О пользе простых наблюдений

Feb 21, 2019 08:32


Снова Хон, снова линкоры и авианосцы.

Не сильно, думаю, ошибусь, если скажу так: существует широко распространённое в очень узких кругах мнение о том, что главной задачей американских линкоров во время наступления 1943-1945 гг. была защита авианосцев. Защита от реальных атак самолётов (мнение совсем широко распространённое), защита от потенциальных атак надводных кораблей (мнение чуть более продвинутое). Взгляд этот - как любой взгляд типа conventional wisdom - верен, но лишь отчасти.

Трент Хон существенно меняет представление о роли быстроходных линкоров в составе TF38/58, причём делает это, главным образом, с помощью элементарного наблюдения. А именно - он обращает внимание на то, как именно быстроходные линкоры и авианосцы - делились между авианосными группами. В книге Хона аж 8 табличек (в статье табличек, увы, нет, но соответствующие замечания имеются), посвящённых этому вопросу - начиная с операции "Гальваник" и заканчивая ударами по Японии летом 1945-го. Не вдаваясь во все подробности, приведу информацию из двух.

Первая - организация авианосных групп в операции "Форэйджер", вторжении на Марианские острова (по Хону)

TG58.1 - авиносцы "Хорнет", "Йорктаун", "Белло Вуд", "Батаан", линкоров нет;

TG58.2 - авианосцы "Банкер Хилл", "Уосп", "Монтерей", "Кэбот", линкоры "Айова", "Нью-Джерси";

TG58.3 - авианосцы "Энтерпрайз", "Лексингтон", "Сан-Джасинто", "Принстон", линкоры "Алабама", "Саут Дакота", "Индиана", "Норт Кэролайн", "Вашингтон";

TG58.4 - авианосцы "Эссекс", "Коупенс", "Лэнгли", линкоров нет.

Это - решение Спрюэнса, адмирала, которого Кларк Рэйнольдс характеризует как "тактически ориентированного на линкоры". И вообще, Рейнольдс, певец американской воздушно-морской мощи, Спрюэнса не любит. И то верно - Спрюэнс был настолько "чёрным ботинком", что собирался выставить в единой линии не только новые, но и старые линкоры. И, как замечает Хон, в операции "Гальваник" лучшие из старичков включил в северную группу, ту, рядом с которой находились и включавшие в свой состав линкоры TG50.1 и TG50.2.

Посему интересно сравнить с решением не командующего 5-м флотом, а вполне себе продвинутого авиатора, командующего TF58 Марка Митшера в апреле 1944 г., для удара по Палау в апреле 1944 г.

TG58.1 - авианосцы "Хорнет", "Белло Вуд", "Коупенс", "Батаан", линкоров нет;

TG58.2 - авианосцы "Банкер Хилл", "Йорктаун", "Монтерей", "Кэбот", линкоры "Айова", "Нью-Джерси";

TG58.3 - авианосцы "Энтерпрайз", "Лексингтон", "Лэнгли", "Принстон", линкоры "Алабама", "Саут Дакота", "Индиана", "Норт Кэролайн".

Таким образом, и Митшер сосредотачивал свои линкоры в двух группах - быстроходные в одной, "вашингтонские" в другой. Он, так же, как и Спрюэнс, в своём плане предусматривал формирование "линии" в случае появления противника из всех линкоров, и выделение быстроходной "группы преследования" с "Айовой" и "Нью-Джерси" в случае, если преследование понадобится. Наконец, что так же важно и интересно: и Спрюэнс, и Митшер группы без линкоров отправляли дальше, т.е. ближе к противнику. В начале операции "Форэйджер" безлинкорные TG58.1 и TG58.4 атаковали "-дзимы" - Иводзиму и Титидзиму - в то время как "линейные" TG58.2, TG58.3 действовали вместе у Марианских островов. Митшер свою "лёгкую" TG58.1 так же использовал для атаки целей дальшей к западу.

Хэлси в смысле "авиационности" занимал промежуточную позицию между Митшером и Спрюэнсом. Хон указывает, что и Хэлси точно так же собрал свои линкоры во вторую и третью группы, разделив "айовы" и "вашинтонцы", и что эти две группы так же действовали рядом - только они в день высадки держались к северу, на направлении возможной атаки со стороны Формозы. Я решил посмотреть, какова была организация сил Хэлси чуть раньше, во время воздушных атак на Формозу. Данные по Бэйтсу:

TG38.1 - авианосцы "Уосп", "Хорнет", "Монтерей", "Коупенс", "Кэбот", линкоров нет;

TG38.2 - авианосцы "Интрепид", "Хэнкок", "Банкер Хилл", "Индепенденс", линкоры "Айова", "Нью-Джерси";

TG38.3 - авианосцы "Лексингтон", "Эссекс", "Принстон", "Лэнгли", линкоры "Вашингтон", "Саут Дакота", "Массачусетс", "Алабама";

TG38.4 - авианосцы "Франклин", "Энтерпрайз", "Белло Вуд", "Сан Джасинто", линкоров нет.

При этом 24 октября, в первый день сражения за Лейте, линкоры Хэлси действительно были "размазаны" попарно по трём сражавшимся группам - 2-й, 3-й и 4-й - но это вышло случайно: 22 октября "Вашингтон" и  "Алабама" были переданы в состав 4-й группы, поскольку та должна была уйти на дозаправку.

Наблюдение простое, интересное, и при это радикально меняющее представление о том, зачем линкоры были нужны в первую очередь Спюэнсу, Хэлси и Митшеру (не путать "нужны" с "пригодились"). А именно: в первую очередь для генеральной баталии. Что во многом определяло и тактику применения авианосного соединения в целом.

Да, может возникнуть альтернативная версия: адмиралы оставить линкоры позади не могли в силу природной консервативности, и просто "вешали" все тихоходные линкоры на одну группу. Эта версия противоречит тому, что известно о планах Хэлси, Спрюэнса и Митшера - но, поскольку обещал "простые наблюдения", она не бьётся и с ними. После сражения в заливе Лейте вероятность нового большого сражения стала стремиться к нулю. И уже в декабре 1944 г., во время опреации "Мушкетёр III" Хэлси свёл авианосцы TF38 в три группы, и раздели линкоры равномерно, при этом тихоходные "вашинтонцы" вошли в состав двух групп (TG381 и TG38.3). Во время ударов по Японии в июле 1945 г. линкоры входили в состав четырёх авианосных групп из пяти (5-я была особой, "ночной", и включала в себя старичков "Энтерпрайз" и "Саратогу"), при этом  линкоры вашингтонские числились в трёх группах (любопытно, что "Аляска" числился не в составе "быстроходной" 2-й группы с "Висконсином" и "Миссури", а в составе 3-й группы, с "Айовой" и "Саут Дакотой"). Таким образом, только в самом конце 1944 г. практика использования линейных кораблей в составе TF38/58 стала, в целом, соответствовать обозначенному во вводной части общепринятому. До того ситуация была сосвсем другой.

авианосцы, Вторая мировая, линкоры

Previous post Next post
Up