Leave a comment

Comments 102

larado February 16 2022, 14:55:21 UTC
Интересный анализ, ушёл ковыряться в детальках.

Первое, что бросилось в глаза - три наших треугольника при встрече с капиталом драпающие наутёк. У них же в родовом гербе нарисован линкор, насаженный на торпеду, или как? И при этом на свой собственный дредноут в атаку радостно вышли. Первая мысль - в первом бою расположение неудачное, "Гёбен" удирает, но вы пишете "линкор продолжал преследование...".

Ещё понравился пример со сложностью взаимодействия нескольких групп и дружественным огнём. И как это у Того 100500 отрядов под Артуром кружилось - и никто ни по своим огня не открыл, ни к нашим в кильватер не пристроился?

Reply

ext_5532811 February 16 2022, 15:01:16 UTC
Один случай дружеского огня у японцев я точно могу припомнить. Подрыв торпедой миноносца Чидори в ходе атаки на русскую эскадру 10 июня 1904 г. Русские во время этих событий торпед не пускали. Он явно был торпедирован самими японцами. Но история Мейдзи его повреждения приписывает русским. Так, что у японцев могло быть много случаев дружественного огня, о которых в официальных японских документах не распространяется или отрицается.

Reply

naval_manual February 17 2022, 05:05:49 UTC
>Подрыв торпедой миноносца Чидори в ходе атаки на русскую эскадру 10 июня 1904 г. Русские во время этих событий торпед не пускали. Он явно был торпедирован самими японцами.

Отличное наблюдение! Причём даже название японца можно установить почти точно - по "Мэйдзи", попадание было в 21.43. Ближайшая по времени японская торпедная атака - "Хаябуса", в 21.45 атаковал "трёхтрубное судно". Теоретически мог быть ещё "Касасаги", но у него атака в 21.40, на крейсер типа "Диана".

Reply

naval_manual February 17 2022, 04:51:22 UTC
>У них же в родовом гербе нарисован линкор, насаженный на торпеду, или как?

Так там же ещё волк, сова и ёжик в тумане. Атака среди бела дня в чистом поле - не тот случай, и отход наших эсминцев был вполне оправданным. Причём, помимо теории, есть ещё и практика - немцы не раз показывали, что эсминцам с их кораблями лучше не связываться. Даже умирающий "Блюхер" и "Майнцы", если правильно помню, при Гельголанде. Был урок и на Чёрном море, в первый день войны - "Гебен" против "Пущина" (Трубецкой пытался атаковать, да). Так что здесь нет повода для сомнений, мне кажется.

>И при этом на свой собственный дредноут в атаку радостно вышли

Я неудачно написал, "утром". Поправил - атака была за час до рассвета.

>Ещё понравился пример со сложностью взаимодействия нескольких групп и дружественным огнём. И как это у Того 100500 отрядов под Артуром кружилось - и никто ни по своим огня не открыл, ни к нашим в кильватер не пристроился?

У японцев дружественный огонь - вообще редкость. Но это у японцев.

Reply


bantaputu February 16 2022, 15:39:10 UTC
Турецкие угольщики ходили с расчётом иметь возможность выброситься на берег в случае атаки, что и делали, и упомянут как минимум один случай, когда судно (угольщик "Сейхун"), получив пробоину ниже ватерлинии, просто село на дно. Таким образом, маршрут угольщиков был постоянен, понятен, мелководен, и непонятно, почему Эбергард не пробовал использовать против них минные постановки. Пресекать траление было бы много проще, чем в Босфоре, и минная опасность вынудила бы противника изменить тактику - едва ли к его выгоде.

Я что-то не знаю про минные постановки?

Reply

ext_5532811 February 16 2022, 15:55:53 UTC
>Таким образом, маршрут угольщиков был постоянен, понятен, мелководен, и непонятно, почему Эбергард не пробовал использовать против них минные постановки.

А как Вы оцениваете, какой это был бы масштаб минных постановок? Заминировать всё турецкое побержье от Зунгулдака до Босфора? Сколько для этого потребуется выставить мин? На мой взгляд, выставить мин потребуется сильно больше, чем для полного заблокирования Босфора во второй половине 1916 г. И где взять в 1915 г столько мин? Первая в 1915 г партия якорных мин прибыла на ЧФ в сентябре 1915 г. Из-за этого Черноморский флот не ставил мины весной-летом 1915 г, так как на ЧФ не осталось мин, они кончились, мины Краба не в счет.

Reply

bantaputu February 16 2022, 16:12:28 UTC
Чтобы перерезать дорогу, необязательно минировать её всю вдоль, хватит и одного участка. В этом прелесть дорог.

Но в общем понятно: "Артиллерия не стреляла по 21 причине. Первая: не было пороха."

Reply

ext_5532811 February 16 2022, 16:22:47 UTC
>Но в общем понятно: "Артиллерия не стреляла по 21 причине. Первая: не было пороха."

В общем-то и эту причину обойти можно, если понять, чем минирование турецких берегов лучше минирования Босфора, куда эти транспорты неизбежно стремятся? Бухт для выброски транспортов на берег много, а Босфор один.

Мины можно взять, вытралив ряд своих оборонительных заграждений. В первую очередь у Одессы и Севастополя, а также Батума. Вытраленные мины переснарядить тросами и якорями. Это займёт какое-то время, но мне думается, будет быстрее производства новых мин с нуля. К тому же турки с вытраленными русскими минами так и поступали.

Reply


b_graf February 16 2022, 17:02:06 UTC
А что турки не пытались улучшить сухопутные пути ? Вроде там была железная дорога запланирована ? (в итоге такую линию не построили, теперь от Анкары идет, но тем не менее). Можно же было с чего-то вроде узкоколейки (декавильки, например) с канатками в сложных местах начать (в расчете на будущее более крупное строительство тоже - ее в мирное время использовать для перевозки стройматериалов).

Reply

naval_manual February 16 2022, 19:06:20 UTC
Пытались что-то придумать, но железку вроде по условиям местности не получалось построить, как минимум быстро, а р. Сакарья была слишком мелкой. Деталей не видел, у Лорея только это упомянуто. И ещё бурый уголь копали на берегу Мраморного моря.

Reply

ext_5532811 February 17 2022, 14:07:56 UTC
Я давно одного турецкого автора читал, за давностью лет не помню, как его звали. Он писал про выплавку стали и чугуна в Османской империи в годы Первой мировой войны. В 1915 г падение производства очень большое, а весь металл в основном идёт на снаряды, которых всё-равно сильно не хватает.

Отсюда можно предположить, что угольная блокада влияла также на выплавку стали и чугуна в Турции. Так, что для строительства ж/д в Зунгулдак новых рельсов и металлоконструкций туркам было взять неоткуда. Если только снимать с действующих линий.

Reply

uldorthecursed February 20 2022, 18:14:12 UTC
Внутри Угольного района железные дороги как раз были - от шахт к тому же Зунгулдаку даже двухпутная, она на фото тех лет хорошо видна. И наши корабли при одном из обстрелов (турки говорят про 15 августа) даже железнодорожный мост расфигачили.

Но декавильку можно быстро класть можно на ровной местности. А там горы - расчищать трассу, строить мосты, долбить туннели. Что для узкоколейки, что для нормальной колеи это масштаб примерно один...

Кстати, у меня есть ощущения, что основным портом вывоза угля был Зонгулдак, а не более крупный Эргели, именно потому что Зонгулдак имел ж/д связь с угольными шахтами.

Reply


ТОП: 04:00 (московское) magict30p February 17 2022, 01:00:04 UTC
Вы попали в Т30P самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Это Ваш 3-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера.
... )

Reply


all_kruchinin February 17 2022, 06:38:24 UTC
не считал кол-во эпизодов, но это мы так договоримся что русские самые-самые подводные линкорные атакуны, а Гебен самый-самый заатакованный пл линейный корабль.
:D

Reply

naval_manual February 17 2022, 06:50:16 UTC
Три атаки с пуском торпед. Про наших не договоримся, в вот про "Гебен" - видимо, да.Линейные крейсера типа "Мольтке" - точно да))

Reply


Leave a comment

Up