(no subject)

Jul 16, 2007 15:40

Иордан: от истоков до Мертвого моря

Автор: Серж Вольфсон

Долина Иордана начинается южнее Ливанской долины. Очень часто собственное название реки, горы или холма на иврите, могут нам раскрыть многое из реальных особенностей места. Иордан на иврите - Ярден. Корень йоред - спускающийся. Невозможно более лаконично и чётко передать суть этой реки. Кроме того, это единственная в Израиле река, которая течёт с Севера на Юг, а не с Востока на Запад. Иордан питается, в основном, талыми снегами горы Хермон. Некоторые вершины Хермонского хребта покрыты вечными снегами, а зимой почти весь хребет исчезает под толстым белым покрывалом. Где-то, в период Песаха, начинается таяние, которое питает источники Иордана. Главных притоков у Иордана три: Хацбани, Дан и Баниас. Наибольшая высота Хермона - 2.814 метров. Высота того пика, что находится на израильской территории - 2.223 метра. Впадает же Иордан в Мёртвое море, и устье его лежит на 400 метров ниже уровня моря. Так как длина самой реки по прямой около 150 км, можно представить себе, с какой скоростью текут её воды. И этот поток, который в России именовался бы речкой, или даже большим ручьём, на самом деле является очень эффективной естественной преградой. До эпохи каменных, железных и бетонных мостов, и конечно, вертолётов переправа через Иордан была весьма неординарным, а порой и опасным событием.

Итак, после слияния всех трёх притоков Иордан начинает свой путь вниз, на Юг. Вначале, на его пути расположена широкая долина, запертая между горами Галилеи и Голанскими высотами, называемая долиной Хула, по имени небольшого озера в её середине. Протяжённость долины - 75 км., ширина - 12 км. С трёх сторон она окружена горами: на Востоке - Голанским плато, на Западе - горами Нафтали, на Севере - Ливанскими горами. С древних времён долина славилась своим плодородием, благодаря великолепному сочетанию жаркого климата, обилия воды и очень богатой наносной земли. Во II-ом тысячелетии до новой эры на холме, господствующем над центральной частью долины, находился город Хацор. В книге Иехошуа о нём сказано: «И Хацор раньше глава всех княжеств этих» (Иехошуа, 11:10). Действительно, богатство окружающих земель и близость к важным международным дорогам того времени дали возможность городским князьям создать сильное и мощное государство, которое могло позволить себе содержание хорошо обученной армии, вооружённой, в числе прочего, большим количеством боевых колесниц. По тем временам это было не менее серьёзнее, чем наличие танковых дивизий в наше время, и поэтому Хацор доставил немало неприятностей нашим предкам, пока они не осознали, что колесницы так же беспомощны в болотах, как и современные танки.

В периоды застоя и запустения долина Хула представляла собой большое болото. Одна из причин того, что евреи смогли выкупить в первой половине ХХ века у арабов немало заболоченных земель, была связана с тем, что арабские шейхи и эфенди были рады от них избавиться, так как арабы плохо умели их обрабатывать и не получали от этих участков больших доходов. Еврейские поселенцы, ценой колоссальных усилий, страдая от малярии, уносившей жизнь за жизнью, смогли освоить и осушить долину Хула. В семидесятые годы на небольшой территории внутри Хулы открыли заповедник, который сохраняет первозданную флору и фауну. Ознакомиться с примером хозяйства того времени можно в музее-усадьбе Йоава Дубровина. Это очень интересная история русского крестьянина из Астрахани, который принял иудаизм. Он приехал на Святую Землю взяв с собой всё необходимое для сельскохозяйственных работ и Свиток Торы. Купил 650 дунам земли и завёл крепкое хозяйство. На выставку 1922 года Дубровин привёл быка, поставил его на весы, пружины лопнули и весы развалились. Бык оказался самым тяжёлым в Галилее. Малярия унесла жизни двоих его сыновей. Но когда 95-летнего Йоава спросили, не жалеет ли он о приезде сюда, он сказал: «Одно у меня утешение, что внуки мои смогут читать Библию на иврите. Я приехал на Святую Землю не ради наживы, а из любви к Создателю». Кроме того, в музее можно ознакомиться и с другими материалами, связанными с поселенческой деятельностью в этом районе: о Иесуд ха-Ма’ала - 1883 г., Мишмар ха-Ярден - 1890 г., Метуле - 1896 г., Маханаим - 1898 г., и послевоенных поселениях Кфар Гил’ади, Тель-Хай, Аелет ха-Шахар. До войны в долине было создано 17 еврейских поселений.

Но продолжим об Иордане… Он продолжает свой бег на Юг. После долины Хула его русло несколько сужается, и какое-то время его воды бегут по довольно узкому ущелью. Но вот горы Галилеи отступают на Запад, Голаны - на Восток, и перед нашим взором открывается великолепная сверкающая гладь озера Киннерет.

Киннерет.

Десятки миллионов лет тому назад, в природе произошло уникальное геологическое явление, в результате которого земная кора разверглась на протяжении 6.5 тысяч км, и образовалась трещина, получившая название Великого Сирийско-Африканского разлома. Часть его расположена на нашей территории. Разлом образовал ряд водоёмов, обладающих уникальными качествами: реку Иордан, озеро Киннерет и Мёртвое море. Сейчас речь пойдёт о Киннерете. Водоём расположен в северной части Сирийско-Африканского разлома, примерно на 209 метров ниже уровня моря. Его длина, с Севера на Юг, 22 километра; ширина, с Востока на Запад, 14 километров; площадь - 170 кв. км, а наибольшая глубина - 43 метра. Объём воды в озере - 4 млрд. кубометров. Особенности субтропического климата этой местности создают в озере своеобразный температурный режим. Примерно с середины мая до конца декабря воды Киннерета чётко делятся на два слоя: тёплый (от 22 до 30 градусов), хорошо перемешанный верхний слой (эпилимнион) глубиной от 16 до 30 метров, и более глубокий, прохладный (от 13 до 16 градусов), лишённый кислорода (гиполимнион). Зимой эта двуслойность исчезает и водная масса полностью перемешивается. Воду в Киннерет приносит, в основном, река Иордан. Остальная часть поступает из многочисленных речушек и ручьёв, стекающих с Голанского плато.

Страницы истории.

Современные очертания Киннерет приобрёл примерно 18 тысяч лет тому назад. Подтверждением этому служит то, что учёные обнаружили раннюю доисторическую стоянку человека в двух километрах к юго-востоку от озера. Свидетельства о более поздних доисторических поселениях найдены в карстовых пещерах Вади Амуд, к северо-западу от Киннерета, где найдены остатки «Галилеянина» - первобытного человека, жившего здесь 100-150 тысяч лет тому назад. Как страницы книги истории можно было бы перелистать 16 культурных слоёв раскопок, произведенных в Тель Бейт-Иерах, на юго-восточном побережье озера: от древних времён - через египтян, греков, римлян, византийцев и арабов - до первых поселенцев конца XIX века.

Во времена греческого, римского и византийского правления берега Киннерета были густо заселены. Есть достаточно большое количество факторов, которыми определяется интерес к этой местности, главными из которых являются: стратегичекое местоположение (напомню, что здесь проходила дорога Via Marris - Морской путь, связывавшая Египет со странами Плодородного Полумесяца); изобилие пресной воды, необходимое для сельского хозяйства; рыболовство, составлявшее часть рациона местных жителей и являвшееся предметом торговли; и, наконец, горячие источники, которые во все времена привлекали сюда своими целебными качествами больных различными заболеваниями. К пику своего развития край начал идти с момента основания на берегу Киннерета города Тиберия, приходу беженцев из разрушенного Иерусалима, в числе которых были десятки еврейских мудрецов, и, конечно же, обоснованию в Тверии Санедрина и завершению здесь работы над Иерусалимским Талмудом.

Разного рода воспоминания, вроде хроник Иосифа бен-Маттатиягу (более известного под именем Флавий), талмудическая литература, оставались бы только словами, если бы они не были подтверждены материальными свидетельствами, археологическими раскопками. В Галилее находятся около 50 раскопанных синагог, убедительно доказывающих факты еврейского присутствия в Галилее и на Голанах.

Особую популярность Киннерет обрёл в связи с христианской традицией. Как известно, поселения вокруг озера стали местом деятельности Иисуса. По прошествии времени, здесь были возведены церкви, монастыри, в ознаменование событий из земного пути Христа, ставшие объектами паломничества и туризма.

Выйдя из Киннерета, Иордан теряет стремительность своего течения, становится спокойным и маловодным. Наверное, так было не всегда. Разве может быть иначе, если в н.в. каждый год из Киннерета идёт забор воды в количестве 1 млрд. кубометров? Да и только ли это, чему не место в моей «прогулке»? В сущности, в этом месте стоит поставить точку на рассказе о реке, играющей такую значительную роль в еврейской и христианской традиции. Что я и сделаю! Добавив лишь несколько соображений гида…

Вся верхняя часть Иордана, до впадения его в Киннерет, - изобилует прекрасными местами для активного и пассивного отдыха. Что может быть лучше выходного дня, проведенного, скажем, в заповеднике природы «Дан»? Или в парке «Ярден», где можно на каяках спуститься вниз по реке? А затем заняться любимым видом спорта израильтян, - едой на одной из благоустроенных площадок. Туристы могут побывать в прекрасно обустроенном месте Крещения в Ярданите, а любители истории опустятся чуть ниже по течению к сохранившимся остаткам на Иордане сооружений крестоносцев. Выбор за Вами! Не сидите только дома!

http://www.sergwolfson.co.il/articles/30.htm

Previous post Next post
Up