Оригинал взят у
olga_euro в
IPO в картинках Любые объяснения студентам хода финансового кризиса рано или поздно упираются в график спредов по гособлигациям. В эту секунду преподавателю стоит внимательно смотреть в глаза присутствующих. Довольно часто взгляд мутнеет, что означает бессмысленность всех дальнейших объяснений.
Между тем вопрос ключевой для студентов любых специальностей, включая политологов, регионоведов, журналистов. Не уловив логики, студенты не могут взять в толк, почему пострадавшие страны не могут сами финансировать госдолг, и зачем нужны фонды спасения. Последние несколько лет я устраиваю игру, имитирующую аукцион. Взрослые слушатели с удовольствием орудуют цветными карандашами и ножницами. Заодно считают. Вот, как это выглядело пару недель назад в магистерской группе регионоведов из 8 человек.
1. Каждый студент получил лист А4 с заданием раскрасить его на свой манер и разрезать на 8 частей. Получился набор разноцветных карточек - государственных облигаций.
2. Мелом на доске я написала список условных стран и размер их государственного долга к ВВП (страна А - 20%, страна B - 40% и т.п.). Каждый студент выбрал себе страну и стал ее министром финансов. Размер госдолга он или она записали на обратной стороне каждой из своих восьми облигаций.
3. Все облигации (у нас их получилось 64) выложили на общий стол и перемешали.
4. Теперь студенты превратились в инвесторов, участников рынка. Каждый набрал себе по 8 чужих облигаций в любой комбинации.
5. Мы договорились, что все облигации имеют одинаковый номинал - 100 евро и срок погашения один год. Доходность определяется в момент размещения, то есть инвестор платит за ценную бумагу столько, сколько он считает разумным, учитывая риск дефолта. Отказаться от покупки нельзя. Цена покупки записывалась на облигации.
6. Студенты снова стали министрами финансов. Каждый собрал свои облигации (узнав их по картинкам) и подсчитал сумму, полученную в результате их первичного размещения.
7. Пока студенты считали, я создала файл в Excel, который проецировался на экран. Результаты внесли в таблицу и построили точечную диаграмму. Вертикальная шкала - полученная сумма (из 8 облигаций по 100 евро); горизонтальная шкала - отношение госдолга к ВВП. Левая колонка - имена министров финансов.
Как только диаграмма появилась на экране, все всё поняли.
Тут же был показан реальный график из интернета, например, такой. Теперь вопрос о предах по суверенным долгам - один из самых любимых в группе.