Почему авианосцы плохо подходили японцам.
Ещё пара слов на любимую тему "числа и умения" в войне на Тихом океане. Даже шире - на тему реализации "ресурсного преимущества". В применении к борьбе Японии и США этот вопрос распадается на два: вопрос о реализации потенциального превосходства США и вопрос о реализации реального превосходства Японии в первый год войны. Речь пойдёт об интенсивности использования авианосцев в сражениях кампании 1942 г.
Широко известная история о том, как "Йорктаун" успел к Мидуэю, а "Сёкаку" и "Дзуйкаку" пропустили main event. Это - случай частный, для обобщения лучше подходят некие количественные оценки. Вдохновлённый историей "Йорктауна", я попробовал вычислить "коэффициент использования" для 6 японских и 5 американских "флотских авианосцев", принимавших участие в кампании 1942 г. В числителе - сражения, в которых конкретный авианосец принял непосредственное участие, в знаменателе - число сражений, в которых он мог принять участие с учётом времени ввода в строй и прибытия на театр военных действий (для флотских авианосцев это касается только американского "Уоспа", но чуть ниже этот показатель станет более важным).
Коэффициенты использования авианосцев американского флота в сражениях кампании 1942 г.
"Энтерпрайз" - 3/4;
"Йорктаун" - 2/4 (потоплен в сражении у о. Мидуэй);
"Хорнет" - 2/4 (потоплен в сражении у о-вов Санта-Крус);
"Лексингтон" - 1/4 (потоплен в сражении в Коралловом море);
"Саратога" - 1/4;
"Уосп" - 0/2 (потоплен подводной лодкой).
Коэффициенты использования авианосцев японского флота в сражениях кампании 1942 г.
"Сёкаку" - 3/4;
"Дзуйкаку" - 3/4;
"Кага" - 1/4 (погиб в сражении у о. Мидуэй);
"Акаги" - 1/4 (погиб в сражении у о. Мидуэй);
"Хирю" - 1/4 (погиб в сражении у о. Мидуэй);
"Сорю" - 1/4 (погиб в сражении у о. Мидуэй).
Общий коэффициент использования американских авианосцев - 0,41 (9/22), для авианосцев японских - 0,42 (10/24). Результат интересный. Причины прогулов были разными, и об этом мы поговорим ниже. Пока заметим, что, с одной стороны, история с "Йорктауном" несколько тускнеет: на деле американские и японские авианосцы использовались с примерно одинаковой интенсивностью. Со стороны другой, заметим, что японцам, как стороне с меньшими потенциальными ресурсами, необходимо было стремиться к более высокой интенсивности - и вот из этого ничего не вышло. Более того, оценка использования японцами "авианосного ресурса" серьёзно изменится, если мы включим в рассмотрение их лёгкие авианосцы.
Коэффициенты использования лёгких авианосцев японского флота в сражениях кампании 1942 г.
"Сёхо" - 1/4 (погиб в сражении в Коралловом море);
"Дзуйхо" - 1/4;
"Рюдзё" - 1/4 (погиб в сражении у Восточных Соломоновых островов);
"Дзунъё" - 1/3;
"Хиё" - 0/1.
Общий коэффициент использования лёгких авианосцев - 0,25 (4/16), и это мы оставили за скобками "Хосё", ходивший с Ямамото к Мидуэю. Здесь, конечно, можно было бы сказать, что лёгкие авианосцы помогали японцам решать важные второстепенные задачи, не используя главные авианосные силы. Иными словами, участие в сражениях не было их главной задачей. Однако, единственным заметным подвигом лёгких авианосцев на этом поприще можно считать только действия "
Рюдзе" в Яванской кампании и Индийском океане.
На деле лёгкие авианосцы участвовали во всех операциях, закончившихся сражениями с участием "Кидо Бутай". Другое дело, что, скажем, при Мидэе до непосредственного участия дело не дошло. В Коралловом море и у Восточных Соломоновых островов лёгкие авианосцы пропали ни за понюшку. Только в бою у островов Санта-Крус им удалось внести существенный вклад в ход сражения - и как раз в этом бою лёгкий авианосец впервые был включён непосредственно в состав "Кидо Бутай". Что можно считать прямым признанием предыдущих организационных ошибок.
С самого начала войны японцы испытывали дефицит палубных самолётов и лётного персонала. Проблема была настолько остра, что даже потери во время атак на Пёрл-Харбор, Порт Дарвин и Цейлон - традиционно оценивающиеся как небольшие - не удавалось восполнять в полной мере. Уже в Коралловом море на борту "Сёкаку" и "Дзуйкаку" самолётов было меньше, чем при атаке па Пёрл-Харбор. Отсутствие готового резерва не позволило использовать "Дзуйкаку" у Мидуэя.
И вот при всём при этом японцы тратили драгоценные ресурсы палубной авиации на лёгкие авианосцы. Корабли, которые уже как таковые, не могли обеспечить ту же эффективность использования самолётов, что и авианосцы флотские (показателна история с "Хиё", пропустившим сражение у Санта-Крус из-за пожара ). Относительно низкая интенсивность использования усугубляла проблему, результативность так же была сомнительна, и при этом можно утверждать, что именно лёгкие авианосцы создали перегрузку в системе подготовки резервов палубной авиации.
Словом, японцы в 1942 г. использовали свой авианосный ресурс куда как менее рачительно, чем американцы. Факт более чем примечательный, лишний раз подчёркивающий, что вопрос о причинах победы США не так прост, как кажется. Впрочем, есть основания утверждать, что авианосцы вообще плохо подходили японцам для решения их проблемы.
Эту замечательную идею я встретил у
Роберта Лундгрена. Суть проста: характерные особенности чистых авианосных сражений делали их элементом войны на истощение. Поскольку, с одной стороны, сражения эти характеризовались высоким напряжением сил и неизбежно вели к серьёзным потерям с обеих сторон. И, с другой стороны, сражения эти не превращались в сражение на уничтожение - сторона терпящая всегда имел возможность уйти от преследования, сохранив существенную часть ресурса и забрав домой важные уроки.
Здесь - самое время вернуться к оценке причины "прогулов", к вопросу о том, почему "коэффициент использования" ниже 0,5. Вообще, в ряде случаев речь идёт о "невынужденных" прогулах. Скажем, "Энетрпрайз" и "Хорнет" пропустили бой в Коралловом море потому, что возили Дулиттла на экскурсию в Японию. С другой стороны, "Акаги", "Кага", "Сорю" и "Хирю" не участвовали в том же сражении потому, что так решил Ямамото.
Тем не менее, главной причиной пропусков были гибель, повреждения и потери в авиагруппах во время сражений. Для начала заметим: в авианосных сражениях погибли 6 из 12 перечисленных выше флотских авианосцев, и 2 из 5 - лёгких. Что ещё важнее: 7 из 8 кораблей погибли в первом своём сражени, и 1 - во втором. Конечно, утверждение о том, что авианосец был инструментом "одноразовым", может прозвучать резковато - но числа "говорящие".
В целом за американскими авианосцами - 13 прогулов, из которых 9 приходится на боевые причины. Из них 5 - это гибель "Лексингтона" и "Йократуна" в сражениях, а ещё 4 - результат самостоятельных действий японских подводных лодок (два случая с "Саратогой" и гибель "Уоспа"). Но если у американцев на прогулы по итогам сражений приходится только относительное большинство, то у японцев - большинство абсолютное, а именно - 10 из 14 случаев.
Авианосные сражения вели к взаимному истощению - а потому, разумеется, не были выгодны японцам. Из этого следует много интересного. Например, можно сказать, что знаменитые, любимые публикой японские авиаэнтузисты вроде Генды, Одзавы или Иноуэ на самом деле рыли могилу Императорскому флоту. А Ямамото, желавший линейного боя на уничтожение, был прав в своём желании. Впрочем, ещё интереснее заметить, что если японцы и не осознали в полной мере, в какую игру они играют - проблемы-то решить пытались.
Вопрос о развитии успеха палубной авиации силами надводных кораблей, вопрос о превращении авианосного сражения, возник сразу после боя в Коралловом море. Японцы пытались активно использовать свои линкоры уже при Мидуэе, а к сражению у Восточных Соломоновых островов "тяжёлый авангард" стал стандартным тактическим приёмом. Однако, задача оказалась сложнее, чем казалось. Японцы пытались заранее выдвигать авангард на угрожаемое направление - проблемой стало правильное определение этого направления. Японцы не угадали ни у Восточных Соломоновых, ни у Санта-Крус. Тем не менее, можно сказать, что желание японцев перевести борьбу "в партер" было совершенно верным со стратегической точки зрения. Для того, чтобы нащупать верное тактическое решение, им не хватило боевого опыта и времени.