Все участники великой битвы - и проигравшие, и победители - могут выиграть от лучшего знания этой стороны истории. /// История учит, что ничему не учит. Два народа, понесшие, не считая немцев, наибольшие потери в двух мировых войнах, учинили нынче нечто, что может стать триггером к закрытию всего проекта человечество. Если уж своего опыта недостаточно, смотрели бы по сторонам.
Детальный рассказ о японских страданиях 4 июня 1942 г. - о том, что это значит - на долгие часы оказаться в ловушке на пылающем корабле; об ужасных условиях, с которыми столкнулись моряки Императорского флота, когда вели свои личные битвы на борту обречённых кораблей; и о том, как выжившим, в конце концов, удалось пройти это испытание - оправдан постольку, поскольку он выходит за национальные границы. ///
В России есть Цусимское сражение с возможностью такого описания. Новиков-Прибой не смог?
В личных разговорах с профессиональными российскими историками от некоторых из них я слышал мнение, что описание ужасов войны лучше оставить для художественной литературы. Эрик Марии Ремарк, Лев Толстой, Михаил Шолохов и многие другие великие писатели это в своих произведениях передают много лучше.
Зато верят им много хуже, что, собственно, и нужно: "тонкая натура, преувеличивает", "для драмматизма и динамики сюжета было нужно и только"... А после появляется цитата Чапека, которую многие воспринимают на серьёзных щах, а не как хохмочку.
Во многом согласен с комментарием выше, ну и ещё вопрос в аудитории. Читающие популярные книжки по военной истории не всегда знакомы с Ремарком - или, как минимум, приняли его близко к сердцу.
Я сам считаю, что игнорировать эмоциональную составляющую истории - это для историка защитная реакция, с помощью которой он избегает полного контакта с предметом своего профессионального интереса, так как, исследуя войну, ему может быть трудно справляться с собственными эмоциями и оставаться объективным.
Замечательная книга во всех отношениях! А сбалансированная «человеческая сторона конфликта», причём и с той и с другой стороны это практически обязательная часть во всех новых работах. В той же дилогии Jeffrey Cox’a про Гуадалканал (третий том уже анонсировали на 2023) соотношение примерно 60-40 где 40% это про японские страдания; три тома Ian Toll тоже самое.
Абсолютно вторичная, целиком и полностью написанная на основе уже опубликованных работ, тот же Франк и так далее, но написана отлично, не оторваться, пожалуй лучший и очень подробный современный компендиум, one stop shop так сказать
Скорее речь идёт о попытке "рассказать историю людей, а не (только) историю царей". Такие попытки всегда делались частью авторов, а в последние десятилетия стали фактически мэйнстримом, по крайней мере в научпопе. На иной взгляд, в совсем последнее время эта линия вообще вывернула куда-то не туда.
О том и речь. Если в 18 веке потери на войне воспринимались положительно как открытие пути к карьере, что по письмам майора Ржевского как раз и выводили, в частности, потом, с появлением идеологии, стали давить на их отсутствие "единым могучим ударом, малой кровью на чужой территории, нас будут встречать девушки в декольте до пупа с охапками цветов, а не пулемёты...", то с распространением информации безконтрольно мейнстрим как раз и смещается к пониманию, что потери всегда будут, всегда тяжкие, а потому надо искать другие методы акромя войны, или же если и устраивать, то очень чётко понимая зачем, почему, какой ценой. По факту, это всё как раз и есть прохождение "имперского синдрома": от территории на карте-всё, их приращение-это и есть развитие Державы, а люди-ничто, к обратному, когда людской потенциал становится основным активом.
Я бы не делал вывод по одной книге двух авторов. Хотя я и не уверен, что в американском обществе вообще когда-то были сильны имперские настроения. Мессианство - вроде, да.
Мне кажется Вы драматизируете обстановку. Все же понимают, что после попадания бомбы или ракеты в консервную банку набитую людьми там будет ад - некомплектные человеческие тела, пытающиеся через огонь выползти по мешанине металлолома и конвульсирующих человеческих останков туда, где их смогут вытащить на спасательный плотик и перетянть оторванную руку быстрее, чем наступит смерть от кровопотери. И что у большинства не получится. Что кто-то сначала поймёт, что сейчас утонет, а потом захлебнётся в ледяной воде, а кто-то доживёт в воздушном кармане до смерти от переохлаждения.
Это всё, конечно ужасно, но так устроен мир. И все это прекрасно понимают.
Что именно драматизирую? Вопрос о том, может ли всё вот это быть частью развлечения, не кажется таким уж драматичным. Скорее, естественным.
>Это всё, конечно ужасно, но так устроен мир.
Никакого раз и навсегда данного устройства мира нет. Мир вообще и Россия в частности сильно продвинулись в деле уменьшения человеческих страданий. В том числе - военных. Есть смысл и дальше идти в том же направлении.
Comments 24
Детальный рассказ о японских страданиях 4 июня 1942 г. - о том, что это значит - на долгие часы оказаться в ловушке на пылающем корабле; об ужасных условиях, с которыми столкнулись моряки Императорского флота, когда вели свои личные битвы на борту обречённых кораблей; и о том, как выжившим, в конце концов, удалось пройти это испытание - оправдан постольку, поскольку он выходит за национальные границы. ///
В России есть Цусимское сражение с возможностью такого описания. Новиков-Прибой не смог?
Reply
Он как раз очень даже смог, его "акробатов" я хорошо помню и сейчас. Но он всё же писал роман, это - другой жанр.
Reply
Понятно. А стоит ли смешивать жанры?
Reply
Reply
Reply
А после появляется цитата Чапека, которую многие воспринимают на серьёзных щах, а не как хохмочку.
Reply
Reply
Reply
А сбалансированная «человеческая сторона конфликта», причём и с той и с другой стороны это практически обязательная часть во всех новых работах. В той же дилогии Jeffrey Cox’a про Гуадалканал (третий том уже анонсировали на 2023) соотношение примерно 60-40 где 40% это про японские страдания; три тома Ian Toll тоже самое.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
И что у большинства не получится.
Что кто-то сначала поймёт, что сейчас утонет, а потом захлебнётся в ледяной воде, а кто-то доживёт в воздушном кармане до смерти от переохлаждения.
Это всё, конечно ужасно, но так устроен мир. И все это прекрасно понимают.
Reply
>Это всё, конечно ужасно, но так устроен мир.
Никакого раз и навсегда данного устройства мира нет. Мир вообще и Россия в частности сильно продвинулись в деле уменьшения человеческих страданий. В том числе - военных. Есть смысл и дальше идти в том же направлении.
Reply
Leave a comment