В текстах, посвящённых американскому флоту, неоднократно встречал ссылки на книгу Брэдли Фиске The Navy as a Fighting Maсhine. Добавил в библиотеку. Автор - контр-адмирал американского флота, известен он в первую очередь как изобретатель. Вот, например, Фиске с машинкой для чтения, которую многие небезосновательно сравнивают с гугл-очками:
Прекрасная картинка. Объясняющая и название книги, и многое в её содержании. Впрочем, если вам вдруг понадобится портрет того самого ультра-мэхэнианца, с которым - не называя имён - так часто спорят теоретики морской мощи, приведённое выше фото будет очень кстати. Вот как Фиске начинает третью главу своей книги, "Naval Power" ("Морская сила"):
Mahan proved that sea power has exercised a determining influence on history. He proved that sea power has been necessary for commercial success in peace and military success in war. He proved that, while many wars have culminated with the victory of some army, the victory of some navy had been the previous essential. He proved that the immediate cause of success had often resulted inevitably from another cause, less apparent because more profound; that the operations of the navy had previously brought affairs up to the "mate in four moves," and that the final victory of the army was the resulting "checkmate." [Перевод] Мэхэн доказал, что морская сила оказывает определяющее влияние на историю. Он доказал, что морская сила необходима для коммерческого успеха в мирное время и для боевых успехов во время войны. Он доказал, что, хотя кульминацией многих войн была победа той или иной армии, необходимым [условием успеха] была предшествующая победа того или иного флота. Он доказал, что непосредственная причиная успеха часто является неизбежным следствием другой причины, более отдалённой и потому менее очевидной; что операции флота предварительно доводят дело до ситуации "мат в четыре хода", и итоговая победа армии является вытекающим из этой ситуации "матом".
Книга так же является прекрасным образчиком мысли угасающего века. На дворе 1916 г. - предисловие подписано 3 сентября. Под Верденом догорают идеалы просвещённого империализма и социал-дарвинизма. Молодой Эйнштейн забивает гвозди в гроб ньютоно-картезианского мира. Тем временем отставной американский адмирал пишет текст, в котором конкуренция называется единственным двигателем прогресса, свобода торговли увязывается с силой флота, а эффект от морской блокады сранивается с последствиями внезапной остановки поезда для пассажиров.
О чём может писать ультрамэхэнианец-механицист? Разумеется, о том, что "этой стране" нужен сильный флот. Само по себе это не удивительно и не было бы так примечательно, если бы книга не была написана и опубликована в 1916 г. В том самом году, когда президент Вильсон использовал маринистскую риторику в предвыборной кампании и протолкнул через Конгресс новую кораблестроительную программу. В основе которой лежала идеология флота second to none - не уступающего никому. И неожиданно в тексте Фиске мы встречаем примерно следующую цепочку рассуждений:
1. Флот в мирное время нужен для реализации внешней политики, во время военное - в первую очередь для того, чтобы не допустить блокады своих берегов (а блокада - самая страшная опасность для Америки, не считая, конечно, вторжения).
2. Для того, чтобы выполнять свои задачи, флот должен быть равен по силе флоту соперника (в мирное время) или противника (во время войны).
3. Определить соперника или противника заранее сложно. Ситуация может меняться быстро и неожиданно. Допустим, Великобритания сегодня сражается плечом к плечу с двумя своими старыми противниками - против страны, с которой её связывает столько тёплых воспоминаний.
4. Разрыв в богатстве и военной силе какой-нибудь страны (ну, вы понимаете) увеличивает вероятность войны.
5. Ничего плохого про Великобританию говорить не стоит - напротив, можно сказать только хорошее - но... ничего нельзя исключать.
6. Америке нужен флот, равный сильнейшему флоту мира.
Фиске не забывает про Японию, но про Великобританию пишет намного, намного больше. Кроме того, он так же пишет, что, вполне возможно, мир вскорости договорится об ограничении вооружений на международной конференции. И каждой стране стоит к началу такой конференции иметь флот как можно больший. Если вы задавались вопросом о том, была ли Вашингтонская конференция частью двухходовочки - вот вам если не ответ, то как минимум базис для конспирологической теории.
Впрочем, Фиске вошёл в историю не столько как теоретик морской силы в глобальном смысле. Его упоминают как человека, способствовавшего превращению американского флота в ту самую "боевую машину", в основе которой - то, что по аналогии с медициной можно назвать evidence based warfare. Иными словами, американцы - не исключительно, но во многом благодаря Фиске - строили свой флот, опираясь на результаты теоретических расчётов (а Фиске ещё до Ленчестера, например, вывел "квадратичный закон"), штабных игр и экспериментальных учений (см. Fleet Problem). Фиске - даром что изобретатель - в своих построениях уделял достаточное внимание как материалу, так и персоналу. И, в конце концов, он был энтузиазстом морской авиации.
P.S. В библиотеке сейчас много "битых" ссылок на статьи из US Naval War College Review. Это связано с перестройкой сайта USNWC. Перестройка там потихоньку заканчивается, ссылки, по мере сил, восстанавливаю.