, что на популяцию тех самых китов это никак не влияет, но вопиющие кадры с красным океаном от дельфиньей крови взрывают сознание любителей животных и они начинают протестовать. Вот и евросоюз выставил условие Фарерам, что мол прекращайте убивать китов и айда в евросоюз. Фарерцы отказались и поэтому собственно нам надо получать отдельную визу для этих островов. По-хорошему нужно было идти сразу в датское консульство и получать у них три в одном: мульти шенген с дополнительной пометкой для Фарер. Но мы рисковать не стали, наслушавшись страшных рассказов о датском консульстве, где запрос на визы держат по несколько месяцев, а в конце отказывают, долго издевательски смеются в след и сжигают паспорт, и пошли к норвежцам. Установить точно в какой стране мы дольше всего пребываем оказалось непросто, потому что основная часть путешествие приходилась на открытый океан, но консульства у океана нет, поэтому мы и обратились к норвежцам. У них поездка начинается, у них же и закончится. Вполне справедливо. Визу сделали быстро, без боли и унижений, оставался один нюанс: Фарерская. Времени на нее не было, вариант остаться без паспорта на руках к моменту поездки был неприемлем, решено было ехать без нее, поскольку проскакивала информация, что по сути ею на островах никто не интересуется.
Начали мы с автобуса, который должен был привезти нас в Польшу, а там уже нас ждал самолёт. Перевозчик нам попался весьма странный. Контора называется Eastern Europe Travel. Из всей их неорганизованности больше всего доставило то, что очень много времени потеряли сначала на то, что водители автобуса закупали алкоголь перед границей, а потом автобус долго исследовали пограничники на предмет все того же алкоголя. Потом мы проехали в Польше мимо города Катовице, куда собственно и лежал наш путь, пришлось некоторое время объяснять водителю, что нам неплохо бы вернуться. Он возмутился, сказал будить второго водителя. Тот проснулся и тоже возмутился. Никто не знал про Катовице. Везде успели. 15 мая 22:00 мы взошли на яхту.



Про яхту.
Яхты было две. Наша - Бавария. Бавария - немчик. Как и всё немецкое она очень надежная и крепкая. На яхте всё удобно и красиво. Имеется: две каюты в карме, одна каюта в носу, два санузла, один душ, плита, два холодильника, стол, диван, капитанское место с кучей приборов.



Всё, что во время качки может отвалиться, крепко приделано, что может отъехать - обязательно фиксируется, всё, что может открыться, закрывается на дополнительную застёжку. Некоторых вещей сразу не замечаешь, при первой же сильной качке обнаруживаешь кучу важных ручек, за которые можно схватиться во время переползания от одного объекта к другому. Каюты не одинаковы. Носовая выглядит как апартаменты люкс, но первое впечатление говорят обманчиво, мы были предупреждены, что там сильнее качает. Поселились в кормовую.



Оказалось, что везде есть свои нюансы, в кормовых каютах близость двигателя может оказаться фатальной. Еще один недостаток кормовой каюты - все механизмы по развертыванию парусов находятся над головой. Поэтому когда в первый раз ночью ставили паруса, я по незнанию подумала, что мне сверлят голову.

Норвегия - Шетландские острова
Утром в день отправления к нам на яхту пришел представитель чартерной компании для того, чтобы рассказать все нюансы конкретного судна, провести его сдачу-приемку и произнести напутственные слова. Когда все процедуры окончились, неожиданно обнаружилось, что у нас нет основной бумаги на яхту. Формально мы должны были пересекать границы разных государств, заходить в порты, без необходимых документов это было делать нежелательно. Искали, нашли.
Уходя представитель чартерной компании сказал: “Выйдите в море - посмотрите на состояние экипажа в течении часа. Если кому будет сильно плохо, запомните - возвращаться не стыдно”. Конееечно не стыдно. Наши не сдаются. Я даже представила как я выхожу на палубу и говорю: “Уважаемые остальные тринадцать человек, мне тут сильно плохо. Надо вернуться, тем более это не стыдно”.
Но пока это были всего лишь напутственные слова, а мы заправлялись едой и отправлялись в путь. Олег проводил инструктаж, рассказывая, что больше всего несчастных случаев связано с выпаданием человека за борт. Был объявлен строгий сухой закон во время переходов, все носили жилеты и по необходимости пристегивались на палубе. Еще Олег рассказал про то, что яхта крепкая и не перевернется, и нос ей не оторвет. Почему-то верилось.
Светило солнышко, мы надевали солнечные очки, бегали вверх-вниз, из каюты на палубу и обратно, сидели на носу, фотографировали по 5 кадров в секунду. Впереди было столько неизведанного.



Первым открытием на нашем пути стала морская болезнь. После прибрежного штиля в открытом море мы почувствовали себя немного не комфортно. Сразу же расхотелось бегать в каюту, фотографировать и жить. Существуют таблетки, помогающие легче перенести морскую болезнь. Наши ребята пили Драмину. Она немного спасает. В любом случае тошнит и хочется спать, что я и сделала. Дошла до кровати и сразу закрыла глаза. Через час я смогла снять ботинок, через два - спасательный жилет. С этого момента и до конца поездки я никогда не завязывала шнурки на ботинках, чтобы была возможность скинуть обувь в считанные секунды, потому как неприятность могла настигнуть в любой момент.
Утро плавно перетекло в ночь. К слову сказать, в северных широтах, а именно это было замечено в Норвегии и позже на Фарерах, темнеет очень поздно. В 12 ночи у них сумерки. Первая ночь выдалась на славу. Заглох двигатель. Сначала я обрадовалась тишине, но потом из переговоров по рации со второй яхтой поняла, что радоваться особо нечему. Ставили паруса, сверла вонзались в мозг. Раньше я не слышала как ставят паруса и испугалась. Под парусом оказалось идти гораздо приятнее, двигатель не шумел. Но осознание того, что шуметь он больше не собирается немного расстраивало. Под парусом можно идти в открытой воде, но зайти в порт на парусе похоже будет сложно. Парни принимаются за ремонт. Работа полным ходом, подход профессиональный. Такое впечатление, что у каждого из них Жигули в гараже стоят и чинить что-то им не привыкать. Крутятся гайки, ставятся предварительные диагнозы, меняются фильтры. Результат отсутствует. Становится ясно, ну парням становится ясно, что топливо не поступает из бака. Раскручивается все, что может раскрутиться и внутри трубок и самого бака обнаруживается черное вязкое вещество, похожее на мазут.



Заключение таково: видимо на дне бака находилась эта дрянь, но яхта раньше ходила в основном около берегов, а наши волны взбунтовали все содержимое бака, “мазут” засорил трубки, по которым поступает топливо. Всё почистили, трубку опустили не слишком глубоко, так, чтобы не собирать со дна мусор.
Идея с мазутом оказалась очень оптимистичной. Каково было наше удивление, когда хозяин яхты, имея больший опыт в делах двигательных, по прибытии обратно в порт рассказал нам про то, что это вовсе не мазут. Это бактерия, которая питается дизелем. Из зараженных емкостей она попадает в бак на судне и живет себе, кушая топливо. По сути Олег держит на пальце наше домашнее животное.



Двигатель заводится и это прекрасно.
Второй день похож на первый. В перерывах между сном можно посидеть на палубе, там не качает, но холодно. Вокруг птицы. Когда они устают, то легко идут на контакт. Вообще раньше я думала, что птица в море свидетельствует о приближении берега, но это оказалось обманом. Птицы есть везде. Либо отдаленность берега для меня и птиц понятия разные.



Люди приходят в себя по очереди и ненадолго. Продуктовые запасы держатся, мусор не собирается. Те, кто нормально переносит морскую качку, торжествуют и пиршествуют. А тем временем кто-то сидит весь день на палубе, боясь спускаться вниз, кто-то спит уже 30-й час подряд, кто-то нашел единственно удобную позу в туалете и дремлет там.



Кстати говоря, пока чинили двигатель, некоторое количество топлива вылилось в каюты и аромат дизеля добавлял пикантности.
И вот видна земля, приближаемся к Шатлендским островам. По мере приближения к порту в городе Лервике связываемся с его сотрудниками по рации. Нам объясняют куда пришвартоваться, мест не густо. Паркуемся максимально экономя место для нашей второй яхты.
Ребята подтягиваются в течении часа. Долгие попытки втиснуться в итоге заканчиваются тем, что мы берем их себе под крыло.



Не стоит забывать о том, что Шатлендские острова принадлежат Англии и посему не входят в шенгенскую зону. Но по закону в течении суток там можно находиться без визы, что не отменяет нашего выхода из шенгенской зоны и пришествия на территорию Великобритании. Капитаны направляются в сторону административных зданий для урегулирования всех таможенных и портовых вопросов. В итоге на следующее утро заполняем бумажку, куда вписываем свои имена и номера паспортов, сами, сидя на яхте. Никому не интересно даже взглянуть на экипаж. Я поражена.
Еще с вечера изголодавшиеся и уже способные к приему пищи мы направляемся на поиски еды. Уже достаточно поздно, открыты только пабы и пицца на вынос. Находим fish and chips. Ужинаем. УЖИНАЕМ.



Часть команды направляется в паб. Местная молодежь навеселе, отовсюду выплывают парни с гитарами под руку с татуированными барышнями. В уборной бара один из подвыпивших молодых парней долго пытается выяснить у одного из наших ребят очень интересующий его вопрос: “Ду ю лайк щит?” (щит - shet, сокр. от Shetland). Ох уж эти шетландцы с их акцентом.
Утро. Самая пора принять душ и прогуляться, посмотреть город и порешать дела. А список дел таков: заправить газовый баллон, купить канистру и шланг (как аварийный вариант замены топливной системы на Баварии). По дороге заходим в туристический офис, чтоб обзавестись картой и брошюрами. Немного фактов: Лервик - единственный населенный пункт со статусом города и административный центр Шетландских островов с населением 7500 человек из 22000 по всему архипелагу.
По дороге встречаем ресторан индийской кухни Raba, но нас смутило название и мы останавливаемся в Flames Grill & Bites дальше по улице, заказываем еду, кофе и с удовольствием угощаемся “free Wi-Fi”.
К этому времени канистра и шланг у нас уже намечены, заправку газовых баллонов найти не удалось, но на яхте есть ещё один сменный - до Фарерских островов хватит.
Наша команда разделяется по интересам, кто-то желает пройтись по магазинам (цены здесь располагают), а кто-то - просто погулять по городу.
Хочется сделать несколько замечаний относительно шатлендских домов. Во-первых, тут не принято огораживаться двухметровым забором и вешать таблички “Осторожно злая собака”, гуляя по городу чувствуешь себя в большом парке. Лишь иногда, заходя в некоторые таинственные уголки этого парка, можно заметить табличку “Private” - поняли, топаем обратно. Во-вторых, возле каждого дома тут “английские лужайки”, если понимать под этим ухоженные газоны которые так и манят своей чистотой и свежестью. Вероятно для шетландца понятие “отдых” и понятие “футбол” находятся рядом, исходя из того, что центральный Парк Гилбертсон по совместительству - футбольный стадион.



А еще в некоторых местах мотоциклистам запрещено ездить на крышах автомобилей.



Шатлендские острова - Фарерские острова
На утро покидаем острова и направляемся в сторону Фарер. Переход до Шатлендских островов был настолько изматывающим, что вновь взойти на борт и настроить себя на новый двухдневный переход меня заставляло лишь ощущение безысходности.



На самом же деле наиболее сложное для организма было уже позади. Позже Олег рассказывал историю о том, как в одном из их путешествий на яхтах ребята покинули борт на второй день после первого же перехода. Когда я услышала эту историю, подумала: “А что, можно было?”.
Состояние команды улучшалось, активность повышалась. Пытались на ходу ловить рыбу. Успехов мало, огромные безжалостные обитатели океана растаскивают всю блесну. Может конечно она сама отрывалась, но первый вариант мне больше нравится. Рыбаки со второй яхты поймали чайку на крючок. Скорость слишком большая и блесна иногда выпрыгивала из воды. Чайка считала ее своей добычей и попадалась на крючок. Собственно на этой печальной ноте попытки порыбачить на ходу закончились.
К слову о второй яхте. Она у нас французской породы, Одиссей. Зовётся Venti. Команда не могла запомнить название, поэтому Venti в скором времени стал Вентиль. Наша же яхта имела какое-то длинное название, которое никто не знал, поэтому мы по-домашнему назывались База.
Поздно вечером, прогуливаясь к туалету, подобно чайке попадаюсь на крючок капитана и остаюсь на ночную вахту. Ночью по рации слышим: “База! База! Я Вентиль. У нас перестал работать двигатель.” В процессе переговоров и исследований выясняется, что сам двигатель работает, топливо поступает, не крутятся винты. Идея, что на винт что-то намоталось и мешает ему раскрыться и что надо утром нырнуть глянуть, никого не воодушевила. По всей видимости у экипажа Вентиля тоже по ВАЗ-2101 в гараже и их не пугают сломанные механизмы, они полдня возятся, что-то раскручивают, смотрят, потом скручивают обратно и говорят “Редуктор”. Это самостоятельной починке не подлежит, поэтому идем на парусах, в порту решаем смотреть по ситуации как швартовать яхту с неработающим двигателем.
Тем временем испытываем новые острые ощущения от крена. Если идти на парусах и поймать соответствующий боковой ветер, то яхта кренится. В этот момент осознается важность второго туалета, поскольку они расположены по разным сторонам и при любом крене всегда есть туалет, куда поступает вода. В противоположный из-за наклона вода для очистки унитаза не поступает. При сильном крене также очень интересно спать. Если лечь по обыкновению вдоль кровати, то все скатываются под стену и тому, кто первый оказался вмятым в боковую стенку, приходится на себе везти соседа про кровати. Гораздо удобнее лечь поперек кровати, тем более её длинна вполне это позволяет. Правда в таком случаем по мере наклона яхты вы постепенно сползаете вниз и в итоге спите на корточках. Ей богу не хватает семечек, чтоб почувствовать себя реальным пацаном.
Рацион наш первые дни состоял из бутербродов, макарон и печенья, решили побаловать себя и приготовить суп. В этом нам помогали гениальные создатели яхты Бавария, которые подумали о том, что нашу кастрюлю надо закрепить, а плиту неплохо всегда держать в одной плоскости с землей. Никакой крен нам не страшен.



Из-за того, что паруса на яхтах настроены по-разному, скорость отличается. Два раза мы с Вентилем оказываемся вне поля видимости друг друга. Приходилось возвращаться и идти навстречу.

Фареры
К вечеру второго дня подошли к Фарерским островам. Решили в марине (стоянка для яхт) разузнать как обстоят дела с парковочными местами, чтобы потом уже думать как затягивать наших товарищей. Решили, что они останутся на ночь в море, а на утро за ними придет буксир.
Мы же остаемся вечером в порту, поскольку представитель пограничных служб придет к 8 утра, то есть формально мы не можем покидать яхту. Народ большими дозами впитывает в себя wi-fi.
Утро. Ждем пограничника-таможенника. Из семи человек у четверых нет фарерской визы. Разрабатываем план на тот случай, если нас не пустят. Проскакивают шуточные мысли о посещение Исландии. Дожидаемся человека, усаживаемся за стол. Начинается заполнение бумаг относительно яхты, откуда пришли, куда идем. Мы предлагаем предъявить паспорта, человек-таможенник говорит, что ему не нужны наши паспорта. Достаточно вписать наши имена в соответствующий бланк. Исландия отменяется.
Пока заполняем все документы, приходит наша вторая яхта. Буксир денег не берет, говорит будет все через хозяина решать, через страховую.

Меняем евро на местные деньги. Фарерские купюры просто сногсшибательны



Изначально мы прибыли в город Торсхавн. Он расположен на самом большом острове Стреймой (из 17 фарерских) и является столицей. Гуляем по городку, приходим в восторг от каждой крыши, покрытой дёрном. На фарерах, судя по всему, с давних времен с была проблема со стройматериалами, деревья здесь не растут. Поэтому все старые дома строились из камня, а крышу крыли дерном. Сейчас это больше похоже на традицию.



Позже мы встречали похожие дома, покрытые дерном, и в Норвегии, но только здесь на Фарерах они выглядят круто, трава сочно-зеленая, пышная.
На Фарерах туристический сезон еще не начался, в конце мая только самое начало весны, недавно сошел снег и новая растительность только пробивается. По этой причине некоторые кафе и сувенирные лавки еще закрыты. Завтракаем большими питами. Порции тут знатные. Можно прокормить голодного слона.



После обеда взяли две машины на прокат и отправились изучать остров Стреймой и его соседей, куда можно добраться на машине. Сообщения между островами трех типов: подводные тоннели, паром, вертолет. Тоннели здесь платные и стоят 130 крон (25$) за один проезд. Воспользовались услугами такого тоннеля и попали на остров Вагар. На острове Вагар находится самый туристически популярный водопад, впадающий в океан. Вблизи водопада село на 15 домов.



По пути встречаем много рыбных ферм. Вся экономика Фарер держится на рыбе, ее экспортируют сушеную, вяленую, мороженую, любую.



Растительности вокруг очень мало, зато многие во дворах выращивают рододендрон. Мы такой дикий рододендрон видели на Кавказе, но здесь кусты куда больше и пышнее.
Стоит отдельным абзацем остановиться на овцах. Если людей на островах чуть больше 40 тысяч, то овец 70 тысяч голов. Овцы здесь везде, как сказал один из участников нашей команды: “Такого количества какашек на один квадратный метр я еще нигде не видел”. На дорогах специальные преграды для овец. Машина спокойно по ним проезжает, а овечки не проходят. Овец стригут, потом едят, потом импортируют новых.



К вечеру возвращаемся в марину, ребята хотят найти ресторан, где готовят бараньи головы. Соответствующего ресторана не находится, говорят, что это не деликатес, а просто сытная еда. Когда варят голову, запах стоит весьма резкий, поэтому никто в ресторанах не заморачивается с этим.
В этот же день был починен Вентиль, денег снова не взяли, сказали, что всё решат через хозяина и страховую компанию.
На следующий день погода становится непредсказуемой, меняется каждые полчаса. Очень типично для Фарер. Местные девчонки говорили: у нас все четыре сезона помещаются в один день. И на самом деле солнечный день за 5 минут сменяется снежной метелью. Утром отправляемся на поиски газовых баллонов для яхты и сталкиваемся с очень интересным явлением, которое именуем “фарерский совет”. Суть в том, что все местные жители с удовольствием дают советы, когда вы у них интересуетесь чем-то, несмотря на то, что зачастую информацией не владеют. Приходишь в магазин:
- У вас есть газовые баллоны?
- Нет, но в том красном магазине напротив точно есть.
В красном магазине напротив:
- Нам сказали, что у вас есть газовые баллоны.
- У нас никогда не было, но в магазине через два квартала с цветами у входа были.
Магазин с цветами у входа:
- Можно у вас купить баллон?
- Что вы, никогда у нас не было баллонов. У вас машина есть? Сейчас расскажу куда надо поехать...
Газовый баллон в итоге мы купили в магазине газовых баллонов, который был отмечен на карте.
В этот ненастный и достаточно холодный день часть из нас отправляется в вертолетное путешествие к северным островам. Возвращаются ребята поздно, все возбуждены как после бочки кофе с редбулом. Им удалось все же попасть на вертолет, который занимается перевозкой местных жителей с острова на остров. Вертолеты здесь работают как общественный транспорт, туристов не особо жалуют, поэтому ребятам пришлось постараться, использовать всё свое обаяние, чтобы их взяли с собой.



Правда билет в это увлекательное путешествие оказался лишь в один конец, поэтому весь обратный путь им предстояло проделать самостоятельно: паром и три автобуса. Люди во время поездки попадались исключительно добрые и отзывчивые. Поскольку у наших путешественников закончились наличные деньги, а на самом северном острове Фуглой никакого подобия банкоматов не было, им заняли нужную сумму на паром местные жители. Еще было достаточно забавно, что все на Фарерах знали про две норвежские лодки, стоявшие в порту. В это время не так уж много заезжих туристов.
Вечером на семейном совете решаем, что следующий день будет последним на островах. Выход намечен на раннее утро послезавтра.
Последний день посвящаем музеям. Первый на нашем пути Национальный музей Фарерских островов. На входе нам говорят, что музей закрыт, они готовятся к открытию сезона и просят нас приходить завтра. Мы говорим, что приехали издалека и завтра уезжаем и что нам хотя бы одним глазком взглянуть. Нам разрешают. Сначала мы ходим самостоятельно осматриваем экспонаты, потом сотрудники по очереди дружелюбно делятся интересной информацией. Это было одно из самых приятных посещений музеев в моей жизни, поскольку мы попали практически за кулисы. Часть экспонатов была еще не на своих местах, некоторые стекла были сняты, люди вокруг работали и было в этом всём что-то такое, что одновременно показывало и их историю и современных людей, их отношение к своей работе и их отношение к туристам, которые пришли к ним в гости. Здесь мы наконец познакомились с тУпиком (в виде чучела за стеклом), местной птицей, символом Фарер, которая изображена на всех открытках, но не попадается на глаза.



Вторым на нашем пути был Nordic house. Это такое приятное место, на которое Фарерам скинулись все скандинавские страны и теперь здесь проводят различные концерты.



Музей искусства тоже весьма приятен.





Фарерские острова - Берген
Утром, как и планировали, отправляемся в обратный путь. Решено до Норвегии идти прямиком, не заходя на Шатленды. Начинается день с того, что не можем заправиться: то не работает заправка, то не принимаются карточки. Уходим из Торсхавна, по пути заходим на заправку, небольшой причал с заправочной колонкой. Нам говорят, что на этой заправке не дизель, а газоиль. Мужчина объясняет нам, что этим топливом конечно и заправляют катера, но оно не очень хорошее. Олег 15 минут уговаривает команду, что газоиль тоже вкусненький и нам вполне подойдет.



Когда команда сломилась и согласилась, заметили, что у берега начался отлив. Начался он очень резко и за считанные минуты воды уходит столько, что наш друг Вентиль остается на мели. Предпринимаются экстренные меры, яхту раскачивают, отталкивают, немного ругают и она сходит с мели и отправляется в дальнейший путь. Так был поврежден киль на первой яхте.
Весь день мы посвятили осмотру Фарерских островов с моря.



Вышли в открытую воду уже вечером. Ночью мы встретили на пути какой-то очень серьезный корабль, который занимался важными делами. Нас вежливо попросили сменить курс. Мы спорить не стали, свернули и Вентилю посоветовали сделать то же самое.
Весь следующий день в океане наблюдалась настолько спокойная вода, что даже опытные моряки неустанно ее фотографировали и восторгались ее гладкости.



В океане порой идти достаточно скучно. Справа вода, слева вода, прямо по курсу вода, сзади кругом вода. Но этот день был не таким, на протяжении целого дня мы шли рядом с нефтяными вышками. Выглядят они солидно даже в необъятном океане.



Под утро были в Норвегии, пришвартовались на причале в каком-то нежилом населенном пункте. Команда Вентиля решила не гулять с нами по фьордам, а направиться сразу в Берген, чтобы успеть половить рыбу и отдохнуть. Мы же переночевали около причала, на утро стырили у чайки яйцо и отправились исследовать фьорды.



По пути решили зайти в небольшую марину, которую нашли на карте, чтобы заправить баки водой и перекусить. Входим в марину на очень медленной скорости, поскольку приборы показывают очень маленькую глубину. По левую руку видим маячок, расположенный на насыпи и два столбика с якобы флажками на них. Проскакивает мысль, что эти два столбика - условные ворота, через которые входить и выходить, потому что кругом мель. Надо было сохраниться на этом моменте.
Но пока ничего не предвещало беды и мы пришли в прибрежное кафе-магазин. Здесь в меню только рыбный суп, по отзывам был очень вкусным. И еще обнаружилась сотрудница, которая говорит на русском.



Обедаем, принимаем душ, водой не заправляемся. Уходим.
Поскольку в голове где-то еще отложилась информация о том, что два столбика в воде обозначают проход, мы направляемся туда. Если бы столбики могли изображать эмоции, они бы сделали примерно так



Причина в том, что единственным предназначением этих столбов было сообщить: “Здесь мель”. И мы на полном ходу влетаем в нее. Удар был сильным. Павел, оценив масштабы трагедии, невзначай надел спасательный жилет.
И вот сидим мы на мели, а если подобрать более правильное выражение - сидим прям в мели. Пытаемся раскачать яхту, ничего не выходит. Просим помощи у проходящей мимо лодки. Бросаем веревку, нас вытягивают. Ушли потихонечку в то место, где глубина была уже более безопасной, принялись за исследование яхты на предмет дыр, пробоин, течи и прочих вещей, которые могут помешать нам дойти до порта в Бергене. Ничего не обнаруживаем, продолжаем путь.
Только здешние красоты способны поднять настроение и взбодрить после происшествия.



Тут на пути нам встречаются провода, проходящие над водой. Высота указана 30 метров, но не понятно насколько они провисают. Наш яхта чуть меньше 20. Первые провода минуем. Снизу очень плохой обзор и не понятно насколько провода близки к мачте. На вторых проводах останавливаемся, долго рассуждаем. В итоге Олег настаивает на том, чтобы мы вернулись и обошли эти места. Если зацепим провода, то речь идет о жизнях людей, и даже если такая вероятность составляет 1 или 0,1%, то это слишком большая вероятность.
К утру приходим в Берген. Ребятам с Вентиля рассказывают, что накануне наловили очень много рыбы. Рыбалка была настолько продуктивной, что через 15 минут после ее начала капитану, оценив масштабы улова, пришлось за уши оттягивать от удочек товарищей.
Отъезд предстоял скорый и поэтому с двумя десятками килограмм рыбы они бы не справились. Нам предлагают на пробу рыбу вареную, рыбу маринованную в соевом соусе, лимоне и горчице, вечером нас угощают ухой и рыбой запеченной. Пишу и слюнки капают на клавиатуру.



После завтрака отправляемся заправить яхту. Дело в том, что все наши заправки проходили достаточно проблематично. Нужно было через каюту пробираться к баку и спускать там воздух. Последняя заправка была фатальной. Начали заправлять, отправились по привычке спускать воздух а оттуда из места спуска воздуха как дал поток дизеля в лицо, в потолок и по всей каюте. Пришлось снова вымывать.
Днём пришел тот самый человек, который сдавал нам яхту, чтобы принять её. Скрывать мы ничего не стали, делать этого нельзя, непорядочно. Олег подробно рассказал о нашей аварии. Залоговая сумма, которую оставляли в самом начале, назад уже не вернётся, но если утаить происшествие и такое повреждение и хозяин сразу не сообщит в страховую компанию, последствия могут быть самыми неприятными (убытки для хозяина могут быть в десятки раз больше).
Яхту подробно осматривают - у нас поврежден киль. Причем поврежден достаточно сильно, потом находим трещины, которые пошли и внутри яхты.
После приёмки второй яхты, выяснив что там тоже поцарапан киль, не так серьезно как у нас, но тоже заметно, человек с чартерной компании немного офигивает. Когда он после заполнения всех бумаг и долгих бесед уходил от нас, он очень доброжелательно сказал: “Олег, приезжайте к нам еще. Будем рады вам. Только в следующий раз берите лодку без киля”. У него теперь с русскими будут ассоциироваться только разбитые кили.
После этого человека приходил хозяин яхты, долго расспрашивал как всё произошло, подробно записывал, чтобы подать документы в страховую компанию. Был достаточно вежлив и тактичен, драться не кидался. Ремонт приблизительно оценили в 20 тысяч евро.
Ранним утром мы разъехались и теперь от поездки нам оставались только воспоминания и новый интересный опыт.
Там же были рождены бесценные высказывания
Gopro на палочке



Парень в непромах



Назад ехали через Беларусь. Там дешево, много очередей, на вокзале в больших количествах покупают цветы и за ними тоже очереди, на улицах нет рекламы и все везде курят.

туризм

Previous post Next post
Up