Я здесь не собираюсь идти стопами обитателей форумов на
http://hauteecole.ru/ или
http://horseplanet.ru/ (спасибо
dreamcatcherrr за ссылки) и действовать подобно сфифтовским йэху, описывать которых так любит Невзоров в своей книге и фильме. То есть, я не собираюсь кидаться палками и дерьмом (пардон за мой французский, но сама книга полна таких эпитетов) в сторону тех, кто думает не так как я.
Я просто хочу проанализировать эту книгу и составить о ней собственное мнение... и постараюсь, чтобы оно было беспристрастным...
Собаки лают , а караван идет, гласит народная мудрость. Но не погавкать не могу. Не в сторону определенного каравана, но хотя бы на луну.
Вряд ли весь анализ уместится в одном посту, так что это первая часть... ох, даже не знаю, с чего начать. Наверное, с моей позиции.
Если верить
формулировкам Невзорова, я принадлежу как раз к этому убогому племени "навозных мальчиков и девочек", которые имеют понты, не умея ничего и не зная ничего о лошади, ее поведении, ее физиологии.
Стоп, стоп... лучше я сделаю так, напишу основные идеи, которые мне удалось уловить во время прочтения книги, и выскажу собственное мнение по этому поводу в каждом пункте. Да, так и сделаю.
Оговорюсь также, что Невзоров - опытный журналист, умеет владеть словом мастерски, почти вся его книга - это НЛП какое-то, постоянный повтор слов "боль", "мучения лошади" и так далее...Большую часть книги составляют, конечно, не советы людям, которые раскаялись и решили последовать за ним, а перечисление всевозможных лошадиных страданий и их обличение.
Невзоров мастерски использует цитаты как доказательство собственной правоты. Он очень часто цитирует Филлиса, и делает это так, что смысл фразы искажается очень сильно. Сейчас я сижу, на столе передо мной труд Филлиса и книга Невзорова. Попытаюсь разобраться...
сначала цитаты из пролога ЛЭ:
"... я, пожалуй, более авторитетно, чем кто-либо, могу говорить об этих ее (лошади) чертах, воспитав без всякого насилия, без всякой грубости, без ремешков, железок и палок достаточное количество лошадей..."
вот что было написано в рецензии самой книги:
" это первая за всю историю человечества книга,рассказывающая правду об отношениях лошади и человека (...) в этой книге раскрыты многие секреты воспитания лошади. Содержится правда о мучительской сути конного спорта. Подлинная история кавалерии и история тех беспощадных средств болевого принуждения и подчинения..."
Ну, а теперь по пунктам.
1. Железо - это зло для лошади.
Невзоров отвел теме "железа" очень большую главу в книге, описывая, какие орудия пыток придумывали люди для лошадей в течение многих веков. Не буду сейчас вдаваться в подробности, но здесь он бескопромиссен. Если ты хочешь заниматься по его системе, трензеля и мундштуки с пилямами и прочими железяками должны исчезнуть из твоей экипировки.
Да, согласна, трензель (я не говорю о мундштуках и прочих наворотах) способен причинить сильнейшую боль лошади, но я не видела ни в одном пособии для верховой езды ( я имею в виду книги авторитетных авторов), чтобы тренера (или спортсмены) написавшие это, учили бы людей грубить этим трензелем. Напротив, почти во всех книгах написано, как можно воздействовать на рот лошади как можно мягче. Ну да, понятия "мягкое железо" для Невзорова не существует, ибо любой трензель доставляет лошади дискомфорт хотя бы одним присутствием во рту. Но... такой же дискомфорт доставляет туша всадника, даже самого умелого, трясущаяся на спине лошади. Вряд ли лошадь настолько любит трензель, чтобы даже в дикой природе начать искать его и засовывать в рот. Так же я сомневаюсь, что лошадь прибежит к человеку где-нибудь в степи с одной целью, получить экстаз от того, что он трюхается на ее спине. Если лошадь открывает рот,чтобы взять трензель, это потому что она терпит это, и желает избежать неприятного ощущения от насильного помещения железа на ее многострадальные десны. Если лошадь позволяет человеку сесть на нее, то просто потому, что знает - этот йэху все равно на нее запрыгнет, так или иначе.
Следовательно, чтобы заниматься с лошадью наиболее гуманно, человек не должен садиться на нее вообще! Здесь я салютую парализованной
Силк Валентин, которая занимается со своим Бико в инвалидной коляске. Смотрю на
фотографии Невзорова, который
сидит верхом на его Персте и Каюги...хм...
Если бы у меня была собственная лошадь, я бы попыталась заниматься с ней без трензеля... но сейчас это вряд ли возможно. И да, лично я считаю, что любовь к лошади и любовь к верховой езде на лошади - это разные вещи.
2. Конный спорт - зло, не имеющее права на существование.
Еще одна толстая глава, преисполненная неприкрытой ненависти и отвращения к конному спорту (всем его видам). Ибо, цитирую:
" …конный спорт по сути своей не может даже считаться спортом как таковым.
Да, спорт это рекорды, победы, но рекорды и победы, купленные ценой собственного пота, здоровья, собственной крови и преодоления себя.
А конный спорт (если разобраться) есть паразитация человека на физических возможностях другого существа, абсолютно не согласного заниматься спортом и принуждаемого к этому болью и побоями. Какой же это, к черту, спорт?..."
"Среди спортсменов настоящих садистов не более двух процентов, остальные просто не ведают, что творят…"
" У всех этих дисциплин есть одна главная, объединяющая их черта - все они основаны на полном непонимании лошади, незнании ее, "неслышании" ее и представлении о ней как о биологическом механизме, обязанном обслуживать человека в его развлечениях, - просто потому, что она обязана это делать."
В сущности, здесь я согласна с автором. Любой спорт, в том числе и конный (особенно, так называемый, "большой спорт") кажется мне чем-то бессмысленным, одним из способов потешить самолюбие. Конный спорт, даже не будучи "большим", дело жестокое и неприятное для лошади. Мало того, что человек должен преодолевать какие-то собственные барьеры (психологические и физические) так он должен и лошадь заставить это сделать. Какими методами это достигается, я видела. Опасная сила книги Невзорова именно в том, что он пишет правду. Вопрос только... всю ли правду он пишет?
Да, конный спорт и наши спортсмены-конники - люди по большей части неприятные. Особенно, когда наблюдаешь за тренировками. Да, они имеют достаточно злобы (именно злобы, боевого задора) чтобы гонять коня по два-три часа до белой пены через препятствия, преодолевая его закидки, истерики и прочее сопротивление. Да, они навешивают на лошадей кучу амуниции и железок, зачастую злоупотребляя этим.
Но я позволю заметить, что опасность здесь представляет не сама амуниция - все эти трензеля, мундштуки, чешские капсюли и "восьмерки", все эти шоры и чеки, развязки и шпрунты, - но тот идиот, который напяливает все это на свою лошадь, который терзает ее, не умея пользоваться этой сбруей.
С таким же успехом можно призывать уничтожить всех бойцовых собак, только потому, что они опасны для людей и других животных. Тогда как надо отстреливать идиотов, которые заводят их, не имея ни мастерства, ни сил, ни знаний, чтобы справиться с таким животным.
Вот против чего надо бороться. Против непрофессионализма в конном спорте.
Что лично меня всегда коробит больше всего в конном спорте?
Это пользовательское отношение к лошади, как к снаряду. Да, сюси-пуси тоже имеют место, но как только надо добиться результата, в глазах появляется стальной блеск, и нужды лошади отходят на второй план. Надо - значит надо. Сопротивление лошади ломается, и неважно, почему именно оно возникло. Большая часть неповиновений списывается на "дурь". Которую, в основном... да, правильно, выбивают.
Злоупотребление всеми этими шпрунтами и мартингалами, капсюлями-восьмерками. Эти вещи полезны. Но на очень короткий период времени, нужный, чтобы лошадь поняла то, что от нее требуют. Потом эти вещи должны исчезнуть, особенно шпрунт. Это очень легкий механический способ для неумелого всадника добиться от лошади максимального результата. За очень короткий период времени.
затянутые до хруста капсюли. меня начинает трясти каждый раз, когда я вижу это. Иногда силищи человека хватает настолько, что расстегнуть капсюль можно только буквально, "уперевшись ногой". Лошади испытывают только боль и онемение челюстей от этого. О каком "отжевывании" можно здесь говорить, когда челюсти едва могут шевельнуться?
Результат - потертости и накостники на месте капсюля.
И объясните мне смысл "сопли"? Идиотизм...
Мундштуки - орудие пытки, тут я согласна с Невзоровым на сто процентов. Достаточно посмотреть, как реагирует лошадь, когда человек входит в денник с выездковым оголовьем. Она чуть ли не на стенку лезет иногда. Уздечку лошади обычно одевать дают. Оголовье - совсем другой вопрос...
Но... возвращаясь к теме спорта... хотелось бы бороться не с самим спортом, какой-то абстракцией, а с конкретными его "уродствами". И даже в спорте есть люди, которые действительно любят и понимают лошадей.
Я видела и уродов, которых надо стрелять с плеча, и людей, которые (задолго до того как я узнала о Парелли и Невзорове) показали мне на собственном примере, что с лошадью( даже в спорте) можно взаимодействовать без унижения ее, без злобы и безпринуждения.
Они не призывали снять с лошади уздечку, ибо все-таки принадлежали к "той" стороне, но они видели в лошади что-то большее чем спортивный снаряд, и лошади отвечали им невероятной отдатливостью.
(продолжение следует)