Журнал читают либо с начала, либо с конца, а с середины - баловство одно. Так и с делом, только у дела нет конца и начала, у него есть сложные моменты и моменты простые. И человек начинает делать дело либо с самого сложного, либо с самого простого, в зависимости от темперамента, характера, привычек и качества собственной лени. В середине - спорим, не окажешься? Если только не привлекут. Но и тогда ты должен проследить галопом весь процесс с самого начала, иначе не "включишься", следовательно, дело начнешь с самого сложного - с охвата массива информации...
К чему всё это? Рискую начать с середины. Без вступления, предполагая, что начало все знают, а окончание - ну, конечно, тоже все. Если кто не знает - не переживайте, начало обязательно будет, просто в силу собственных привычек, зашизостей и "простите, так получилось", сегодня я расскажу про Де-Кастри, хотя, по идее, для начала следовало бы рассказать про Николаевск. Всё обязательно будет, но немного вывернуто.
Была просто беседа, точнее, всего лишь перекинулись фразами:
- А ты когда там была?
- В Де-Кастри? Да в прошлом году…
- А по укреп-району лазили? Уууу, там знаешь, КААААК! А на маяк ездила?
- Маяк?
- Ну да, там же старый маяк, один из старейших на Дальнем Востоке. Там еще белогвардейцы сидели, окапывались. И главный их, то ли генерал, то ли… белый офицер, в общем, застрелился.
- ?!!??!
Полагаю, всем понятно, что я начала копать.
* * *
В конце XIX века Императорская Гавань, ныне - Советская стала местом чрезвычайно популярным: в залив постоянно заходили рыболовные суда, коммерческие шхуны, которые манил первоклассный лес и удобные бухты для ловли рыбы. К тому времени между Владивостоком и Николаевском было налажено морское сообщение, и залив Императорская Гавань, в т.ч. - Де-Кастри являлись промежуточным пунктом, где можно было укрыться от непогоды. Если верить А.П. Чехову (а рискните не), у моряков даже есть выражение "удрать в Де-Кастри", т.е. эта бухта - единственное место, где могут во время бури укрываться суда, ходящие по проливу.
Терь - экскурс. 4 июня 1893 года южнее мыса Св. Николая, в 12 милях от Императорской Гавани из-за густого тумана и невозможности уточнить свое географическое местонахождение потерпел крушение грузопассажирский пароход Добровольного флота "Владивосток". Считается, что именно это происшествие ускорило строительство маяков на побережье Японского пролива. И 30 декабря 1894 года управляющий Морским министерством распорядился приступить к строительству маяка на мысе Святого Николая вблизи Императорской Гавани. Маяк должен "быть исключительно опознавательным пунктом для мимоидущих судов на Сахалин, в Николаевск и обратно". Возведение маяка было поручено опытному специалисту, инженеру-подполковнику К.И. Леопольду.
Константин Иванович Леопольд родился 28 мая 1853 года. Лютеранин, получил образование в инженерном училище морского ведомства и Николаевской инженерной академии. Службу начал 25 мая 1870 года, участвовал в русско-турецкой войне 1877-78 годов. За время службы награждался орденами Св. Станислава III степени с мечами и бантом (пищу от восторга от этой формулировки), Св. Анны IV степени, Св. Станислава II степени, Св. Анны II степени, Св. Владимира III степени.
На Тихоокеанском побережье России подполковнику Константину Ивановичу Леопольду - "особому инженеру-строителю с исключительными полномочиями" - предстояло за короткое время построить пять маяков: Николаевский, Крильон, Клостер-Кампский, Петропавловский, Жонкиер. Из всех перечисленных нас интересует именно Клостер-Кампский.
К слову, после окончания строительства маяков на Дальнем Востоке К. Леопольд вместе с супругой Софьей Михайловной проживал в Санкт-Петербурге на Грибоедовской набережной, дом 82 (доходный дом М. Штрук - не зря ездила в Питер; как же всё взаимосвязано в нашей жизни!), служил в Главном инженерном управлении. Потом им был написан труд, о котором было доложено на общем собрании Императорского технического общества 31 января 1898 года "О строительстве пяти маяков и пяти сирен в Приморском округе". Перед революцией 1917 года К.И. Леопольд являлся членом совета по делам торговли и мореплавания, кандидатом в председатели IV отдела Императорского Русского технического общества.
Вернемся к маяку. Маяк расположен на мысе Клостер-Камп (иначе - Клостеркамп), он же - мыс Орлова. У берегов мыса расположены подводные и надводные камни, вблизи находится кекур (камень столбом над водой), похожий на парус, высотой 9 метров. Данный мыс выходит в Татарский пролив и является южным входным мысом залива Чихачева, он же - залив Лаперуза. Т.е. мыс Орлова = мыс Клостер-Камп, залив Чихачева = залив Лаперуза. Объясняю путаницу. Изначально мыс был открыт и нанесен на карту в 1787 году французским мореплавателем Ж.Ф. Лаперузом под названием Клостер-Камп. Но волевым решением Хабаровского крайисполкома в 1952 мыс переименован в честь одного из активных участников Амурской экспедиции 1851-1855 года, которой руководил Г.И. Невельской. И стал мыс называться Орловым - в честь подпоручика корпуса флотских штурманов Д.И.Орлова. Заковыку в мозгах Хабаровского крайисполкома мне объяснить сложно, но простим; в конце концов, в каждом из нас есть немножко патриота…
Итак, мыс, море, суда, Леопольд. В 1890-х годах совместными усилиями на мысе Клостер-Камп появляется Клостер-Кампский маяк. Белый, трехсекционный, с башней высотой 16 метров. Порядковый номер (полагаю, интересно тем, кто чотта соображает в навигации) - ARLHS ASR-050; Admiralty M7678; NGA 15760. Охраняла маяк немногочисленная специальная команда под началом офицера.
Про офицеров, осады, белых и красных, полковника Вица и сопутствующее - завтра. А пока - фото маяка. Наслаждайтесь. Причем, наслаждайтесь сейчас, потому что потом картинок почти совсем не будет :)
А это обрыв мыса, на котором стоит маяк.
Продолжение следует. Ссылки на все источники - фото и информации - будут в последнем посте.
Вторая часть -
Приказ уходить в Де-КастриТретья часть -
Не могу больше видеть и чувствовать гибель РусиЧетвертая часть -
Море, порт, маяк, координатыСводная часть -
Рецидив Клостер-КампаДополнительные фото -
Немного клостеркампского маяка