Натур-Экономика

Aug 15, 2013 10:02


Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) протоиерей Всеволод Чаплин ответил на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела. Отец Всеволод в частности ответил на вопрос Ирины из Санкт-Петербурга: «Почему в России, Греции, Болгарии и Румынии большие экономические проблемы? Есть ли связь между вероисповеданием и уровнем жизни? Как русскому пенсионеру выжить на пенсию, которой хватает только на оплату жилья?»

«Думаю, - заявил отец Всеволод, отвечая на вопрос, - государству и обществу нужно, наконец, всерьез задуматься о том, почему люди, отдавшие себя служению стране и вышедшие на пенсию, живут на уровне прожиточного минимума, а иногда и ниже этого уровня. Пенсия должна быть достойной. И позаботиться об этом общество призвано, особенно, если в этом обществе большинство людей называют себя христианами».
«Первая часть Вашего вопроса очень интересна. Многие сегодня с презрением и пренебрежением говорят о православных народах как экономически неуспешных. Строят графики зависимости экономического процветания от вероисповедания. Дескать, атеисты - самые успешные, протестанты - чуть менее, католики и того меньше, а православные самые бедные и несчастные, - продолжил он. - Но я бы вместо того, чтобы спорить с этой схемой, напомнил бы вот о чем. Многие современные экономисты, не страдающие рыночным фундаментализмом, говорят, что рост экономики и потребления не может быть бесконечным и что народы, которые смогут отойти от идеи непременного и ничем не сдерживаемого роста, окажутся более успешными в условиях, когда этот рост прекратится. А прекратится он, рано или поздно, потому что ограничены ресурсы планеты, да и потребление, даже бессмысленное, не может бесконечно нарастать».
«Я бы согласился с теми, кто говорит, что нужно переходить от экономики роста к экономике достаточности. И именно достаточность и самоограничение в стяжании земных благ всегда были свойственны православной цивилизации. В ее традициях было не бесконечное умножение материальных богатств, а умение довольствоваться малым или, по крайней мере, разумным количеством земных благ», - отметил священник.

Православие менее  других религий заботится о земном благополучии. Оно прежде всего ориентируется на духовные вопросы, но не очень заботится о мирской успешности, экономической состоятельности верующего. В этом оно опирается на евангельское отношение к земным ценностям (поэтому и зовётся ортодоксальным):
"Не можете Богу служить и богатству".
"не собирайте себе сокровищ на земле"
"если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и отдай нищим"
"легче верблюду войти в игольное ушко, чем богатому в Царство Божие"
И т.д.

И вот результат:
Европа четко делится на три зоны - на страны, где доминирует протестантское христианство, самое прагматичное, где доминирует католицизм, и где доминирует наиболее ортодоксальное христианство, а именно православие, присущее таким странам, как Греция, Болгария, Кипр, Румыния, Украина и Россия.
Успешность экономического развития этих трех регионов Европы совпадает с религиозным доминированием: наибольшие проблемы в православной зоне, более-менее умеренные - в католической (Португалия, Испания, Ирландия, Италия) и практически никаких серьезных проблем в экономике центральной и северной Европы.

Чаплин справедливо говорит о неприемлемости культа потребления, но он умалчивает о том, что сильная экономика - это не только потребление, но и вооружение, инфраструктура, наука, техника и т.д. Веками православная Россия отставала от Запада во всём этом. А догонять стала - при атеистической Советской власти  с её культом Развития (при всех перегибах и перекосах).
Сегодня эта проблема особенно обострилась - ведь глобальная конкуренция достигла невиданного уровня. Странам со слабой экономикой отныне вообще не на что рассчитывать.
Поэтому православное (наиболее близкое к евангельскому) отношение к земным ценностям нужно срочно пересматривать. Это не значит, что следует двигаться к протестантам или католикам - их отход от евангельского христианства кончился культом потребления и вообще тотальной бездуховностью и лицемерием.
Здесь, как и в случае с евангельским непротивлением злу, необходимо коренное обновление христианства - согласно тексту Апокалипсиса - Натур-Христианство: http://natur-christ.livejournal.com/

"3 И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их."

Это значит, что Бог соединится с людьми - небесные и земные ценности объединятся. Можно будет одновременно служить и Богу, и богатству - то, что отрицается в евангелии. "БОГатство" станет производным от "БОГа".
То есть, богатство должно соответствовать новому пониманию Бога - Воли к Власти: её качественному аспекту - оптимальности-гармоничности отношений с окружающим миром (согласно Принципу наименьшего действия). То есть - потребленчество и капиталистическая эксплуатация исключены.
А с другой стороны - исключён и коммунистический паразитизм (социальные гарантии и т.д.):
http://natur-socialism.livejournal.com/

"Количественное богатство" - это сильная экономика ("земные ценности").
"Качественное богатство" - это гармоничная экономика ("небесные ценности").
Всё вместе - это полноценное, без перекосов, Развитие-Усиление.
Эпоха Ноогресса как равновесия духовного и материального:
http://www.proza.ru/2011/03/16/1642

То есть, экономика должна быть ориентирована на достойный, но не "обжорский" уровень жизни. А что останется сверх того - направлять на большие проекты по освоению и благоустройству суши, океана и космоса. На развитие науки и техники. Само собой - и на военную безопасность тоже.

Об "экономическом преимуществе частной собственности над общественной":

Во-первых, экономическое развитие не является главной целью развития человечества,оно - лишь одна из таких целей. Экономика не должна подавлять Естественный Отбор, биологию, духовность и т.д., особенно при нынешнем бедственном состоянии биосферы Земли. Сейчас оправданным было бы даже, наоборот, временное вытеснение экономики на обочину общественной жизни,поставить Качество над Количеством.К сожалению, дикая схватка стран за ресурсы,за контроль над рынками и т.д. не позволит это сделать до тех пор, пока не восторжествует Натур-Глобализм.
Во-вторых,общественная собственность на средства производства при полном отсутствии соц-гарантий экономически не менее эффективна,чем частная. Что движет частником? Личный интерес. Что движет членом Натур-Общины? Тоже личный интерес - стремление физически выжить, ведь его бесплатно не вылечат, не дадут жилья,пенсии..., то есть,для него зарплата - единственное средство существования. Коренным образом изменится его отношение к общественной собственности: если раньше считалось "общее - значит,ничьё", то теперь, в Натур-Общине, к общественной собственности будут относиться не менее трепетно, чем частник - к своей (как к "единственной кормилице").
Отсюда - признание приоритета общественных интересов над личными, не насаждаемое властью, но идущее от индивида, от его Натур-Эгоизма. И к выбранному ими руководству члены Натур-Общины не менее строги, чем частник - к наёмным рабочим.Это вопрос не "соц-соревнования", но - жизни и смерти. И к рынку (не "дикому", либерально-монетаристскому) Натур-Община вполне лояльна: компромисс между Планом и Рынком. И в плане быстрого реагирования на рыночные проблемы тоже всё хорошо - натур-общинники не связаны подчинением чиновникам, поэтому смогут гибко вести хозяйство. Тем более, что даже обычная общинная экономика была весьма успешной в начале 20-го века в России.

Натур-Экономика - это Золотая Середина между евангельским презрением к земному богатству и потребленческим поклонением мамоне.
Натур-Экономика - это объединение небесных и земных ценностей, а не поклонение им по отдельности.

Общинно-купеческая экономика - прообраз не советской, а Натур-Экономики https://evolution-march.livejournal.com/1762500.html
Развитеизм, Натур-Общизм и Эволюционный Марш - единство Материи и Духа на всех уровнях Бытия https://evolution-march.livejournal.com/1877942.html
Натур-Традиция, Натур-Экономика и Натур-Духовность как три источника демографической революции https://evolution-march.livejournal.com/2094342.html
Previous post Next post
Up