Тема 1: суррогаты

May 03, 2006 14:46


Назаров О.Ю., Костюкова М.В.

Масштабы и особенности употребления больными АЗ спиртосодержащих препаратов

Источник:
Социальные преобразования и социальные проблемы. Сборник научных трудов. - Нижний Новгород: НИСОЦ, 2005. - 107 с.
ВВК 60.524
ISBN 5-93116-069-8

(тираж: 400 экз.)

ps: без таблиц

С. 69-78.


Различные виды и уровни потребления алкоголя связаны с различными медицинскими и социальными проблемами. Это касается потребления как традиционных напитков, так и различных спиртосодержащих препаратов. «Страшные последствия массовой алкоголизации населения России, особенно жителей малых городов и сельской местности, связаны не только и не столько с давними традициями, столько с тяжелыми условиями бытия большинства населения в ХХ в., перешедшими в век XXI. За эти годы сложилась антикультура пития» (сн.1). «В новейшей истории России доминирует новый стиль потребления, когда пьют и в праздники и в будни, не только не закусывая, но часто даже не приседая. Или на ящике-таре вместо стола, на газетке вместо скатерти, среди мусора и грязи. Стали привычными выпивки женщин и подростков. Это питейное бескультурье носит массовый характер и является лишь поверхностным отражением деградационных процессов российского общества, прочно связанных с неуемным потреблением спиртных напитков» (сн.2). Мы являемся свидетелями того, что в последнее время возникает все более масштабное, употребление с целью опьянения суррогатов алкоголя: спиртосодержащих аптечных препаратов, препаратов бытовой химии, парфюмерных изделий и др. Если употребление традиционных напитков достаточно хорошо изучено, то массовое употребление суррогатов алкоголя, «пузырьковое пьянство» наблюдается впервые.
Такое явление не может возникнуть на пустом месте. Массовое употребление суррогатов алкоголя обеспечивает промышленное производство, широкая торговая сеть, ценовая политика, качество товара, делающее его доступным и экономически привлекательным. Все это определяет высокую степень конкурентоспособности товара на рынке алкогольной продукции. Медицинский ущерб, связанный с ростом употребления суррогатов алкоголя, значителен. Например, в Санкт-Петербурге в конце 90-х годов «количество больных, поступающих в стационары города с диагнозом отравления алкоголем и его суррогатами, составляло около 20% от общего числа госпитализаций» (сн.3). С 90-х годов увеличивается смертность, связанная с алкоголизацией. Специалисты объясняют это увеличением доли фальсификатов и суррогатов алкоголя на рынке алкогольной продукции. В стране стали чаще регистрироваться случаи групповых и массовых отравлений. Все это свидетельствует о том, что массовое употребление суррогатов алкоголя превращается в серьезную социальную и медицинскую проблему.
Предметом данного исследования является изучение масштабов и некоторых особенностей употребления суррогатов алкоголя в среде больных алкогольной зависимостью (АЗ). С этой целью было осуществлено исследование с использованием стандартизированного интервью пятидесяти трех больных в возрасте от 26 до 62 лет, находящихся на лечении в наркологическом стационаре (все мужчины). В данной совокупности обследованных было выделено два типа больных, употребляющих спиртосодержащие препараты - систематически употребляющие суррогаты (29 человек, далее мы будем их называть часто употребляющие) и употребляющие их редко или не употребляющие совсем (24 человека - редко употребляющие). Распределение по времени начала употребления наглядно показывает, что массовое употребление суррогатов является порождением последних семи лет. Из 45 человек, употребляющих суррогатный алкоголь (систематически или хотя бы иногда), 35 начали употреблять его с 1998 года.
По мнению больных АЗ, потребителями спиртосодержащих являются малоимущие люди, алкоголики и другие социальные группы с негативными характеристиками (табл. 1). Малоимущие люди - это, прежде всего, бедные, у кого нет денег, экономные, пьющие пенсионеры, бомжи, простой народ, те, кто не работает, работяги, низкие социальные слои, деградировавшие. К числу алкоголиков они причисляют хроников, тех, кто с похмелья, всех пьющих, опустившихся, тех, кому все равно, что пить, и кому нравится вкус этих напитков. Респонденты выделили также ряд негативных характеристик, которые нельзя отнести к первым двум - почти все, все мои знакомые, жадные, скупердяи, те, кто пьет за компанию, те, кто доверяет аптеке, те, кому надо срочно снять стресс.
Итак, в оценке всех больных АЗ преобладают социальные характеристики, отражающие высокую степень социальной и экономической уязвимости потребителей суррогатов. На втором месте оказываются характеристики, отражающие факт злоупотребления алкоголем, причем этот факт несколько чаще отмечают больные АЗ, систематически пьющие суррогаты. На третьем месте оказываются наиболее негативные характеристики, причем негативные оценки более характерны для людей, редко употребляющих суррогаты.
На вопрос о том, почему люди покупают пузырьки, респонденты сформулировали три группы мотивов их потребления: социально- экономическую, алкогольную, психологическую. Доминирует социально-экономическая мотивация, причем чаще всего люди говорят о дешевизне этого продукта. Другие социально-экономические мотивы (это выгодно, доступно, удобно (не надо разливать и искать стакан), проще проносить через проходную, принимаю по назначению врача, тяжелое материальное положение) называют реже, причем эти мотивы заметно чаще отмечают люди, редко употребляющие суррогаты. Довольно существенную роль играет также алкогольная мотивация (можно быстро опохмелиться, хорошее опьянение, сильное опьянение, крепче водки, лучше водки, быстрее трезвеешь, чтобы не умереть, потому что у покупателя алкоголизм). Этот вид мотивации в большей мере присущ лицам, часто употребляющим суррогаты. Реже всего люди формулируют психологические мотивы (потому что не боятся отравиться, не контролируют себя, от безысходности), причем этот тип мотивации несколько чаще отмечают люди, редко использующие суррогаты. Итак, пузырьки покупают, потому что они являются дешевым, доступным, удобно расфасованным товаром. При этом вкусовые качества содержимого пузырьков не является чем-то важным для большинства алкоголиков.
Важным моментом образа жизни, при котором люди потребляют суррогаты спиртных напитков, является место их приобретения. Таких мест в городе три: аптека, магазин и, условно говоря, шинок (табл. 3). Все алкоголики, независимо от частоты употребления суррогатов, покупают их, прежде всего, в аптеке. Почти столь же часто эти напитки приобретаются в торговых организациях - на рынке, в магазинах, в парфюмерных отделах, на оптовых базах, в киосках, в ларьках, в маркетах, на ярмарках и, наконец, в шинках (в шинке, у бабулек, у знакомых, на дому, на производстве, у ЧП, с рук у вокзала). Эти товары приобретаются людьми, знающими места расположения таких шинков: недаром больные, часто употребляющие суррогаты, почти вдвое чаще называют это место приобретения. Таким образом, шинок не выдерживает конкуренции с официально существующей торговой сетью, хотя является важным местом оборота спиртосодержащих препаратов.
На вопрос о предпочитаемых алкогольных напитках больные АЗ называют, прежде всего, водку (34 чел.), крепленое вино (9 чел), самогон или сухое вино (по 5 чел.), коньяк (4 чел.), пиво (2 чел.), и один респондент отметил, что более всего любит шампанское (табл. 4). Алкогольные пристрастия респондентов нередко весьма далеки от того, что они реально употребляют. Понятно, что в данной среде мотивы потребления смещены в сторону возможности быстро опьянеть, поэтому явное предпочтение отдается крепким спиртным напиткам. Особенно эти предпочтения характерны для людей, систематически употребляющих суррогаты. Среди них соотношение предпочтения крепких (водка, самогон, коньяк) и некрепких (крепленое и сухое вино, пиво, шампанское) напитков является семикратным (28/4). Среди редко употребляющих суррогаты такое соотношение значительно ниже и составляет 1,3 (16/12). Таким образом, очевидно, что понимание алкогольной нормы у различных типов потребителей спиртных напитков не просто разное, а радикально отличающееся. Структура потребления в подгруппе систематически употребляющих суррогаты соответствует национальной структуре потребления, где традиционно преобладают крепкие спиртные напитки. Алкогольные вкусы в другой подгруппе больше соответствуют структуре мирового потребления алкоголя, где водка составляла 34%, пиво - 27%, вино - 39% (сн.4).
Предпочтения в сфере дешевых спиртосодержащих напитков находятся в области товаров, которые можно приобрести в аптеке (перцовая настойка, боярышник, салициловый спирт, меновазин, спирт для растирания, муравьиный спирт) или в магазинах и отделах бытовой химии ("Троя", разведеный технический спирт, косметические лосьоны "Зима", "Весна"). Чаще всего, употребляются аптечные препараты, которые наиболее доступны и которым больше доверяют. Это, прежде всего, настойка боярышника и перцовая настойка. Следует отметить, что каждый респондент в среднем назвал по два аптечных препарата, а люди, часто употребляющие суррогаты,- даже по три и более. Нередко употребляется также разведенный технический спирт и жидкость для растирания. Кроме того люди пьют салициловый и муравьиный спирт, настойку пиона, жень-шеня и пустырника, луковую, чесночную настойки, антисептический раствор, меновазин, анисовые капли. Препараты бытовой химии заметно уступают в популярности, а парфюмерная продукция даже не упоминается.
Учитывая, что в настоящее время девиацией является трезвость, а не пьянство, появляется необходимость определения таких понятий, как нормативное и ненормативное потребление спиртных напитков. Понятно, что потребление суррогатов само по себе ненормативно, однако в данном случае интерес представляют и формы и социальное окружение процессов потребления алкоголя. В этой связи в ходе интервью были заданы вопросы о том, в какой компании люди потребляют традиционные напитки и т.н. пузырьки. Известно, что употребление алкоголя, возникновение и развитие АЗ происходит в ансамбле с другими людьми, в группе. Группы могут быть алкогольными и преалкогольными в зависимости от величины групповой потребности в алкоголе (сн.5). Употребление традиционных спиртных напитков является одной из групповых форм алкогольного поведения, индикатором активности человека в микросреде и качества его общения. Традиционные спиртные напитки употребляются чаще всего с родственниками, в составе производственной компании, территориальном (чаще дворовом) сообществе, с друзьями, знакомыми женщинами, с близкими людьми, другими словами, «в приличной компании». Реже, но все же достаточно часто люди пьют в одиночестве или со случайными людьми (табл. 5).
Все ответы респондентов мы разделили на 5 групп: семейная, формальная (рабочая), территориальная, употребление в одиночестве или в одноразовой компании, остальные варианты (друзья детства, приятная компания, знакомые женщины). Групповая потребность в алкоголе в данных компаниях различна. В семейной и рабочей группе, компании друзей детства и знакомых женщин групповая потребность в алкоголе относительно невелика и не является ведущей потребностью группы. Во всяком случае, в этих группах могут быть другие интересы, потребности и мотивы, которые могут быть конкурентными по отношению к алкогольным. Можно обозначить эти группы как преалкогольные. Группы, возникающие по месту жительства, а также малознакомых людей чаще объединяет потребность в выпивке и их, с большей вероятностью, можно обозначить как алкогольные. Употребление алкоголя в одиночестве, вне какой- либо референтной ориентации, как правило, психологически мотивировано наличием внутреннего конфликта. Респонденты (напомним, что это люди, находящиеся в стационаре наркологической больницы) стараются употреблять традиционные напитки в традиционных для нашего общества общепринятых компаниях (родственники, производственная компания, друзья детства, знакомые женщины). Прослеживается явное стремление остаться при этом в рамках социальной нормы. Известно, что «распитие спиртного в домашних условиях (под контролем семьи, близких, где прием пищи в определенной мере нейтрализует действие алкоголя) в сравнении с уличным потреблением, по данным наших исследований, в 2 - 2,3 раза реже сопровождается антиобщественными поступками» (сн.6).
Употребление пузырьков никак не соответствует представлениям о социальной норме, нормативном круге общения и качестве общения. Картина социального окружения людей, употребляющих суррогаты, резко меняется. Чаще всего их употребление происходит в одиночестве, в территориальной компании, со случайными людьми, в компании опустившихся людей, реже - в производственной компании, с приятелями, с родственниками, старыми знакомыми. Употребление суррогатов происходит чаще всего с малознакомыми людьми, в одиночестве и, в меньшей степени, в территориальных компаниях. Особенно четкая картина наблюдается среди систематически употребляющих суррогаты, где употребление в составе семейных и рабочих компаний отсутствует вовсе. Характер употребления пузырьков свидетельствует о выходе человека за пределы групповых социальных норм, в том числе, компаний алкогольного типа. При употреблении суррогатов, особенно систематическом, потребность в общении угасает.
Известно, что потребление крепких спиртных напитков и особенно суррогатов алкоголя наносит наибольший вред здоровью людей. Это обстоятельство понимают и отмечают и сами потребители суррогатов, причем особую вредность всех суррогатов более активно отмечают систематически употребляющие их (табл. 6). Особенно вредны, по их мнению (на этом заметно более активно настаивают люди, редко употребляющие суррогаты), препараты бытовой химии. Именно поэтому их употребляют значительно реже, но, несмотря на этот вред, их все-таки тоже употребляют. Наиболее вредными считают стеклоочистители, настойку боярышника, разведенный технический спирт, денатурат, одеколон и все аптечные препараты. Но все же определенная часть больных сохраняет доверие к спиртосодержащим препаратам аптечного происхождения.
Характер питания, качество и образ жизни этих людей приводит к тому, что практически все они становятся серьезно больными людьми. Все интервьюируемые (были опрошены почти все больные, находящиеся в период исследования в стационаре) лечились в наркологическом стационаре, в среднем, 4-6 раз. Ремиссии свыше 6 месяцев имели 18 человек, многие из них имели тяжелые сопутствующие заболевания и осложнения (ч.м.т., делирий, энцефалопатия, психопатия, алкогольная эпилепсия, гепатит, сифилис, обморожение конечностей). Больные АЗ имеют явные признаки социальной дезадаптации: многие из них не имеют работы и семьи (табл. 7).
Если социальные характеристики тех, кто систематически пьет суррогаты и пьет их иногда, приблизительно одинаковы, то медицинские существенно различаются. Среди людей, систематически употребляющих суррогаты, чаще встречаются случаи повторных госпитализаций. На каждого из них приходится семь госпитализаций, а среди тех, кто не пьет их или употребляет редко - 5,5. Среди систематически употребляющих суррогаты гораздо чаще встречаются тяжелые сопутствующие заболевания и осложнения. Ремиссии, напротив, чаще встречаются в подгруппе редко употребляющих суррогаты.
Итак, и случайное, и систематическое употребление суррогатов алкоголя имеет широкое распространение в среде больных АЗ. Массовое употребление, именно суррогатов алкоголя, является экономически мотивированным и объясняется не достоинствами самого продукта, а, прежде всего, его дешевизной. Массовое употребление суррогатов алкоголя сложилось в последние семь лет. Наиболее часто употребляются медицинские настойки (настойка перца, боярышника), к которым потребители испытывают определенную степень доверия. Медицинские характеристики показывают, что употребление суррогатов алкоголя, особенно систематическое, является индикатором не только социального, но и биологического (медицинского) неблагополучия. При этом респонденты сохраняют адекватное и нормативное представление о вреде употребления суррогатов алкоголя и хорошо осознают вред, наносимый здоровью употреблением суррогатов.
Хорошо известно, что социальная жизнь больных АЗ характеризуется низким уровнем адаптационных ресурсов, непродуктивными и негативными адаптационными стратегиями, неспособностью к сохранению и поддержанию трудового, семейного, социального статуса. Все эти проблемы в полной мере относятся к группе больных, употребляющих суррогаты алкоголя, и, особенно, систематически употребляющих. Употребление алкоголя в данной группе имеет акультурный и аутоагрессивный характер. Систематическое употребление суррогатов лишает человека важных адаптационных ресурсов: сужает систему социальных связей и внешней поддержки, ухудшает состояние здоровья как соматического, так и психического.
Алкоголики сами идентифицируют потребителей суррогатов как социально и экономически несостоятельную часть населения и, в меньшей степени, как больных алкоголизмом. Массовое употребление суррогатов алкоголя, прежде всего, медицинских настоек является характерной особенностью алкогольной ситуации в стране в настоящее время. Исследование показало, что систематическое употребление суррогатов характеризуется высокой степенью обособления человека в обществе. При употреблении пузырьков резко меняется круг общения, потребность в общении угасает. Человеку, употребляющему суррогаты, часто не требуется компания и даже случайный собутыльник. Респонденты подчеркивают отсутствие контроля и какой-либо упорядоченности при употреблении пузырьков. При таком виде алкоголизации человек выходит за пределы культурных традиций и групповых норм. Не имеет значения время, место, компания, закуска и даже наличие денег. Чтобы напиться, достаточно иметь 8-10 рублей. Зимой закуской может стать снег, ягоды рябины.
Систематическое употребление суррогатов алкоголя сопровождается безработицей, отсутствием семьи, бедностью, плохим здоровьем. Такие люди отклоняются от принятого в этом обществе образа жизни. Можно предположить, что накопление отрицательного опыта, длительная неспособность достичь социально значимых целей приводит к высокому уровню социальной уязвимости и неблагоприятным перспективам в обществе. Низкий уровень соматического и психического здоровья, характерный для группы больных систематически употребляющих суррогаты алкоголя, делает не только социальный, но и медицинский прогноз неблагоприятным. В тоже время, независимо от объективных условий социализации и личностных особенностей человек всегда, в той или иной степени, сам является автором сценария своей жизни. Шустов Д.И. считает систематическое употребление суррогатов одним из направлений аутоагрессивности при алкоголизме (сн.7). Данный автор выделяет группу выраженного рискованного поведения и полагает, что феномен аутоагрессивности алкоголизма и, в частности, употребление суррогатов проявляется в «намеренной склонности к различного рода неблагополучию». Очевидно, что существуют субъективные предпосылки, превращающие человека в жертву обстоятельств, делающие его социально и биологически уязвимым.
Доступность алкогольных напитков - важный показатель, характеризующий уровень потребления алкоголя населением. Увеличение доступности алкогольных напитков идет с начала 1980-х годов за счет увеличения количества вино-водочных специализированных магазинов, а в 1990-е годы за счет включения алкогольных напитков в ассортимент неспециализированных торговых предприятий. По данным нашего исследования, продажа спиртосодержащих жидкостей чаще всего происходит в аптеках. Включение сети аптек в систему продаж сохраняет тенденцию, наметившуюся еще в 1980-е годы, по увеличению доступности алкогольных напитков. Дешевизна и доступность медицинских настоек делает менее востребованным производство и продажу криминального алкоголя.

Сноски:
1. Гилинский Я. Девиантология.- СПб, 2004; Девиантность и социальный контроль в России. / Отв. ред. Гилинский Я.- СПб, 2000.
2. Немцов А. Алкогольная смертность в России, 80-90-е годы.- М., 2001.
3. Острое отравление алкоголем и его суррогатами / Ю.Ю. Бонитенко, Г.А. Ливанов, Е.Ю. Бонитенко, М.Л. Калмансон.- СПб, 2000.
4. Заиграев Г.Г. Борьба с алкоголизмом.- М., 1986.
5. Бехтель Э.Е. Донозологические формы злоупотребления алкоголем. М. 1986.
6. Заиграев Г.Г. Борьба с алкоголизмом. - М., 1986.
7. Шустов Д.И. Аутоагрессия, суицид и алкоголизм. - М., 2005.

алкоголизм

Previous post Next post
Up