Псков. Выставка "Десять веков русской архитектуры". Часть 2. Барокко-Классицизм-Ампир

Dec 12, 2024 12:45


Сегодня публикую вторую часть фотоотчета о выставке "Десять веков русской архитектуры. Шедевры из собрания музея архитектуры имени А.В. Щусева", которая проходила в Пскове в палатах Постникова с 7 сентября по 27 октября этого года. Первая часть была посвящена архитектуре древнерусского периода, который как известно, закончился вместе с XVII веком. А сегодня речь пойдет об архитектурных стилях, утвердившихся в России в ХVIII - начале XIX века. Это барокко, классицизм и ампир.





ПЕТРОВСКОЕ БАРОККО. ПЕРВЫЙ СТИЛЬ.

На протяжении всей своей истории, начиная с конца X века, русская каменная архитектура существовала и эволюционировала в основном в русле византийской традиции, представляя собой уникальноя, постоянно развивающееся и обогащающееся явление.
Многочисленные реформы Петра I превращение России в Империю, колоссально повлияли на все сферы жизни огромной страны. Русская культура кардинально меняет вектор своего развития, становясь частью европейской культуры. По приглашению Петра из-за границы пребывают учёные, инженеры, живописцы, скульпторы, гравёры и, конечно, архитекторы. Для строительства Санкт-Петербурга в Россию приезжают Доменико Трезини, Жан-Батист Леблон, Георг Маттарнови, Андреас Шлютер, Джованни Фонтана, Бартоломео Растрелли и другие мастера. Приглашённые специалисты должны были передать русским зодчим свои знания и технологии. В результате петровских преобразований в России приходит первый полноценный архитектурный стиль - барокко.



Русское барокко первой трети XVIII столетия традиционно именуют "петровским барокко". Это был архитектурный стиль, возникший под влиянием голландской, немецкой и шведской гражданской архитектуры. В отличие от пышного французского или итальянского барокко, северный извод стиля отличался гораздо более простыми композиционными решениями, сдержанными формами и декорацией. Характерными чертами петровского барокко стали симметрия в композиции и декоре, применение ордерной системы, высокие кровли "с переломом", графичная декорация фасадов с обилием плоского руста и такими же плоскими оконными "наличниками с ушками". Регулярной, то есть правильной, становится и планировка внутренних помещений: залы выстраиваются в одну линию, образуя анфиладу.

Вместе с новым стилем приходят и совершенно новые типы зданий: административные - здания коллегий, общественные - театры, научные учреждения и парковые павильоны, мемориальные - триумфальные арки, и, конечно, жилые - городские и загородные дворцы. Традиционный крестово-купольный тип храма Пётр пытается заменить европейской базиликой - однако это новшество не прижилось на русской почве.



Кунсткамера в Санкт-Петербурге. 1718-1734 гг.
Архитекторы: Георг Иоганн Маттарнови, Михаил Земцов, Николай Гербель, Гаэтано Киавери
Э. Берштейн. Вид с Невы. 1951 г.
Бумага, линогравюра



Палаты Троекуровых в Москве. 1691-1696 гг.
Неизвестный автор. Фасад. 1930-е гг.
Бумага, тушь, акварель



Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. 1690-1704 гг.
К. Бодри. Усадьба Дубровицы. 1881 г.
Холст, масло

Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах, возведенный по заказу князя Бориса Голицына, вероятнее всего был создан ительянскими мастерами. Он представляе собой совершенно не типичное для русской архитектуры столпообразное сооружение, с планом в форме четырехлистника. Главная особенность храма - великолепное скульптурное убранство: объемные белокаменные скульптуры, тончайшая резьба, покрывающая плоскость стен, пышные наличники. Венчает композицию ажурная золоченая корона, заменяющая собой традицонную церковную главку.



Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. 1690-1704 гг.
Неизвестный автор. План. 1940-1950-е гг.
Копия.



Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня) в Москве. 1704-1707 гг.
Архитектор: Иван Зарудный
К.Лопяло. Реконструкция первоначального облика по Э.Грабарю. 1970-е гг.
Бумага, тушь, акварель



Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге. 1703-1740 гг.
Архитектор: Доменико Трезини
Неизвестный автор. Вид с юго-запада. 1820-е гг.
Бумага, литография

Для составления генерального плана новой столицы Петр I пригласил архитектора Доменико Трезини. Его проект, утвержденный в 1716 году, предполагал размещение административного и торгового центра на Васильевском острове. Здесь должна была развернуться регулярная система улиц, площадей, каналов, включающая бассейны для судов и большой прямоугольный парк в северной части. Несмотря на то, что проект Трезини не был осуществлен в полной мере, благодаря многочисленным картам и гравюрам, он получил широкую известность в Европе. Одним из первых издателей, опубликовавших подобную карту города, стал немецкий гравер и картограф Иоганн Хоманн.



И. Хоманн.
Карта города Санкт-Петербурга и карта течения реки Невы от Ладожского озера до Финского залива. 1716 г.
Бумага верже, офорт, акварель



Кунсткамера в Санкт-Петербурге. 1718-1734 гг.
Архитекторы: Георг Иоганн Маттарнови, Михаил Земцов, Николай Гербель, Гаэтано Киавери
Г. Качалов. Восточный фасад Императорской библиотеки и Кунсткамеры
Из альбома "Палаты Санкт-Петербургской Императорской Академии наук и Кунсткамеры, в которых представлены планы, фасады и профили". 1741 г.
Бумага, гравюра

В 1714 году для увеличения темпов застройки новой столицы Пётр I издал указ о запрете каменного строительства по всей России, кроме Санкт-Петербурга. Для создания единого парадного облика города был введён целый ряд правил: новые жилые дома должны были располагаться не в глубине участка, а по красной линии улици в один ряд с соседними. Для придания им единообразия Доменико Трезини разработал несколько типовых проектов, которыми мог воспользоваться любой желающий. Они отличались площадью, этажностью и, как следствие, стоимостью возведения.



Д. Трезини. Типовой проект загородного дома с усадьбой.
Генеральный план усадьбы, планы и фасады павильонов, фасады ворот. XVIII в.
Бумага, гравюра резцовая



Неизвестный автор. Вид на центр Санкт-Петербурга с Невы
Первая половина XVIII в.
Бумага, гравюра, акварель

БАРОККО.  КУЛЬМИНАЦИЯ



Наивысшего расцвета стиль барокко в России достигает в середине XVIII века, в яркую эпоху правления Елизаветы Петровны. Исследователи нередко называют этот период началом эпохи Просвещения в России: большое внимание императрица уделяла вопросам науки, культуры и образования. Именно в это время был основан Московский университет и Академия художеств, перестроены Зимний дворец и Екатерининский дворец в Царском Селе.

Архитектуру этого периода нередко именуют "елизаветинским барокко" - по имени главный заказчицы - или "растреллиевским барокко" - по имени ведущего архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Масштаб самих построек увеличивается в несколько раз: длина фасадов дворцовых и административных зданий нередко достигает 200-300 м, а их оформление поражает пышностью и богатством форм.



Для визуального разнообразия столь протяжённых построек крайне важным становится усложнённый ритм: его формируют ризолиты - выступающие объемы здания, полуколонны и трёхчетвертные колонны, сдвоенные, стройнные или одинарные, малого или большого ордера, расположенные в разных ярусах. Плоскость стены - чаще всего ярко-зелёного, голубого или разбелённого красного цвета - становится практически не видна за пышными наличниками окон с вычурными завитками, львиными масками и спиралями волют. Верхнюю линию фасадов будто разрезают разные по форме аттики и фронтоны: треугольные, лучковые и разорванные. Во всём этом великолепии особенно важным становится принцип контраста, цветов, размеров.

Для барочной культуры в целом, с её музыкальностью, балами, фейерверками и маскарадами, крайне важным оказывается принцип динамики, внезапно раскрывающихся ракурсов, шутливых обманок и иллюзий в оформлении интерьеров. Всё это призвано вызвать у зрителя яркий эмоциональный отклик.



Повильон Эрмитаж в Екатерининском парке в Царском Селе. 1744-1755 гг.
Архитекторы: Михаил Земцов, Франческо Растрелли
М.Махаев. "Эрмитаж в Саду Ея Императорского Величества дворца в Царском Селе". 1761 г.
Бумага верже, гравюра резцовая



Смольный монастырь в Санкт-Петербурге. 1748-1845 гг.
Архитекторы: Франческо Растрелли, Юрий Фельтен, Василий Стасов
Базир. Общий вид и генеральный план. Вторая половина XVIII в.
Бумага верже, гравюра резцовая



Смольный монастырь в Санкт-Петербурге. 1748-1845 гг.
Архитекторы: Франческо Растрелли, Юрий Фельтен, Василий Стасов
С. Яремич. Вид с запада. 1908 г.
Бумага, акварель, сангина



Зимний дворец в Санкт-Петербурге. 1754-1762 гг.
Архитектор: Франческо Растрелли.
К. Шульц. Вид со стороны Адмиралтейства. Первая четверть XIX в.
Бумага, литография



Собор Успения Пресвятой Богородицы в Смоленске. 1677-1772 гг.
Д.Савицкий. Вид на собор с лестницы. 1915 г.
Бумага, карандаш, акварель, тушь

Отдельным направлением в развитии русского барокко становится архитектура восточной части России, получившая название "сибирское барокко". Это довольно условный термин объединяет постройки XVIII - нач.  XIX столетия, в которых черты европейского барокко дополняются не характерными для других областей страны местным декором, с явным влиянием восточной культуры. Один из распространённых элементов - так называемые "пламенеющие" сандрики, связываемые некоторыми исследователями с образом языков пламени, часто окружающих голову Будды в искусстве Востока.



1. Иосифовский корпус (Палаты Иосифа Золотого) на Архиерейском дворе в Вологде. 1764-1769 гг.
С. Шиманский. Вид с севера. Фотография 1940-х гг. Копия
2. Крестовоздвиженская церковь в Иркутске. 1747-1760 гг.
Неизвестный автор. Вид с юго-запада. Фотография 1935-1940-х гг. Копия
3. Крестовоздвиженская церковь в Иркутске. 1747-1760 гг.
Неизвестный автор. Портал. Фотография 1935-1940-х гг. Копия
4. Собор Иконы Божией Матери Знамение. 1768-1801 гг.
У. Брумфилд. Вид с юга. Фотография 1999 г. Копия





Колокольня Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде. 1741-1770 гг.
Архитектор: Дмитрий Ухтомский
А. Любимов, Ю.Сивакова. Макет - реконструкция первоначального замысла Д. Ухтомского. 1934 г.
Дерево, гипс, металл, папье-маше, тонировка

КЛАССИЦИЗМ.  ЗОЛОТОЙ ВЕК.



С приходом к власти Екатерины II в русском искусстве наступает эпоха Просвещения, нашедшая отражение в стиле классицизм, который стал полной противоположностью предшествующему ему барокко. В отличие от яркого и нарочито театрального барокко, классицизм стремился к чёткости и рациональности, отражая во многом личный вкусы императрицы.

Термин "классицизм" восходит к латинскому "classicus" - образцовый. Глубокое изучение античного наследия: скульптуры, живописи, архитектурных сооружений и теоретических трактатов, приводит к попыткам строгого следования образцу - искусству Древней Греции и Рима. В архитектуре это проявляется в применении ордерной системы, обращение к чётким ясным пропорциям, использование классического набора архитектурных элементов: колонн, фронтонов, портиков, включение в оформление антиков - копий античных скульптур. Классические фасады весьма сдержанны - в том, как скомпонованы детали, чувствуется спокойный размеренный и торжественный ритм.

Интересно, что в европейской архитектуре обращение к античному наследию начинается задолго до XVIII века. Так, внутри европейского классицизма ярко выделяется отдельное направление - палладианство. Его приверженцы в своих работах следовали принципам Андреа Палладио - итальянского архитектора XVI века, автора теоретического трактата "Четыре книги об архитектуре", ставшего настольной книгой для многих архитекторов-классицистов. Палладианство на русскую почву принесли итальянец Джакомо Кварнеги и шотландец Чарльз Камерон, а наибольшее отражение оно нашло в творчестве Николая Львова.



Дворец в Павловске. 1782-1805 гг.
Архитекторы: Чарлз Камерон, Винченца Бренна, Джакомо Кварнеги, Андрей Воронихин
К. Беггров. Вид на парковый фасад. Конец 1830-х гг.
Тонированная бумага, литография, литография, акварель, лак



Проект Большого Кремлевского дворца в Москве. 1769-1773 гг.
Архитектор: Василий Баженов
И. Жерен, Н. Чичагов "Фасад прожектированного дворца в Кремле архитектором Баженовым в царствование Екатерины II"
из издания "Москва, или Исторический путеводитель по знаменитой столице Государства Российского". 1827 г.
Бумага, литография

В первые годы своего правления Екатерина II загорелась идеей переноса в Москву части правительственных учреждений. Она поручает архитектору Василию Баженову построить здание коллегий в Московском Кремле. Однако архитектор решает не ограничиваться проектом одного административного здания и создаёт грандиозный проект реконструкции всего исторического центра Москвы. Он предлагает расчистить от старой застройки территорию Кремля, сохранив лишь наиболее значимые постройки, а в южной его части на месте снесённых кремлёвских стен возвести колоссальный по масштабу Кремлёвский дворец. Длина фасада, обращённого к реке, должна была составить более 1200 м.



Увеселительные строения по случаю празднования Кючук-Кайнарджийского мира на Ходынском поле в Москве. 1775 г.
Архитектор: Василий Баженов
Е. Федосеев по рисунку М. Казакова. Фейерверк. Действие IV. 1775 г.
Бумага, офорт



Ф. Алексеев. Вид на Сенатский дворец и Арсенал в Московском Кремле. 1800-е гг.
Бумага, тушь, акварель

Фёдор Алексеев - один из первых в русской живописи мастеров городского пейзажа. Специально по заказу императора Павла I в 1800 году он был командирован в Москву для "снятие видов" Первопрестольной. Итогом работы, которая шла полтора года, стало несколько десятков акварелей и рисунков. Особая ценность работ Алексеева в их исторической документальности, чёткой фиксации памятников архитектуры, многие из которых были утрачены в пожаре 1812 года.



Сенатский дворец в Москве. 1776-1787 гг.
Архитектор: Матвей Казаков
М.Казаков. Разрез Большого (Екатерининского) зала. Первоначальный вариант. 176 г.
Бумага, тушь.

Екатерининский зал Сенатского дворца примечателен не только с точки зрения архитектуры, но и как инженерный прорыв своего времени. Купол над залом диаметром 25 м был сложен из кирпича, а толщина перекрытий составила всего 27 см. Лёгкая конструкция опиралась на стены и колонны. Существует легенда, что когда купол Сената был готов, и оставалось лишь снять поддерживающий его временные деревянные конструкции, рабочие внезапно отказались это делать, испугавшись, что купол может рухнуть. Чтобы доказать надёжность своей постройки, Казаков сам забрался на крышу и спустился только после того, как все стропила сняли.



Дом Н.Калинина и А. Павлова в Москве. 1785-1790 гг.
Неизвестный автор. Главный фасад из "Первого альбома партикулярных строений" М.Казакова. 1785-1790 гг.
Бумага верже, акварель, тушь



Казанский собор в Санкт-Петербурге. 1801-1811 гг.
Архитектор: Андрей Воронихин.
Неизвестный автор. Вид со стороны Невского проспекта. 1830-1850-е гг.
Бумага, хромолитография

Строительству Казанского собора в Санкт-Петербурге предшествовал архитектурный конкурс, победителем в котором стал Андрей Воронихин. Выбранное место требовало решение непростой градостроительной задачи. По правилам церковного строительства вход в собор, ориентированный алтарем на восток, должен был быть устроен с запада - со стороны Казанской улицы. При этом заказчику Павлу I хотелось, чтобы храм напоминал Собор Святого Петра в Риме, с большой площадью и колодннадой, обращённой к Невскому проспекту. Воронихин переносит главный вход на север и превращает боковой фасад в главный, оформляя его портиком и полукруглой двойной колоннадой.



Биржа в Санкт-Петербурге. 1805-1816 гг.
Архитектор: Жан Франсуа тома де Томон
Неизвестный художник. Вид с Невы.
Из альбома видов Санкт-Петербурга 1826-1827 гг.
Бумага, литография



Усадьба Грузино в Новгородской области. 1799-1814 гг.
Архитектор: Федор Димерцов
И. Семенов. Вид площади у госпиталя. Из комплекта "Виды села Грузино". 1822 г.
Бумага, литография, акварель

Усадьба графа Алексея Аракчеева Грузино на берегу реки Волхов - яркий пример усадебной архитектуры эпохи классицизма. По заказу владельца в 1820-е годы была выполнена серия литографии с видами ансамбля. Гравюры вышли крайне ограниченной серией. Альбом представляет собой настоящую библиографическую редкость. В годы Великой Отечественной войны усадьба была полностью разрушена, поэтому альбом с подробным изображением всех построек остаётся чуть ли не единственным источником для изучения великолепного архитектурного комплекса.



Колыванская церковь. 1780-е гг.
Архитектор: Николай Львов
Н.Львов. Западный фасад. Половина плана. 1780-е гг.
Бумага верже, тушь, акварель, карандаш

Николай Львов  -уникальный мастер эпохи классицизма, не только архитектор, но и инженер, изобретатель, историк, ботаник, переводчик, поэт, драматург и композитор. Львов - самый яркий представитель палладианства в русской архитектуре. Проект церкви, явно вдохновлённый образами идеальных центрических храмов эпохи Ренессанса, по всей видимости, был разработан для Колывано-Воскресенского завода в Алтайском крае. Там с конца XVIII века изготавливались декоративные изделия из камня для столичных дворцов. Получить такой заказ Львов мог благодаря своему родственнику Михаилу Соймонову, президенту Берг-коллеги, ведавшей вопросами горного дела.



Неизвестный автор. Генеральный план перепланировки Костромы. 1784 г.
Копия

Одним из символов эпохи Просвещения стала градостроительная реформа, начата Екатериной II в 1763 году. Стремление к рациональности и порядку отразилось в создании системы регулярной планировки городов, которая должна была прийти на смену живописной, плотной и хаотичной старой застройке. Так появилось и "веерная" планировка Костромы: центральный улицы, словно лучи, симметрично расходятся от главной площади, обрамлением которой становится Торговые ряды, выстроенные в духе классицизма.



Красные Торговые ряды (Гостиный двор) в Костроме. 1798-1793 гг.
Архитектор: Степан Воротилов
Б.Дунаев. Вид с запада. Фотография 1910-х гг. Копия.



Пожарная каланча в Костроме. 1824-1827 гг.
Архитектор: Петр Фурсов
Б.Дунаев. Главный фасад. Фотография 1910-х гг. Копия.

АМПИР.  АРХИТЕКТУРА ТРИУМФА



Ампир - стиль победителей, воплощение в искусстве триумфального настроения после победы в Отечественной войне 1812 года. Само слово "ампир" происходит от французского "empire" - империя. Главный источник вдохновения для архитекторов ампира - искусство Римской империи.

Именно из Рима берёт начало традиция возведения триумфальных колонн и триумфальных арок. Возвращаясь с победой из похода, римские воины проезжали через арку, метафорически смывая с себя кровь поверженных противников. Для этого ритуала римляне возводили временные деревянные арки, А позже уже увековечивали память о победе в камне.

В 1814 году по заказу московского главнокомандующего на въезде в город была выстроена деревянная арка для встречи возвращающихся с победой русских войск. Спустя 20 лет на месте временной появилась монументальная арка, созданная архитектором Осипом Бове. В чугунной скульптуре, украшающий арку, появляются излюбленные для ампира темы: сцены битв, стилизованные под античные, композиции из трофеев, фигуры крылатых Слав, трубящих о победе.

Москва практически полностью выгорела в страшном пожаре Отечественной войны 1812 года. В процессе восстановления в Первопрестольной появляются первые полноценные городские ансамбли: Красная площадь, площадь перед Большим театром, Александровский сад. Восстанавливая свои сгоревшие усадьбы, москвичи также обращаются к стилю ампир, украшая новые дома ротондами, портиками и изысканными рельефами, нередко иллюстрирующими "Одиссею".

Ампир - стиль просторных площадей и широких проспектов, соединяющихся в торжественные городские ансамбли. Ярче всего ампир проявился в столице Российской империи - в Санкт-Петербурге. Архитектор Карл Росси создаёт грандиозный ансамбли, самый значимый из которых -Дворцовая площадь с величественной Триумфальной аркой здания Главного штаба. Именно ампирная площадь показывает, насколько выразительным может быть открытое пространство в обрамлении архитектуры.



Арка Главного штаба в Санкт-Петербурге. 1819-1828 гг.
Архитектор: Карл Росси
А. Иглин "Арка Генштаба. Ленинград". 1945 г.
Бумага, ксилография



Триумфальная арка на площади Тверской заставы в Москве. 1827-1834 гг.
Архитектор: Осип Бове; скульптор: Иван Витали
В. Рыбинский, Э. Лилье. "Вид Триумфальной арки во время въезда императора Александра II 17 августа 1856 года".
1856 г.
Бумага, литография



Храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году. 1813-1823 гг.
Архитектор: Николай Алферов.
Неизвестный автор. Общий вид на храм-памятник. Издательство "Литорграфия М.Щурова". 1838 г.
Бумага, литография

На волне национально-патриотических настроений, после победы в Отечественной войне 1812 года, архитектор Николай Алфёров возводит в Казани храм-памятник в честь взятия Казани в 1552 году. Несмотря на то, что речь шла об увековечении событий средневековой истории, храм решён в современном стиле ампир. В облике здания архитектор обращается одновременно к формам египетских пирамид и греческих храмов - с четырёх сторон к усечённой пирамиде представлены классические портики.



А. Григорьев. Проект жилого дома. Фасад.
Первая половина XIX века.
Бумага, тушь, акварель



На этом часть выставки, посвященной архитектурным стилям, утвердившимся в России в XVIII - начале XIX века, я заканчиваю.  В следующей части разговор пойдет о веяниях в отечественной архитектуре конца XIX века и в ХХ веке. Продолжение следует...

Напоминаю, что текст, выделенный курсивом, взят мной из сопроводительных материалов к выставке - © Музей архитектуры им. А.В. Щусева.

Псков, Фоторепортаж, Выставки, Псковский музей-заповедник

Previous post Next post
Up