После похода в наш археологический музей обещала написать обширный и уточняющий пост про один интересный экспонат. Как ни странно, информации по этой тематике даже в инете оказалось достаточно, хотя, конечно, пришлось покопать. И чем больше находилось данных, тем удивительнее было, что до сих пор из этой темы не сделали что-то большое… Впрочем, это отвлечение. Итак, сегодня я пишу вам об Амурской или Кондонской Венере.
Кто такая? Всего лишь маленькая керамическая статуэтка, изображающая женщину с удивительным лицом. Лежит в выставочной витрине под стеклом в одном из залов нашего археологического музея. Точнее, то, что лежит - это очень хорошая копия, оригинал же увезли в Новосибирск, в Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока (что уже о чем-то говорит, а?). Неолитическая (как показал анализ) фигурка поражает с первого взгляда - формами, выражением лица, самой манерой исполнения. Скошенный череп, удивительно правильные и гармоничные черты лица, раскосые глаза, изящный носик, скулы, пухлые губы. Ну, не было таких изображений в неолите! Или были? Несвойственно, незнакомо, странно…
Фото мои.
Статуэтка была обнаружена в Кондоне, в поселении оседлых рыболовов неолита на Нижнем Амуре (его возраст по радиоуглеродному анализу, произведенному в 60-х годах прошлого века, - 4520 + 20 лет) при непосредственном участии академика Алексея Павловича Окладникова. «Primus inter pares» (первая среди равных), как писали позже в научных изданиях. Хотя началось всё гораздо раньше с исследования реки Девятки, вытекающей из озера Эворон, и здешнего села Кондон, что означает Драконье. Ещё до революции здесь побывали многие ученые и путешественники, обратившие внимание на богатое этнографическое наследие местного рода Самаров. Попадались фрагменты древних сосудов, каменные орудия труда. В тридцатые годы этнограф Евгений Робертович Шнейдер собрал здесь коллекцию неолитической керамики и шлифованных изделий из камня, которая сейчас хранится в фондах Эрмитажа.
С этой коллекцией был знаком и Окладников, который в 1935 году совершил многомесячную экспедицию по Амуру и открыл две сотни археологических памятников. А в начале шестидесятых он работал в Ленинградском отделении Института археологии Академии наук СССР и однажды получил из Хабаровска от тогдашнего директора краеведческого музея Всеволода Петровича Сысоева (какие всё знакомые фамилии!) интересную посылку. В ней были прекрасно обработанные топоры из нефрита и керамика, причудливо украшенная орнаментом. Коллекцию эту собрали ученики кондонской школы под руководством учителя Ивана Михайловича Шабурова и передали исследователям.
Слева: фото копии скульптуры, хранящейся в музее школы в Кондоне.
Справа: фото скульптуры из журнала "Вокруг света".
В 1960 году в село на разведку от академика приехали молодые сотрудники Ю. Мочанов и А. Щетенко и первыми начали профессиональные раскопки. Результаты превзошли все ожидания. Как вспоминает Юрий Алексеевич Мочанов, ныне доктор исторических наук и учёный с мировым именем, было зафиксировано несколько неизвестных для того времени в Приамурье культурных комплексов, в том числе и материальные следы проникновения из Якутии северных кочевников. Эти научные сенсации были упомянуты в прессе, однако более широкую известность село Кондон получило спустя три года, когда на раскопки прибыл сам Алексей Павлович Окладников. Именно тогда была найдена керамическая статуэтка нашей амурской красавицы.
Вот что писал Окладников по поводу этой находки:
"Из мглы веков встает не просто обобщенный этнический образ женщины древнего народа, но, скорее портретное ее изображение. Неолитический скульптор с удивительным чувством реальности и искренней теплотой передал в глине черты определенного человеческого лица. Первое, что схватывает глаз зрителя, это, конечно, нежно очерченный широкий овал лица с обычными для монголоидов широкими и выпуклыми скулами. Затем миниатюрный подбородок и такие же миниатюрные, удивительно выпуклые, вытянутые вперед губы. Столь же примечателен нос, узкий и длинный, как у североамериканских индейцев. Утрированно узкие и длинные глаза в виде дугообразных щелей, глубоко прорезанные в мягкой пластичной глине. Может быть, самое неожиданное в кондонской статуэтке легкий наклон головы и тонкой хрупкой шеи вперед, к зрителю. Он сразу напомнил нам что-то столь же близкое, как и далекое. Уж не знаменитую ли египетскую царицу? В тот же час она получила от студентов-раскопщиков имя амурской Нефертити!".
Так и окрестили - Амурская Нефертити. Однако память человеческая изменчива, потому сейчас фигурку называют и Амурской Венерой, иногда путая глиняную красавицу с гранитной Амурской Нефертити, найденной в 2001 году Н. Е. Спижевым. Потому далее чаще буду использовать название "Амурская Венера". Условимся.
Появление фигурки вызвало в научном мире переполох. Что это? Откуда это? Кто это? Археолог Малявин вдруг делится информацией о том, что статуэтка была найдена не в раскопе, не в стратифицированном культурном слое, как указывал Окладников, а явилась поверхностным сбором. Подброс? Другие подчеркивали, что стиль фигурки не находит аналогов в шаманской среде идолов северян, что невольно приводит к мысли о том, что Кондонская Венера - творение рук свободного художника, который не имел отношения ни к местной культуре, ни к указанному академиком времени. Тогда что это?
Схематический рисунок "Амурской Венеры" и другой найденной фигурки.
Начались интеллектуальные (псевдо?) бои.
"В экспозицию Хабаровского музея поместили якобы найденную "амурскую нефертити", приписав создание этой нелепой подделки народу, населявшему Нижний Амур в 3 тысячелетии до н.э. Так датируются угольки, возле которых её "нашли". Некоторые борзописцы относят её аж к 12-му тысячелетию! И хватает бесстыдства!".
"... так сделать не могли, даже если бы захотели! Такой манеры изображения тогда не было. Никогда древние цивилизации Дальнего Востока не изображали такие глаза, такой рот. И уж тем более женский "третий глаз" не поместили бы в треугольник - это мужской знак, "янский", огненный... Это чистейшей воды фальшивка".
"Среди артефактов мезолита (возможно, раннего неолита) Приамурья есть интереснейшие предметы культа в виде мобильной скульптуры, размер которых составляет около 15 сантиметров. Семантика этих скульптурок тоже связана с Богиней-лосихой и, очевидно, они предшествовали появлению рисунков Богини на валунах...".
Смешные люди. Если ты нашел что-то странное, то для начала нужно попытаться впихнуть это в уже имеющиеся рамки. А если оно все-таки не впихивается, ну, тогда это - подделка… К слову, споры продолжаются до сих пор. А тем временем археологам, проводившим свои исследования на Амуре, всё чаще стали попадаться антропоморфные фигурки. У всех фигурок прослеживалось морфологическое единство: голова, торс, на нём иногда чуть обозначены груди. Причем, региональная особенность - голова всегда изображается уплощённой в верхней части. Что это, головной убор или ритуальная трансформация черепа?
А в начале 2000-х случилось "второе пришествие": В. Е. Медведев нашёл точно такую же Венеру, но не в Кондоне, а на острове Сучу близ поселка Мариинска. Вот как он это описывает:
"Но всё же подлинные сюрприз ждал нас на заключительной стадии раскопок - при окончательной зачистке пола и стенок жилища, и связан он был с находками произведений искусства. Это, прежде всего, скульптурки женщин из обожжённой глины. С особым восхищением рассматривали все, кто участвовал в работах, сохранившуюся целиком голову, размером 8х5,5х3 см. одной из скульптурок. Примерно 4 тыс. лет тому назад первобытный ваятель создал, видимо, реальный портрет своей соплеменницы, возможно любимой. Её без натяжек можно назвать красавицей каменного века. Все черты лица женщины проникнуты изяществом: мягкий овал, узкие длинные брови, раскосые глаза, чуть выпуклый, отходящий от бровей нос и маленький с лёгкой выпуклостью рот. Верхняя непропорционально вытянутая часть головы несколько отогнута назад, что, возможно, обозначает причёску или высокий головной убор. По всем основным стилистическим признакам, художественной манере это изображение женщины очень похоже на женскую скульптурку, найденную в 60-е годы при раскопках также неолитического поселения в селе Кондон Солнечного района. Из-за внешнего сходства с египетской царицей её сразу нарекли Кондонской Нефертити. Так она нередко стала называться в литературе. Право же, ничуть не умаляя художественных достоинств кондонской скульптурки, надо всё же признать скульптурный портрет с острова Сучу более нежным и поэтичным созданием...".
Та-дам! Таким образом, получается, что в разных местах и в разное время разные мастера создали один и тот же образ одной и той же любимой женщины, да ещё и поэтический. Кто в это поверит? Сценарий здесь, видимо, совсем другой. Или обе "нефертити" - фальсификаты, или это образцы неизвестной культуры на Амуре.
Копаем дальше. В книге Игоря Яковлевича Шевкомуда "Поздний неолит Нижнего Амура" находим следующее. "Обобщение информации по предметам искусства из керамики необходимо начать, прежде всего, с антропоморфных изображений, получивших название "амурских венер". Таковые обнаружены в поселениях Кондон-Почта, Сучу, Хумми, Кольчум-3. Они имеют сходный облик и представляют женские скульптуры с реалистичной передачей черт лица и условной трактовкой фигуры… Можно утверждать, что изготовление "амурских венер" было традиционным и распространенным, для них существовал определенный стандарт (размерный, стилистический и т.п.). Нахождение их в контекстах жилищ позволяет предполагать, что их роль была сходной с функциями нанайских божков-сэвэнов, хранителей дома… Скульптурки, близкие по типу "амурским венерам", известны из памятников Приморья, относимых к эпохе бронзы. В. И. Дьяков связывает их происхождение с неолитом Приамурья. В памятниках культуры дземон в Японии широко известны антропоморфные керамические скульптурки "догу". Основное отличие их от нижнеамурских - в стилизованном исполнении. Однако среди них имеются скульптурки с аналогичной формой головы".
В общем, наша Венера таки не подброс. Далее пошли научные догадки. Читала даже, что некоторые полагают, будто культура, создавшая упомянутые фигурки, могла быть культурой айнов, где фигурки имели культовое значение и потому были стандартизированы. Именно айны издревле почитали богов женского пола, чего не было у северян - монголоидов. Однако значение этой фигурки трудно связать с образом божества - уж слишком она очеловечена, у айнов такого не было… Нашла и какие-то другие версии, но они совсем уж сомнительно описывали физические особенности фигурки. Что же она такое?
Голова керамической скульптурки (анфас и в профиль), найденной в поселении Хумми.
И вдруг где-то среди публикаций выудила фразу: "возможно, это игрушка или персонаж из театрализованного представления". КОНЕЧНО! Кукла!
Посмотрите внимательно на фигурку. Скошенная голова с дырочкой во лбу - идеальная "площадка" для крепления головного убора или парика. К покатым плечикам очень просится платье или даже тело, сшитое из мягких материалов, набитое наполнителем и одетое во что-нибудь эффектное. Ведь так?
Начала искать информацию в этом направлении, и вот что нашла. Куклы, как известно, возникли, когда появилась необходимость заменить человека при жертвоприношении древним богам. Позже появились идолы - скульптурные изображения тех или иных богов или духов, которые, по сути, тоже являлись своего рода ритуальными куклами и были особенно популярны у северных народов.
Наличие таких кукол является одной из характерных особенностей традиционных культур большинства народов Северной Азии. Это объемные куклы, чаще всего создаваемые по древнему принципу "голова - туловище" (руки или ноги изображались редко). Лицо (или его детали, чаще - глаза) могло быть обозначено, но могло и отсутствовать. Куклы всегда были одеты в традиционную женскую одежду. Выделяемый тип представлен двумя вариантами. В первом случае туловище сшивалось из ткани или кожи и набивалось землей, травой, паклей, шерстью, птичьими перьями, волосами, а голова чаще пришивалась отдельно. Во втором случае объемность туловища достигалась за счет наличия многочисленных одежд, надеваемых на какую-либо основу (деревянный стержень, кость, сложенный пополам жгут из ровдуги или тряпок, пучок соломы) или без нее. Голова - утолщенная часть твердой основы или изгиб жгута, которых дополняли косы или головной убор. Изображения подобных духов-покровителей могли называться Старуха, Матушка, Праматерь и связываться с предками по материнской линии.
"Женские куклы" для сокрытия от взглядов непосвященных содержались в плотно закрытых емкостях (мешках, сумках, коробках) на женской половине жилища и доставались только при их кормлении и одевании, а также во время свадебных и родильных обрядов. Характерным местом обнаружения подобных статуэток в жилищах является околоочажное пространство, связанное как с бытовой, так и сакральной ролью женщин. Ну-ка, прочитайте еще раз выше слова Шевкомуда, где находили наших "венер"? Вот-вот…
А чуть позже было обнаружена и вовсе чудесная публикация из материалов итоговой сессии Института археологии и этнографии СО РАН от 2012 года, которая подтвердила мою дилетантскую догадку. Цитатно.
"Касаясь возможности облачения глиняных скульптурок в одежды, обратим внимание на материалы дальневосточного неолита, ряд которых находит параллели в Японии. В первую очередь, упомянем известное женское изображение вознесеновской культуры из жилища 3 поселения Кондон, образно названное А. П. Окладниковым "кондонской Нефертити". Бросается в глаза нарочито небрежная, стилизованная передача туловища с едва намеченными выступами на переходе от линии плеч к уплощенному "приталенному" туловищу, полное отсутствие рук и, надо полагать, ног. Последнее предположение относится к числу вероятных, ибо нижняя часть скульптурки обломана. Серия находок мелкой глиняной пластики, родственная как в культурном отношении, так и по принципам формообразования, обнаружена В. Е. Медведевым на о. Сучу… Нижняя часть одной из таких фигурок имеет полушаровидное окончание с глубоким каналом, проникающим внутрь корпуса…
Не касаясь трактовок сакрального или, наоборот, прагматического смысла этого изображения (и родственной ему серии с острова Сучу), обратим внимание на некоторые конструктивные особенности изделий. На наш взгляд, их параметры наиболее близки тем, что были исстари присущи корпусным манекенам, использовавшимся на протяжении многовековой истории для демонстрации платья почти во всех без исключения странах Европы и Азии. И действительно, все они в весьма обобщенных чертах передают человеческое тело. У них нет рук и ног, стилизованы обводы корпуса, включая сужение к талии, бюст и нижнюю расширенную часть торса… все они имеют сквозное отверстие в туловище, в которое пропускается деревянный или металлический стержень с небольшой платформой внизу, служащий для установки манекенов в вертикальном положении…
Обратившись к охарактеризованной выше глиняной пластике, несложно заметить, как удобны вылепленные торсы для размещения разного рода одежд. Последнее легко подтверждается экспериментальным опытом "одевания" модели "кондонской Нефертити". С помощью палочки, закрепленной через отверстие в корпусе, можно "увеличить" рост фигурки, нарядить ее в длинные одежды и создать тем самым "полноразмерный" (ростовой) образ. Посредством той же самой палочки, воткнутой в землю, фигурка надежно фиксируется на горизонтальной поверхности. А если вместо обычного стержня использовать развилку, скульптурка обретает ноги. Подобный способ установки кукол и в наши дни можно встретить в самых разных углах ойкумены. Такая система фиксации корпуса позволяет легко манипулировать куклой во время разного рода церемоний, удерживая нижнюю часть стержня в руке. Удалив несущий стержень и согнув соответствующим образом свисающее с корпуса облачение, одетым фигуркам легко придать сидячую позу. Наличие отверстия в темени данной статуэтки тоже находит свое объяснение. Оно могло служить для фиксации шипом или нитью головного убора либо накладной прически".
Идеальная сходимость, как мне думается. Хотя, возможно, всё не так. И до сих пор никто не может с уверенностью сказать, для чего же использовалась эта прекрасная куколка-венера…
P.S.: И еще одна интрига. Знающие ответят, а не знающие найдут, посмотрят и ответят. А вопрос таков: не кажется ли вам, что Амурская Венера похожа на скульптуру из пещеры "Спящая красавица"
Источники:
http://www.ligis.ru/librari/1376.htmhttp://www.vesti.ru/doc.html?id=111245&photo_id=117519&p=1&fr=0http://www.plam.ru/hist/pokorenie_sibiri_ot_ermaka_do_beringa/p6.phphttp://www.den-za-dnem.ru/gal/displayimage.php?album=74&pos=7http://books.google.ru/books?id=v5V_yvGch9kC&pg=PA170&lpg=PA170&dq=%D0%B0%D0%BC%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%BD%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B8&source=bl&ots=hKvGWhG9rv&sig=cj6A4a1RuhItdtkxjeBtK6lxfgo&hl=ru&sa=X&ei=50BSU9DdJ4Ww4QTruIG4Bg&ved=0CFAQ6AEwBTge#v=onepage&q=%D0%B0%D0%BC%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BD%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B8&f=falsehttp://maxpark.com/community/2957/content/2495256http://svgbdvr.ru/dalnevostochniki/taina-glinyanykh-zmeihttp://vad54026357.narod2.ru/index/0-22http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/002a/02111110.htmhttp://protown.ru/information/hide/6514.htmlhttp://www.rusnauka.com/28_NPM_2013/Istoria/1_145812.doc.htm http://dkphoto.livejournal.com/223418.html?thread=11268282http://lah.ru/text/urkovec/china.htmhttp://www.outdoors.ru/round/70/1970-8.pdfhttp://607507.ru/wiostivlewmu2/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%9D%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BC%D1%83%D1%80%D1%8C%D1%8F http://toy-history.livejournal.com/3571.html?thread=31987http://tour.wd-s.ru/content.php?struct=163http://sati.archaeology.nsc.ru/gen-i/Virtual/Amur/plots_.htmhttp://sati.archaeology.nsc.ru/gen-i/Virtual/Amur/Gallery_.htmhttp://xn--e1apihf.xn--p1ai/magazin_turne/2013-year/4-62-2013/202-etnoturizm-i-ekoturizm.htmlhttp://amureco.ru/ekoknigi/ocherki/uzory-mirovozzrenie-nanaitsev-na-amurehttp://homo.eurasicus.land.ru/photos_exp08.htmhttp://www.sbras.ru/HBC/article.phtml?nid=52&id=25 http://dkphoto.livejournal.com/223418.htmlhttp://vad54026357.narod2.ru/index/0-19http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_3540000/3540256.stmhttp://www.snowcave.ru/mcrgo/biblio/primorye.htm