Все-таки попробую описать свои впечатления, может, сама в них разберусь заодно :) Ну, и просто на память. Все, как говорится, полное имхо, тем более, сразу признаюсь, что книгу я не читала и вообще Достоевского не люблю.
Впечатления очень странные.
(
Read more... )
Comments 34
У него был замечательный замысел - показать "идеально прекрасного человека". Который в результате раздвоился на "Идиота" и вот "Бесов" с Николаем, у которого, казалось, были все данные стать "идеально прекрасным", и вот что выросло, то выросло.
В "Идиоте" сочувствовать можно многим ИМХО, несмотря на очевидные негативные черты. А вот в "Бесах" - так и в книге, мерзость и мерзость.
Reply
Да, в "Идиоте", конечно, герои поприятнее, но все равно нормальных там не помню совсем.
Reply
Reply
А кто такой господин Р.?
Reply
Нормальных и в книге нет.
Совершенно случайно я примерно в то же время, что и "Бесов", прочитала "Некуда" Лескова. Писатель совершенно другой, а атмосфера очень похожая, и то же самое ощущение безысходности. Возможно, время такое было, безысходное. :(
Reply
Reply
Reply
Но именно у Достоевского с какой-то мстительной злобой показано, какие они все идиоты, что вообще пытались (точнее, те, кто пытались - идиоты).
Reply
Его внутренняя мораль сопротивлялась тому, что происходило и в тоже время он оказался заложником своей гипер чувствительности и ответственности за несчастья других. Понимал, что нужно что-то менять в России... В общем, сложно там все.За отзыв большое спасибо! Очень захотелось перечитать книгу и, может быть, посмотреть спектакль.
Reply
Получается, он просто описал свои ощущения и сам не предлагал никакого выхода из ситуации?
А диалог такой в спектакле есть почти слово в слово.
Интересно, в одной статье про спектакль почти двадцатилетнй давности я прочла, что Абрамов устарел, а Достоевский нет. А по-моему, наоборот. Абрамов оказался как никогда современен, увы.
А мне захотелось перечитать Толстого :))
Reply
А про какого Абрамова ты говоришь, что то никого не могу вспомнить. Заинтересовала!
Reply
А просто свое видение. Например, что спасение - в вере. Или "мир спасет доброта" и т.п.
Но действительно в том же МДТ есть и вполне безысходные спектакли, например, те же "Три сестры". Но почему-то воспринимается не так. Возможно, опять же потому, что люди все "нормальные", хорошие и неглупые, кажется, что не может у них в жизни быть все настолько бессмысленно...
Абрамов - это же "Братья и сестры" :)
Reply
Reply
Другие театры, конечно, существуют, и я туда даже иногда хожу, но почти всегда это оказывается настолько несопоставимо с уровнем Додина, что я их просто не воспринимаю всерьез.
Кроме того, именно в спектаклях МДТ все авторы и произведения для меня открываются с новой стороны. Например, пьесы Чехова я тоже не очень люблю, долго мучилась, идти ли на спектакли по нему. Потом решилась - и оказалось, что я их просто не понимала. Я вообще плохо умею читать пьесы, я не очень хорошо представляю мизансцены, эмоции, если они не описаны от автора, как в повествовательных произведениях.
"Братья и сестры" Абрамова я, увы, пока вообще не осилила, а спектакль обожаю. Там все очень доступно и в то же время совершенно не упрощенно.
Достоевский - это еще что, я вот на "Чевенгур" собираюсь пойти, это, наверное, совсем тяжело будет :)
Reply
А по поводу остальных театров они с твоим мнением согласны. =)
Reply
Когда-то очень понравились "Дни Турбиных", а все остальное как-то не очень.
А на что именно они советуют сходить?
Reply
Reply
Только у Достоевского почему-то души изначально больны. Если бы исследовалась душа обычного человека, попавшего в экстремальную ситуацию, это было бы интереснее, мне кажется.
А все эти «Бога нет, поэтому я Бог", "Нужно быть действительно великим, чтобы суметь устоять даже против здравого смысла" - по-моему, это просто бессмыслица, хотя и красивая.
Reply
У какого-нибудь обычного человека, возможно, есть мысль "Бога нет, поэтому я Бог" в своих обрывках или смягченном варианте (например, "почему это ему можно, а мне нельзя" - когда нравственного закона внутри нет, он выносится наружу, а снаружи "ему можно").
У других обычных людей этой мысли нет, но есть, например, мысль о том, что такое свобода - и свобода как вседозоволенность, как "свобода от" через пару ходов приводит к "свободе от здравого смысла" и "величии этой позиции".
Поэтому Достоевский, на мой взгляд, исследует вполне обыденные мысли, но под микроскопом и в их законченном оформлении. В этом смысле, он больше художник, чем реалист, и больше философ, чем бытописатель. Здесь, кстати, он смыкается с Цветаевой, которой тоже свойственно "додумывание мысли до самого конца".
Таков его вид рассуждений о вечности.
И, согласна с тобой, снаружи это иногда смахивает на паноптикум.
Reply
Кроме последней фразы.
Ну, какой смысл может иметь мысль "Бога нет, поэтому я Бог"? Это же противоречит логике.
Это все равно, что сказать: "Вечных двигателей нет, поэтому я вечный двигатель" :))
Я, конечно, занудствую, но только отчасти.
А кроме того, для того чтобы строить цепочку псевдологических умозаключений на посылке "Бога нет", не мешало бы эту самую посылку хоть как-то аргументировать :)
Reply
Leave a comment