Особенностью политического процесса в России является то, что в нём ни хрена не понятно.
Ну, то есть, мы понимаем, что делает Путин и его группа: 1) воруют 2) узурпируют власть, чтобы ещё больше воровать 3) едят шашлыки в Сочи, надев спортивные костюмы с меховыми воротниками.
У каждого из нас есть отношение к происходящему и набор политических взглядов.
Однако, у нас достаточно смутное представление о том, как именно граждане РФ оценивают происходящее в динамике.
Сколько граждан действительно поддерживают Путина и почему. Какой реально уровень поддержки "Единой России" в крупных городах, а какой в городах 100-тысячниках. Что думают про Олимпиаду? Что про РПЦ и что про гей-парады? Что думают про Сердюкова и как это изменится, когда его окончательно отмажут?
На все эти вопросы более-менее точные ответы должны давать социологи, но не дают, к сожалению.
В полный рост мы с этим столкнулись в время выборов мэра Москвы, которые отлично продемонстрировали полную деградацию российской социологии:
Здесь подробно об этом.
Социологическая служба нашего штаба, созданная в экстренном порядке и основанная на волонтёрской работе, давала на порядок более точные прогнозы, чем так называемая "большая тройка": ВЦИОМ, ФОМ и "Левада".
Понятно, что во время выборов нам никто не верил - кто же поверит социсследованиям штаба кандидата.
Но мы-то знали, что наши данные - это правда.
Существующие соцслужбы, в силу своей продажности или бестолковости, принесли нам тогда много вреда. Единственный, кто делал профессиональные и толковые замеры, на которые можно было ориентироваться -
Комкон, но они, к сожалению, делают очень мало общественно-политических исследований, нам просто повезло, что у них были такие замеры.
Есть ещё разнообразные "закрытые исследования".
Постоянно ходят всякие легенды и бумажки о неких супердостоверных опросах, сделанных ФСО, ФСБ, Кремлём, мэрией и тд. Это всё вообще чудовищная дрянь. Сами понимаете, если Кремлю, мэрии или ФСБ нужен "секретный опрос", то они заказывают его каким-то своим жуликам-пиарщикам, те идут в тот же ФОМ, а ФОМ просто ставит циферки из своего обычного липового опроса в "секретный опрос", справедливо полагая, что разницы никакой нет.
Можно конечно предположить, что ФСБ само будет делать опрос и посадит за телефоны 50 лейтенантов. Качество этих опросов будет такое же, как и качество безопасности в нашей стране.
Короче, можно долго ругать ситуацию с социологией, но лучше перейдём к "конструктиву" и "позитиву".
Итак, нам всем нужны качественные соцологические данные для грамотного планирования политической и антикоррупционной деятельности.
Мы хотим знать, что думают жители малых городов и что им надо сказать, чтобы они, взяв вилы, бросились к офису "ЕдРа".
Что думают жители больших городов и о чем им надо думать, чтобы они начали жечь покрышки на улицах?
Слышали ли в городе Владивостоке про
дачи единороссов?
Знают ли в Сызрани про
шубохранилище?
Каких расследований хотят в Питере и Перми: поиска испанских дач начальства или
разоблачения воров из ВТБ?
Вот взять того же жулика Якунина. У меня было предложение с которым я носился: давайте напишем доклад, где будут разрисованы все его
жульнические схемы и разошлём по всем подразделениям РЖД. Несколько тысяч штук. Скучающие офисные железнодорожники почитают это всё и разнесут по стране - ведь всем интересно перемывать кости начальству.
Так, говорил я, через два месяца три миллиона человек (сотрудники РЖД и их семьи) будут знать всё о тайнах шубохранилища. А если знают три миллиона, то через полгода знает вся страна.
Хорошо, что мы не стали реализовывать мой план, а позвали социологов, чтобы исследовать, что такое сотрудники РЖД и как работают их горизонтальные связи. Мы провели серию так называемых
глубинных интервью с самыми разными сотрудниками РЖД. От работяг до руководства.
Выяснили, что все они итак считают Якунина коррупционером. Все, кому задавали провоцирующий вопрос "Якунин - вор?" отвечали "да, вор".
При этом почти все голосовали за Путина, считают, что начальство должно воровать, а обсуждать наш доклад на работе они не будут, потому что в компании очень развита семейственность ("пошел учиться/работать в РДЖ потому что родители там работали, а больше некуда"), все боятся, что их застучат коллеги, сообщив, "куда надо" через родственные связи.
Поэтому моя идея была признана не гениальной, а дурацкой, и мы разработали другие схемы распространения информации о Якунине.
Вот как важна социология: мы потратили немного денег на неё, зато сэкономили кучу времени, усилий и ресурсов, которые могли потратить на неэффективный проект.
Ну, и много таких примеров.
В связи с этим всем мы запустили нашу собственную социологическую службу. Об этом сегодня подробно пишут "Ведомости":
Навальный займется соцопросамиУдачный опыт опросов общественного мнения перед выборами мэра
Москвы будет распространен на всю страну
Читать целиком
Она уже работает и проводит первый опрос, связанный с
выборами мэра Новосибирска. Для старта выбран Новосиб по очень простой причине: выборы скоро, многие кандидаты просят поддержки, а мы хотим принять это решение с учётом, прежде всего, идеологии, и но достоверных социсследований.
Возглавляет службу
Анна Бирюкова, та самая, которая "рулила" социологией на выборах.
Штука в том, что социология - это не какое-то сакральное знание. Всё, что надо делать, подробно и качественно описано и в нашей и иностранной литературе. Все самые передовые методики доступны любому, кто читает на английском.
Нужно просто делать всё очень качественно и по инструкции.
Знаете, как говорят "делай как для себя, а не для дяди". В этом был успех нашей штабной социологии - её делали волонтёры и делали для себя.
Пока мы делаем телефонные опросы.
Почему телефонные опросы это хорошо: потому что они позволяют сделать действительно случайную выборку. Мы (в отличие от некоторых) не звоним по базам телефонов или по «хорошо отвечающим номерам», мы звоним по случайно сгенерированным номерам, в рамках области/города, да, в таком случае происходит набор несуществующих или офисных номеров, так звонить долго и дорого, но результат получается самый лучший. Особенно прекрасно, что у нас есть возможность задать пропорцию городских/мобильных телефонов в списке обзвона, потому что звонить только по городским номерам это, конечно, прошлый век.
Что мы можем теперь делать: теперь мы можем проводить восхитительные опросы, в любом городе, области, в федеральном округе, и по всей России. Грамотный телефонный опрос с соблюдением всех технологий показывает самые хорошие результаты. То, что нужно.
Кто сейчас делает опрос: для запуска и тестирования системы мы наняли профессиональных обзвонщиков, но будем менять их на волонтёров по мере их прихода и обучения.
Почему волонтёры могут опрашивать лучше всех: потому что чувствуют ответственность. Конечно у них есть чёткая политическая ориентация и аффилированность, но они её держат при себе, чтобы получить объективные результаты. Ведь мы делаем опрос для себя.
Чем нам можно и нужно помочь: мы оборудовали 7 рабочих мест, 6 дней, 8 часов эти места должны быть оккупированы, так что приходите-приходите, это удобно, офис, тепло, удобно, отличный софт, никакие номера руками не набираются, интервьюер нажимает на волшебную кнопку на экране:
(она выглядит буквально так)
и сидят в наушниках, ждут, пока система дозвонится до живого номера - никаких лишних кликов и движений. Анкета, специально заточенная для телефонного опроса, удобна и прекрасна.
Мы обещаем всему научить, тренинги и методички, кофе, чай, печеньки, работа в офисе ФБК, причастность к важному общему делу.
Присоединяйтесь к нам, пожалуйста. Создавайте вместе с нами лучшую социологическую службу в стране.
Мы будем делать не только телефонники, но и уличные опросы, на которых мы набили руку во время выборов.
Заниматься политикой без качественных социологических исследований можно, конечно, но это какой-то прошлый век.
Если мы можем скорректировать нашу стратегию так, чтобы стать эффективнее, то давайте сделаем это.
Если вы готовы работать (а опросы - это довольно непростая и муторная работа) с нами, то
скорее огорчите старика Путина: записывайтесь скорее здесь.