лытдыбр майский, суматошный ("исполняется с постоянно нажатой правой педалью")

May 26, 2023 11:44

Alrighty then.



1. Не первый месяц гнетет абсолютно внезапная перемена в друге, с которым плотно общались весь прошлый год почти каждую пятницу, иногда раз в пару недель, как и с его половиной. Смена работы мало что объясняет, но может быть, человек сбрасывает кожу? Сколько ему там лет-то - не подошли ли волшебные 42+/-? Разумеется, начинаешь предаваться рефлексии, как бы бия себя пяткой в грудь: я хронофаг, наверняка наскучила, предсказуема и суетлива (кстати, в курсе ли ты, дневничок, что психолог под конец терапии определилась с диагнозом - нарциссическое расстройство с обратным знаком, когда все дартаньяны, а ты пидарас). Но бывает ли так, чтобы человек, как цитировал мой бывший местное выражение, התהפך עלי - буквально "обернулся мне/на меня", от слова оборотень?
Следующий пункт (чур не торги и принятие) - как говорил какой-то мышонок в мультике: "Ну и пожалуйста!.. Ну и не нужно!.. Ну и оч-чень-то мне нужно!" Да нужно, иначе б не писала об этом. Но мил не будешь ни насильно, ни нахитро, просто как странно, когда внезапно перекрывается кран. Особенно за отсутствием особых развлечений или так наз. реализации: как выразился давеча Тема Лебедев, провинциальная жопа с кучей интересных людей. Стоит ли ими - нами - разбрасываться?

*
2. О встрече с московским другом можно было бы написать многое, но главное, что страшно неловко за несколько часов жалоб на жизнь с обвинением окружающих близких, которые потом продолжились по мессенджеру. Можно подумать, человек за этим приехал. Однако, как справедливо заметил другой школьный друг, живущий здесь, с которым потом это обсуждали: у тебя, наверное, весь ил поднялся из души от этой встречи? Понимаю, у меня такое бывало. Ну да, говорю, собеседник не виноват, просто это - см. предпоследнюю фразу предыдущего абзаца - слишком болезненно.

* /3/
Как мы тут уже писали, все это было очевидно уже лет двадцать назад, и фрустрации были теми же. Надо же, писала я, в городе Москве мои ровесники и однокашники пишут по-русски об интересных вещах и на это живут ) Это оказалось абсолютно невозможным здесь, и было совершенно понятно уже тогда. (Герой предыдущего абзаца подтверждает, что "места" (возможности) раздавались в конце 90х - начале нулевых. Факт, что за прошедшие годы практически вся школьная компания оказалась авторами книг на разные темы, не только академических, я же живу в условиях, где книг не пишет никто, люди заняты непонятно чем (жизнью?), а все, что ты знаешь, годится в основном для кухонных разговоров, да клиентов продовольственного поражать эрудицией).
А этот пост вообще доставил, аж процитирую, это 2003 год: - Ничего не поделаешь, - сказала фея. - Эту придется отправить в Иерусалим и сделать там городской сумасшедшей.
- Да как же так, барыня? - засуетился он. - Да Вы посмотрите, какой экземплярчик-то... Жалко же!
- Ничего не попишешь, бля, - ответила старуха и выбила трубку о камин. - Лотерея.


IV
Кстати, или некстати, девственность района нарушена: впервые за 19 лет вижу на соседней улице дикобраза. Силуэт прячется за машиной, идущий навстречу молодой человек заговорщицки улыбается: "Зе дорбАн" - ну еще б не дорбан. Интересно, что они делают по эту сторону проспекта, где ни скальной породы, ни внятных зарослей.

* (5)

Так вот, про Москву-и-Питер моей головы (помимо того, что от слов "Институт искусствознания" или "Театр комической эксцентрики", и даже от слов "творческие мастерские" колбасит подолгу - верите ли, там к этим местам можно иметь отношение ближе, чем прочесть это название, сказала бодливая корова; или же вот та зеленая тень от растительности на фотографиях позднего мая) - в общем, давайте послушаем, что мой школьный педагог по истории говорит в лекции о Чехове (ссылка на клип в несколько фраз):

image Click to view



Расшифровка:

"Знаменитый психолог и философ Лев Выготский в своей книге "Психология искусства" писал:
"В драме Чехова устранены все те черты, которые могли бы хоть сколько-нибудь разумно и материально мотивировать стремление трех сестер в Москву. И именно потому, что Москва является для трех сестер только конструктивным фактором, а не предметом реального желания, пьеса производит не комическое, а глубоко драматическое впечатление".
То есть, попросту говоря, если мы переводим это все в плоскость реальной жизни, то три сестры не должны вызывать у нас никакой симпатии, и просто действительно насмешку: давайте, езжайте, хватит стенать. А вот если это переходит на какой-то другой уровень, на который, наверное, Чехов и хотел их поместить, то тогда это оказывается невероятной драмой. Я не знаю, почему так."

Конструктивным, вишь, фактором.
("Petition the Lord with prayer!")

(Что же автор получил взамен всего, что не прожил?
Свежий воздух? Любовь матери? Хрупкий душевный покой вследствие всех этих компромиссов? Как выразился один мальчик, "вы с родителями - рабочая система"? Заваленная чужими вещами комната вместо ненаписанных книг?
Не дает ответа.

И даже не получится процитировать комменты в чужом посте фб про "Почему у меня ничего не получается в Израиле, не потому ли, что я не сионист и семьи нет" - поскольку я в том же положении, удалось что-то сказать, но пост тот стерли.
Наизусть не помню, но речь была о том, что дескать, покинула я страну как только смогла, в Москве не складывалось по ряду причин в том числе формальных, попытка сепарации была подавлена и трава уже не распрямилась вновь (а личность, наоборот, расстроилась), отношения тоже не складывались, "обучение в местных вузах не позволило сконвертировать способности в применимые здесь навыки, а работа где попало не дала ни сбережений, ни карьеры", а также, что у автора поста не получается потому, что "местные боги не дружат с золотой ветвью, на которой растет все европейское" (whatever).
Кажется, проговаривание как таковое - сильно переоцененный инструмент :)

6
...Это-то была вставка, а до этого было написано, что:
Уровень шибздиков на работе поднялся эпически, когда пришел израильтянин, бойкотирующий товары Украины и желающий российского, с Путиным на обоях телефона, причем 1 мая. "У вас тут проукраинский бизнес? - Ну да. - Так, я побежал." Не только не побежал, но и потребовал российского пива. Воистину, пора шапочку из фольги носить.

*
Да, кстати, такая сказка уже есть: русский сериал предположительно вдохновленный фильмами Кевина Смита серии Clerks, про работу за прилавком, имя ему "Бар "На грудь". Каб не плейсмент политики, типа упоминаний Ксении Собчак, или Президента с явно большой буквы в положительном контексте, вполне смотрибельно (еще бы, серии по десять минут). Состоит из моно- и диалогов клиентов крупным планом, девушка-бармен при этом молчит, и ее почти не видно. А то главный видеограф среди клиентов нашей лавочки Серега с женой задумали сериал "Штетл" примерно об этом.

...
Репортер получил задание: проникнуть в хор местной оперы. Поручик Лукаш в таких случаях испускал хриплое ругательство (концепты, кощунство, коллеги социально неблизкие, хоть и русскоязычные, один хрен что гуманитарный факультет, что издательство, что музучилище, а все, что вы делаете правым полушарием - ...), так что не будем останавливаться на этом подробно. Стало понятно, что я, см предыдущий пост, не в состоянии весело действовать на рабочем месте, где в рамках великой концептуальной режиссуры издеваются над христианской символикой (местные поймут). Музыкальные репетиции я как-то пережила, а вот постановочные меня добили. Upd: слава Богу, все всё поняли, удалось уйти по тихой, и даже на работе, где я взяла отпуск на месяц, нервно шутили, но взяли обратно.
(Елки-палки, я еще понимаю клиенты-алкаши и взрослые дети с умственной отсталостью, но это...)

Поэтому давайте перейдем сразу к годноте.
Женя Кузьмин из прошлого поста написал музыку на стихи Василя Стуса (это такой поэт, подставленный Медведчуком в качестве адвоката и умерший во время голодовки в Перми-36). Мне удалось что-то спеть, за отсутствием других ассоциаций отдаленно напомнило и "По волне моей памяти Тухманова", и музыку из "Маленьких трагедий" - правда, я не ем металл и предыдущее сведение нравилось мне больше, ну да ладно.

Стихи вот:

Вмирає пiзно чоловiк,
а родиться дочасно,
тому й на свiтi жити звик,
як раб i рабовласник.
Вiн като-жертва, жертво-кат,
страждає i богує,
iде вперед, немов назад,
як душу гнiв руйнує.
О свiте свiте свiте мiй,
Їй-бо, нiяк не звикну:
невже твiй син - то тiльки злий,
а добрий - то калiка?
А все немудре. Доживу
вiка, докалiчiю,
Допоки жили не зiрву
чи не зламаю шиї.

Перед записью проснулась от ужаса - дескать, не надо б этого записывать, еще накликаю. Но уже поздно:

image Click to view



_

Ну ладно, самая интересная часть одного произведения Пелевина - блокнот копирайтера (небось, собственные заготовки и того, если баловался рекламой на стадии формирования реальности). Что же обнаружилось в блокноте, из того, что раньше публиковалось отдельными постами?

Ой у Думи первого созыва... (исполняется на мотив известной песни, подумано по мотивам биографии М. Фейгина. Следует читать "у ради")

Знову клятi бусурмани з моею шапки решето зробили -

ну да, цитата из Простоквашина в первых минутах фильма Пропала грамота (так по-украински "пропавшая", оказывается, фильм 72 года, лежал на полке до перестройки). Точнее, наоборот. Если и есть более ранние прецеденты, я их не знаю.

Как лучше: Фронт замер, с ним была плутовка такова,
или Сыр выпал, с ним БПЛА?

Ну и так далее.

Нет, и не под чуждым небосводом
И не под защитой чуждых крыл -
Я была тогда под циклодолом,
Там где циклодол к несчастью был.

(Тоже бредятина, как выражался герой Стругацкого. Можно подумать, ты знаешь, что такое циклодол и с чем его едят. Откуда, из каких profundis это приходит? Похоже, из-за ригидности сознания и травмы эмиграции обожание перестроечных неформалов - это навсегда.)

Вильгельм Телль убивает своего сына

(Да уж, сюжет для картины Репина)

На Камчатке ишак подложил мне свинью

(Куда подложил? А, это трансфморация (sic! трансморфация!) песни про Бричмуллу!)

"Он не понимал, что дуракаваляние это и есть настоящая культурная жизнь" - академик Лихачев в интервью Урмасу Отту, где-то на 24:05, про какого-то исследователя его ранней деятельности, о важности шутки как творческого начала, в истории науки и т.д.

На этом можно было б и закончить, но остается еще кое-что.
Примерно в эти же дни - чуть позже, в июне - 33 года назад была основана известная в узких кругах Площадь Когана (в тексте все романтизировано, но хотелось бы верить, что было именно так). По факту Акоэн оказался (ивр.) печатником и журналистом 19 века, сооснователем того квартала. В общем, концептуальным - примерно как посещение могилы собственной бабушки, где я впервые побывала в одиночестве и где было очень хорошо - оказалось посидеть с компьютером на этой завалинке, где в начале 90х как раз и собирались герои статьи Энта. ("Он видел меня, этот двор", как говорит Мендель Крик словами Эппеля в фильме "Биндюжник и король"). И даже пришла мысль - кто в мэрии держит этот участок, не отреставрировать, в смысле не очистить ли как следует, и не собираться ли там кружком уже не очень молодых и разобщенных знакомых? Единственное местное объединение, известное мне, это иерусалимский клуб КСП - они, конечно, с особенностями, но факт, что в свое время мы освятили пространство именно посиделками с гитарой вдвоем на этом месте. Может, и сейчас бы сработало.

Вот что видно вечером из угла:




Здесь кто-то был.




И компьютер тоже был, как и молящиеся в пятницу в синагоге - и то, и другое приметы нового времени.



На этом фоне прослушивание музыки с кассет (купив в кухню некий панасоник, специально выбрала тот, что с магнитофоном, сколько ж лет не писала этого слова) - причем местами прямо в 80е записанных, типа Никитиных с Рязановым с телевизора, уже воспринимается как должное.

P.S. А, да! Идея для двойного костюма на пурим - Синагога и Экклезия! Каюсь, только недавно узнала о существовании этих статуй. И неужто никто не хочет нарядиться в монету Judaea Capta? С легионером, стерегущим пальму.
Previous post Next post
Up