Ближайшие несколько публикаций будут посвящены выставкам, которые проходили в Пскове весной-осенью этого года. Работу свою они уже завершили. К сожалению, не успела вовремя сделать о них фотоотчеты, но выставки были столь интересны, что не написать о них я не могу. И начну я с рассказа о выставке "Пушкин и театр", которая проходила с 18 апреля до 19 мая этого года в палатах Постникова.
Выставочный проект под названием "Пушкин и театр", подготовленный Государственным театральным музеем имени А. А. Бахрушина (Москва), показал нам мир пушкинского театра, который имеет большое значение для русской культуры. Здесь были представлены портреты театральных деятелей разных эпох, начиная с пушкинской. На выставке так же можно было увидеть эскизы костюмов и декораций к спектаклям по произведениям А.С. Пушкина, авторами которых являются К. Коровин, М. Врубель, А. Бенуа, И.Билибин, Н. Гончарова и другие. В образах пушкинских героев перед нами представали великие артисты театра, оперы и балета Ф. Шаляпин, Л. Собинов, Н. Черкасов, Г. Уланова, М. Плисецкая...
Поскольку публикация получилась очень большой, то пришлось разбить ее на две части.
Выставка "Пушкин и театр" проходила в палатах Постникова.
Выставка "Пушкин и театр" была подготовлена к 225-летию великого русского поэта, которое мы отмечали в этом году. Надо сказать, что Псков первый из городов России, который принимал эту выставку. Бахрушинский музей обладает самой обширной коллекцией театральной "Пушкинианы". В выставочных залах Псковского музея-заповедника в рамках проекта "Пушкин и театр" было представлено 125 предметов из фондов Бахрушинского музея. После Пскова выставка поехала по другим городам нашей страны.
Выставка была разделена на семь тематических разделов, прекрасно раскрывающих и то влияние, которое театральное искусство оказало на А.С.Пушкина, и то как поэт в дальнейшем повлиял на развитие русского театра.
ПРОЛОГ
Пушкин в полном смысле слова является преобразователем русского национального театра, он переосмыслил и реформировал основы отечественной сцены, разгадал секреты драматизма, свойственного русской жизни и истории, выявив органическую связь личного и общенародного, предвосхитил открытие актёрского и постановочного искусства, создал сюжеты, которые на протяжении грядущих столетий питали русский театр и продолжают его одухотворять.
Первый раздел выставки посвящен театру пушкинской поры...
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла - все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит....
Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил...
....Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой.
Там и Дидло венчался славой,
Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись.
Юность Пушкин провёл в петербургском театре. В период с июня 1817 по май 1820 года он был заядлым театралом. Едва покинув стены Царскосельского лицея, поселившись в столице, юный поэт стал "почётным гражданином кулис", заведя знакомство в театральной среде и не пропуская ни одного нового представления, дебюта или бенефиса знаменитых актёров. Он вошёл в круг просвещённых театралов, оказывающих влияние на репертуар и развитие театральных талантов. Он посещал собрание в доме Президента Академии художеств Алексей Николаевича Оленина и так называемый "Чердак", служившего в ту пору в Дирекции императорских театралов князя Александра Александровича Шаховского, где встречался со всеми знаменитыми авторами и артистами: писателями Иваном Крыловым, Николаем Хмельницким, Петром Котениным и Александром Грибоедовым, с четой актёров, любимцев петербургской публики Еленой и Иваном Сосницкими, с многообразно талантливой Марией Вальберховой, с юной дебютанткой Александрой Колосовой, и с самой "царицей петербургской сцены" - непревзойдённой трагической актрисой Екатериной Семёновой.
Трагедия, комедия, балет и опера были хорошо знакомы юному литератору, в них он черпал вдохновение для своих будущих поэтических, драматургических и прозаических опытов. Но главное, размышляя о русском театре, Пушкин провидел его судьбу и перспективу развития... В 1820 году он составил обзор современной сцены "Мои замечания об русском театре", в котором дал характеристику русской публике и выявил главную закономерность, состоящую в том, что именно "публика образует драматические таланты".
Знакомство с петербургским театром стала прологом большой творческой работы великого поэта по формированию представлений о самой природе русской драмы, о природе чувств и национальном духе русской сцены.
Неизвестный художник. Портрет Александра Сергеевича Пушкина
По мотивам картины О.А. Кипренского
Конец XIX века.
Бумага на картоне, акварель, белила
Неизвестный художник. (Литографская мастерская П.-Ж. Поля-Пети)
По оригиналу Абрама Григорьевича Клюквина (1776-1867) (?)
Портрет актера Алексея Семеновича Яковлева
1850-60-е.
Картон, литография
Василий Венедиктович Баранов (1792-1836)
Портрет актера Якова Григорьевича Брянского
1820-30-е.
Бумага, литография.
Василий Венедиктович Баранов (1792-1836)
Портрет актрисы Александры Михайловны Колосовой
1820-30-е.
Бумага, литография.
Александр (Иоганн-Вильгельм фон) Васильевич Нотбек (1802-1866),
Николай Иванович Уткин (1780-1863)
Скульптурный бюст драматурга Владислава Александровича Озерова [1828]
Бумага на бумаге, гравюра
Василий Венедиктович Баранов (1792-1836)
Портрет князя Александра Александровича Шаховского
1819-1820-е гг.
Картон, литография.
Петр Федорович Соколов (1791-1848)
Александр Эрнестович Мюнстер (1824-1908)
Портрет драматурга Николая Ивановича Хмельницкого
2-я половина XIX в.
Бумага, литография
Н. Зенгер
Портрет драматурга Александра Сергеевича Грибоедова
Середина XIX в.
Бумага, литография
Неизвестный художник
Портрет публициста Ивана Андреевича Крылова
1820-е гг.
Холст, мвсло
Неизвестный художник
Екатерина Семеновна Семенова в роли Ксении в трагедии "Дмитрий Донской" В.А. Озерова
Санкт-Петербург, Большой (Каменный) театр, [1807]
Холст, мвсло
Василий Венедиктович Баранов (1792-1836)
Портрет актрисы Марии Ивановны Вальберховой
1820-30-е.
Бумага, литография.
Неизвестный художник
Портрет балерины Авдотьи Ильиничны Истоминой в роли Флоры в балете "Зефир и Флора" Ф.Венуа и Ш.Дидло
1823
Цифровая копия
Алексеев, Гоберт (гравер)
Портрет актера Ивана Ивановича Сосницкого
1839
Бумага, гравюра на стали
**************************************************
Переходим ко второму блоку, который посвящен трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов"
Пушкин явился создателем подлинно народной трагедии. Ещё в Петербурге, осознав, что "дух века требует важных перемен и на сцене драматической", в годы вынужденной ссылки в своём родовом селе Михайловском, на древней Псковской земле, поэт почувствовал особое тяготение к сюжетам минувшего. Здесь он впервые так близко соприкоснулся с приметами народной истории, с самим духом летописания, где поступки людей - от царя и бояр до нищего слепца - измеряются и оцениваются Божьим судом. Грех своеволия (самозванства) мыслится поэтом причиной всех бед народных и того адского огня, который сжигает душу человеческую. Обращаясь в своей трагедии к событиям Смутного времени, Пушкин мыслил и о самой сути русского театра, о природе конфликтов и чувств, вынесенных на сценические подмостки.
"Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить", - писал поэт. Трагическую судьбу русской истории он, не скованный никакими сценическими канонами, переплавил в своём воображении в драматическое действо вдали от Петербургского театра. Устанавливая собственные новые принципы сценичности - разворачивая широкую панораму времени и мест действия, раскрывая подполье человеческой души, изображая прихотливые и изменчивые ситуации реальной жизни, создавая мощную многоголосую симфонию эпического действия, - Пушкин тем самым перекидывал мост в театр грядущих времён, открывая перспективу для творческих поисков композиторов, режиссеров и артистов, обращающихся к его текстам как к источнику вдохновения
"Драматического писателя нужно судить по законам, им самим над собой признанным", - писал Пушкин, утверждая принцип авторского новаторства.
В "Борисе Годунове" Пушкин открыл принципы подлинно народной трагедии, почувствовал сам её дух. "Правдоподобие положений и правдивость диалога - вот истинное правило трагедии", - писал Пушкин и делал вывод: "Что развивается в трагедии? Какова цель её? Человек и народ. Судьба человеческая, судьба народная".
Трагедия "Борис Годунов" была написана А.С. Пушкиным в 1825 году. Первоначальный вариант пьесы назывался "Драматическая повесть. Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве ". Устами своего героя - монаха-старца Пимена Пушкин словно формулировал собственную задачу:
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу....
Однако пьесу не рекомендовали к постановке на сцене из-за того, что она не соответствовала канонам классицистического искусства. 24 эпизода, в которых постоянно сменяется место действия, даже технически было затруднительно воспроизвести в театре того времени. Николай I негативно отозвался о сценических достоинствах драматического произведения Пушкина: "Я считаю, что цель г. Пушкина была бы выполнена, если с нужным очищением переделал комедию свою в историческую повесть или роман наподобие Валтер Скота".
С цензурными сокращениями "Борис Годунов" был опубликован в 1830 году как "пьеса для чтения", а первую постановку трагедии силами актёров Петербургской драматической трупы показали лишь в 1870 году в соответствии с режиссёрским планом Александра Яблочкина в декорациях Матвея Шишкова на сцене Мариинского театра. Бориса Годунова играл Леонид Леонидов, Лжедимитрия - выдающийся артист Василий Самойлов. В 1880 году Трагедию поставили и в Москве, в Малом театре, где роль Отрепьева исполнял премьер Московской сцены Александр Ленский, а Марину Мнишек играла непревзойдённая Мария Ермолова. С тех пор "Бориса Годунова" целиком или отдельными сценами регулярно ставили на драматической сцене. Предшественником режиссёрского театра называл Пушкина великий режиссёр Всеволод Мейерхольд, долгие годы работавший над поиском подходов к Пушкинской трагедии. Пристально вглядывался в драматизм этого произведения и Анатолий Эфрос, осуществивший постановку на сцене Центрального детского театра. Свои оригинальные версии предлагали крупнейшие режиссёры - Юрий Любимов и Олег Ефремов, Деклан Доннелан и Петр Штайн, а сценографы стремились проявить не просто приметаыисторического времени, а дать масштабный образ мира - душевный и экзистенциальной Вселенной.
Но подлинное театральное открытие "Бориса Годунова" состоялась благодаря созданию в 1870-х годах одноименный оперы Модестра Петровича Мусоргского, который сумел раскрыть музыкальную природу созданного Пушкиным драматического действия. Мелодика сочинения композитора была вдохновлена интонационным строем трагедии, передающим и многоголосие народной толпы, и внутренние голоса человеческой души.
Первая постановка оперы на сцене Мариинского театра в Петербурге была осуществлена в 1874 году. Выдающиеся русские певцы исполняли главные партии: Бориса - Иван Мельников, Самозванца - Фёдор Комиссаржевский, Варлама - Осип Петров, Марины Мнишек - Юлия Платонова, за дерижерским пультом стоял многолетний руководитель Петербургской оперной трупы Эдуард Направник, а декорации были сделаны по эскизам крупнейших художников императорской сцены - Матвея Шишкова и Михаила Бочарова.
Образ Бориса Годунова в истории мирового театра в первую очередь связан с гениальным исполнением оперной партии великим русским певцом Фёдором Ивановичем Шаляпиным, который пел Бориса и на сценах частных оперных театров, и на императорской сцене обеих российских столиц, и во время знаменитых "Русских сезонов" в Париже в начале XX века, и на многих знаменитых сценах мира. Пушкинский "Борис Годунов" и на оперной и на драматической сцене занял место главного репертуарного названия, символизируя дух народной и человеческой трагедии, открывающий природу русской души, где внутреннее и мировое слились в едином нравственном переживании.
Николай Семенович Негадаев
Сцена у фонтана. Эскиз мезансцены к опере "Борис Годунов" М.П. Мусоргского
Санкт-Петербург, Императорский Мариинский театр,
1874
Картон, карандаш, белила
Матвей Андреевич Шишков (1832-1897)
Адольф Иосифович Шарлемань (1826-1901)
Соборная площадь. Эскиз декорации к трагедии "Борис Годунов" А.С. Пушкина
Лист из альбома литографий
1870
Цифровая копия
Иван Александрович Мельников в роли Бориса Годунова в опере "Борис Годунов" М.П. Мусоргского
Санкт-Петербург, Императорский Мариинский театр
Из фотоальбома "Русская опера. Коллекция Я. Сахар"
1874-1879
Цифровая копия
В.Т. Шастов
По оригиналу Матвея Андреевича Шишкова (1832-1897)
Стольная палата. Эскиз декорации к опере "Борис Годунов" М.П. Мусоргского
Санкт-Петербург, Императорский Мариинский театр
1873-1874
Бумага, перо, тушь, акварель, белила
Осип Афанасьевич Петров в роли Варлаама, Павел Николаевич Дюжиков в роли Мисаила
в опере "Борис Годунов" М.П. Мусоргского
Санкт-Петербург, Императорский Мариинский театр
Из фотоальбома "Русская опера. Коллекция Я. Сахар"
1874-1879
Цифровая копия
Александр Яковлевич Головин (1863-1930)
Эскиз декорации ко второй картине пролога оперы "Борис Годунов" М.П. Мусоргского
Антреприза Сергея Дягилева "Русские сезоны"
1908
Картон, уголь, акварель, гуашь, бронзовая краска, серебряная краска, пастель, мел
Михаил Владимирович Кожин (1886-1966)
Портрет Федора Ивановича Шаляпина в роли Бориса Годунова в опере "Борис Годунов" М.П. Мусоргского
Москва, Императорский Большой театр, начало ХХ века
Бумага на бумаге, карандаш
Михаил Владимирович Кожин (1886-1966)
Портрет Федора Ивановича Шаляпина в роли Бориса Годунова в опере "Борис Годунов" М.П. Мусоргского
Москва, Императорский Большой театр, начало ХХ века
Бумага на бумаге, карандаш
Владимир Алексеевич Щуко (1878-1939)
Борис Владимирович Щуко (1906-1965)
М.А. Кротин
Отец Варлаам и Мисаил. Эскиз мужских костюмов к трагедии "Борис Годунов" А.С. Пушкина
Москва, Государственный академический Малый театр
Постановка 1937
Бумага, карандаш, гуашь, белила
Владимир Алексеевич Щуко (1878-1939)
Борис Владимирович Щуко (1906-1965)
М.А. Кротин
Юродивый. Эскиз мужского костюма к трагедии "Борис Годунов" А.С. Пушкина
Москва, Государственный академический Малый театр
Постановка 1937
Бумага, карандаш, гуашь, белила
Сергей Петрович Иваков (1900-1967)
Сцена у собора. Эскиз декорации к трагедии "Борис Годунов" А.С. Пушкина. Неосуществленная постановка
Москва, Третья студия МХАТ (Студия Вахтангова)
1924
Бумага, карандаш, акварель, белила
Вячеслав Васильевич Иванов (1885-1968)
Бояре. Эскиз мужских костюмов к трагедии "Борис Годунов" А.С. Пушкина
Москва. Центральный детский театр, 1957
Картон, масло
Вячеслав Васильевич Иванов (1885-1968)
Народ безмолствует. Эскиз мужских костюмов к трагедии "Борис Годунов" А.С. Пушкина
Москва. Центральный детский театр, 1957
Картон, масло
Эдуард Степанович Кочергин (род. 1937)
Макет декорации к трагедии "Борис Годунов" А.С. Пушкина
Псков, Областной драматический театр им. А.С. Пушкина, 1973
Дерево, холст, металл, веревка, краска
Эдуард Степанович Кочергин (род. 1937)
Макет декорации к трагедии "Борис Годунов" А.С. Пушкина. Фрагмент.
Псков, Областной драматический театр им. А.С. Пушкина, 1973
Дерево, холст, металл, веревка, краска
***************************************************************
Третий раздел выставки посвящен "Маленьким трагедиям".
Раскрыв народную и человеческую трагедию в "Борисе Годунове", Пушкин задумался о самой природе человеческого бытия, о природе человеческих стремлений и идеалов, которые зачастую в силу ошибок и ложных представлений, укоренившихся в человеческом сознании, вели людей к вражде, столкновениям, зависти, порабощению своих чувств и ментальной катастрофе. Тем самым Пушкин вплотную подошёл к созданию русского философского театра, который подобно Шекспиру и Гёте позволил бы встать русскому сознанию вровень с общемировыми экзистенциальными проблемами. Но театр идей был для него неразрывно связан с правдой и многообразием живых человеческих характеров и полнокровных чувств. За образец он, как и в случае со своей народной драмой, брал Шекспира: "Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого-то порока; но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков; обстоятельства развивают перед зрителем их разнообразные многосторонние характеры".
Размышляя о задачах, которые на себя принимал, Пушкин писал: "Что нужно драматическому писателю? Философию, бесстрастие, государственные мысли историка, догадливость, живость воображения, никакого предрассудка любимой мысли. Свобода".
Для своего философского театра Пушкин взял известнейшие мировые сюжеты, связав их с природой чувств и страстей, понятных и родственных русскому зрителю. Своих героев Пушкин показывал в моменты наивысших проявлений противоречия, терзавшего их души. Это "пограничное" состояние было для него наиболее интересно и становилось предметом эстетического отображения. Оно, словно растягиваясь во времени, давало возможность насладиться открывшейся в миг катастрофы Истинной:
Есть упоение в бою
И бездны мрачной на краю...
Написанные в 1830-1832 годах в Болдино "Маленькие трагедии"- "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во время чумы" -поднимают философские проблемы человеческого бытия. Посвятив свои короткие поэтические пьесы главным человеческим страстям - Скупости, Зависти, Любви и Вере - Пушкин в своих "Драматических изучениях" (как он сам назвал этот цикл коротких пьес) открыл путь формированию русского философского театра. Отобразив предельные конфликтные состояния своих героев, он с шекспировской мощью дал общечеловеческие характеры, переосмыслив типические сюжеты мировой драматургии. Образы, созданные Пушкиным, стали притягательными для многих выдающихся деятелей театра. Об их сценическом воплощении мечтали и современники поэта - актёры Василий Каратыгин, Иван Сосницкий, Яков Брянский, Михаил Щепкин и их великие последователи на драматической и музыкальной сцене - Константин Станиславский, Фёдор Шаляпин, Владимир Давыдов, Константин Варламов, Николай Симонов, Николай Черкасов...
Впервые "Маленькие трагедии" начали ставиться на русской сцене ещё при жизни Пушкина. "Моцарт и Сальери" был исполнен знакомцами Пушкина, актёрами Яковом Брянским и Иваном Сосницким, на сцене Александринского театра в 1832 году. Представление "Скупого рыцаря" должно было состояться в январе 1837 года, однако смерть поэта совпала с намеченной премьерой и спектакль был отменён. Впоследствии "Скупой рыцарь" был поставлен с великим Михаилом Щепкиным в главной роли и не раз возобновлялся на императорской сцене на протяжении всего XIX века.
Сальери в 1840 году сыграл Великий актёр-трагик Василий Каратыгин, а в 1902 году на сцене Эрмитажного театра в одном спектакле, представлявшим оригинальную пушкинскую версию "Моцарта и Сальери", встретились два гиганта русского драматического и оперного искусства Владимир Давыдов и Фёдор Шаляпин.
В 1915 году на сцене Московского художественного театра состоялся знаменитый "Пушкинский спектакль", создателями которого были режиссёр Вл. Немирович-Данченко и художник А.Бенуа. В составе спектакля шли "Моцарт и Сальери", "Каменный гость" и "Пир во время чумы". Роль Сальери в этом спектакле играл К.Станиславский, много размышлявший и экспериментировавший со сценическим словом, вдохновлённый поиском мелодии Пушкинского стиха.
На тексты "Маленьких трагедий" А С Пушкина были написаны конгениальные музыкальные произведения: опера А.Даргомыжского "Каменный гость", опера Н.Римского-Корсакова "Моцарт и Сальери" и опера С.Рахманинова "Скупой рыцарь". Начиная с Даргомыжского, все композиторы стремились предельно бережно интонировать пушкинский текст, находя созвучия его мелодики и образности. В итоге музыкальный театр получил потрясающий по психологической правде и убедительности материал, вскрывающий внутренний драматизм человеческой души, раздираемый конфликтами и неизбывными страстями.
Оперы, написанные на сюжеты пушкинских "Маленьких трагедий" с успехом исполнялись на сценах частных оперных театров и на императорской сцене, предоставляя певцам богатейший материал для раскрытия ярких человеческих характеров. Но наиболее значительным среди прочих были, безусловно, создания Фёдора Ивановича Шаляпина, создавшего гениальный образ Сальери.
Пушкинские "Маленькие трагедии", словно круги испытаний, ведут героев к прозрению, предчувствию вечной правды Бытия...
Александр Николаевич Бенуа (1870-1960)
Улица города. Эскиз декорации к трагедии "Моцарт и Сальери" А.С.Пушкина
Московский Художественный театр, 1914
Бумага, карандаш, акварель, белила
Александр Николаевич Бенуа (1870-1960)
Молодой человек. Эскиз мужского костюма к трагедии "Пир во время чумы" А.С.Пушкина
Московский Художественный театр, 1915
Бумага, карандаш, акварель, гуашь, тушь, белила
Александр Николаевич Бенуа (1870-1960)
Клерк. Эскиз мужского костюма к трагедии "Пир во время чумы" А.С.Пушкина
Московский Художественный театр, 1915
Бумага, карандаш, акварель, тушь, белила
Ф. Меньшов
Федор Иванович Шаляпин в роли Сальери о опере "Моцарт и Сальери" в опере Н.А. Римского-Корсакова
1907
Доска, выжигание
Виктор Семенович Басов (1901-1946)
Липорелло. Эскиз мужского костюма к трагедии "Каменный гость" А.С.Пушкина
Ленинград, Государственный театр-студия под руководством С.Э. Радлова
1937
Бумага, карандаш, гуашь
Матвей Андреевич Шишков (1832-1897)
Эскиз декорации к опере "Каменный гость" А.С.Даргомыжского.
Санкт-Петербург, Императорский Мариинский театр
1872
Бумага, акварель
Д.Н. Мовшин
Николай Константинович Симонов в роли Сальери в спектакле "Маленькие трагедии" по А.С. Пушкину
Ленинград, Государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина, 1962
Цифровая копия
Д.Н. Мовшин
Николай Константинович Черкасов в роли Барона в спектакле "Маленькие трагедии" по А.С. Пушкину
Ленинград, Государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина, 1962
Цифровая копия
Александр Михайлович Галеркин (1916-1988)
Портрет Нины Васильевны Мамаевой в роли Донны Анны в спектакле "Маленькие трагедии" по А.С. Пушкину
Ленинград, Государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина, 1963
Бумага, итальянский карандаш
Владимир Александрович Ковальчук (род. 1951)
Дон Жуан. Эскиз мужского костюма к опере "Каменный гость или Дон Жуан мертв" А.С. Даргомыжского
Москва, Театр "Школа драматического искусства", 1998
Бумага, цветный карандаши, цветные шариковые ручки, гуашь
Эдуард Степанович Кочергин (род. 1937)
Эскиз декорации к спектаклю "Я шел к тебе..." по А.С. Пушкину
Санкт-Петербург, Государственный Пушкинский театральный центр
Псков, академический театр драмы им. А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина (Александринский)
Премьера 1995
Бумага, карандаш, цветные карандаши, тушь, перо, белила
**************************************************************************
Следующая часть выставки посвящена поэтической драме А.С. Пушкина "Русалка".
Театральные и литературный сюжеты Пушкин считал непревзойдённой школой чувств и самосовершенствования. Сострадание вымышленным и представляемым на сцене героям есть непревзойдённое качество человека:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь...
Пушкин является создателем поэтической драмы, где любовь и взаимность как самые сокровенные человеческие чувства проходят испытания суровой прозой жизни, открывая настойчивую потребность быть верным счастливым берегам юности и неподдельной искренности, той поэзии, который Бог одаривает каждого человека. Значение этого дара как истинного счастья человек, к сожалению, ощущает слишком поздно:
Я счастлив был, безумец!... и я мог
Так ветрено от счастья отказаться.
В юности в петербургском театре Пушкин видел немало так называемых "волшебных опер", где герои, одержимые любовью друг к другу, но разлучённые, ввергнутые в несчастье и гибнущие в пучине враждебной жизни, через ряд магических превращений, побеждая злые и роковые силы, вновь встречались, возрождаясь в вечном, но уже в нереальном, бесстрастном, запредельном мире. Такова была серия спектаклей о русалках, среди которых "Леста, или Днепровская русалка"А. Шаховского с музыкой Фердинанда Кауэра, Катерино Кавоса и Степана Давыдова вышла на подмостки как раз в тот год, когда Пушкин стал завсегдатаем театра. Сюжет трагической истории любви, несовместимой с прагматическими законами жизненной реальности, волновал Пушкина, который был увлечён мыслью о создании настоящей поэтической трагедии. История Князя, влюблённого в дочку Мельника, но вынужденного разлучиться с возлюбленной и выбрать жену "не по сердцу кавычка", трагическая история несчастной мельничихи Наташи, которае бросается в воды Днепра и возрождается в образе русалки, история её отца, Мельника, который от горя сходит с ума и мнит себя вороном, кружащим над заброшенной мельницей жизни, - всё это в интерпретации Пушкина одновременно и ходячий общеевропейский романтический сюжет, и сугубо русская поэтическая народная драма. Герой его "Русалки" вдруг ощущает неизбежность и неодолимое влечение искупить свою вину перед некогда преданной им любовью... И это обострённое чувство совестливости - непреложное свойство русского человека:
И этому всё я виною! Страшно
Уума лишиться. Легче умереть.
"Русалка" была написана в 1829 году, но опубликована как незаконченное сочинение лишь после смерти поэта в 1837 году, а уже в 1838 состоялась её премьера на сцене Александринского театра. Затем на протяжении XIX века она не раз появлялась на императорских ценах обоех столиц.
"Русалку" считали одной из маленьких трагедий, спорили о её завершённости, о порядке эпизодов, зачастую включали в один спектакль с другими драматическими отрывками Пушкина. Так поступил режиссёр Алексей Дикий, исполняя её в составе "Пушкинского спектакля" (1937) в БДТ наряду с "Моцартом и Сальери" и "Сценами из рыцарских времён". Так делал и Владимир Рецептер, актёр и режиссёр, осуществивший постановку спектакля "Я шёл к тебе..." (1995) на сцене Псковского академического театра драмы, включив "Русалку" в одну композицию с другими маленькими трагедиями и стихами великого поэта. Неоднократно "Русалка" служила основой для экспериментальных и студенческих спектаклей, среди которых запомнился спектакль студентов ГИТИСа, поставленый в год двухсотлетия Пушкина.
В 1855 году композитор А. Даргомыжский написал оперу "Русалка", положив в её основу пушкинский текст, но досочинив некоторые хоровые сцены и финал. Премьера оперы состоялась в Петербурге в 1856 году на сцене Театра-цирка - будущего Мариинского театра. И с тех пор это произведение прочно вошло в репертуар русского театра, а образы пушкинских героев в музыкальном их воплощении стали неотъемлемой частью русской культуры. В партии Мельника выступал великий Фёдор Шаляпин, с поразительной силой раскрывая этот скроенный из парадоксов человеческой натуры образ, где любовь к дочери сочетается с циничным практицизмом и алчностью, где горе и страдания переплетены с сарказмом и ёрничаньем. Лирическую же линию тоски Князя по утраченной любви с пронзительной проникновенностью раскрыли великие русские теноры - Леонид Собинов, Сергей Лемешев и Иван Козловский. Партия мельничихи Наташи, построенная на светлой непосредственности, искренности, неожиданно обнаруживающимся трагизме и силе эмоции, принадлежала к числу "коронных" для русских драматических сопрано.
На русской драматической и оперной сцене пушкинская "Русалка" - непременная часть репертуара, ибо несёт в себе вечное напоминание об искренности и поэзии как неотъемлемой части души.
Степан Федорович Александровский (1842 - 1906)
Портрет Евлалии Павловны Кадминской в роли Княгини в опере "Русалка" А.С. Даргомыжского
Москва, Императорский Большой театр, 1870-е
Картон, акварель
Лоренс Альфред (1830 - 1896)
Осип Афанасьевич Петров в роли Мельника в опере "Русалка" А.С. Даргомыжского
Санкт-Петербург, Императорский Мариинский театр
Из фотоальбома "Русская опера. Коллекция Я. Сахар"
1865-1866
Цифровая копия
Лоренс Альфред (1830 - 1896)
Юлия Федоровна Платонова в роли Наташи в опере "Русалка" А.С. Даргомыжского
Санкт-Петербург, Императорский Мариинский театр
Из фотоальбома "Русская опера. Коллекция Я. Сахар"
1865-1866
Цифровая копия
Василий Дмитриевич Поленов (1844 - 1927)
Эскиз декорации к первому действию оперы "Русалка" А.С. Даргомыжского
Московская частная русская опера (Опера Мамонтова), 1895-1897
Бумага, уголь акварель
Мариан Николаевич Конарский (? - 1901)
Надежда Васильевна Салина роли Наташи в опере "Русалка" А.С. Даргомыжского
Московская частная русская опера (Опера Мамонтова), 1885-1888
Цифровая копия
Вольф (Василий) Григорьевич Чеховский (середина XIX - 1924)
Федор Иванович Шаляпин в роли Мельника в опере "Русалка" А.С. Даргомыжского
Московская частная русская опера (Опера Мамонтова), 1895-1897
Цифровая копия
Леонид Витальевич Соболев в роли Князя в опере "Русалка" А.С. Даргомыжского
Москва, Императорский Большой театр, 1900-1901
Цифровая копия
Иван Андреевич Малютин (1891 - 1932)
Цыганки. Эскиз женских костюмов к опере "Русалка" А.С. Даргомыжского
Москва, Опера С.И. Зимина, [1916]
Картон, гуашь
На этом первую часть публикации, посвященной выставке "Пушкин и театр" заканчиваю. Продолжение -
в следующей публикации. Текст, выделенный курсивом, взят из сопроводительных материалов к выставке - © Театральный музей им. А. А. Бахрушина